Светлана Слепченкова, 06.08.2018 0

Страх — защита или наказание? Что делать, если ученик боится отвечать у доски или с места


Наша жизнь подчинена обеспечению собственной безопасности и добыванию ресурсов. Для удовлетворения этих потребностей у человека есть разные инструменты, один из — эмоции. Эмоции — это состояния организма, которые помогают человеку  реагировать на происходящее. Мир нейтрален. Человек раскрашивает свою жизнь разными «красками» (или эмоциями) сам в зависимости от значимости, которую накладывает на событие.    


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Страх — эмоция, которая помогает избегать опасностей и сохранять жизнь. Данная эмоция появляется, когда человек неуверен в своем будущем. Будет ли оно — будущее? Если будет, то каким? Страх показывает, что человек ожидает от будущих событий неприятных или разрушительных последствий. Данная эмоция заставляет организм человека мобилизоваться и начать действовать, а именно убегать, избегать или застывать в оцепенении.

В оцепенение человек может впадать, когда ощущает невозможность спастись бегством от опасного для жизни раздражителя. Человек полностью обездвижен и имитирует собственную смерть. Как правило, это предотвращает нападение преследователя. Например, в подобное состояние рекомендуют впадать при встрече с медведем в живой природе. Некоторым людям удалось сохранить жизнь подобным образом. Таким способом иногда пользуются и дети, застывая на месте, в надежде на то, что учитель переключит свое внимание на другого ученика.

В норме страх появляется как реакция на происходящее. Например, физический страх. Человек ходит по лесу в поисках грибов и видит зайца, белку или бурундука. Он идентифицирует данных животных как безопасных для жизни и продолжает собирать грибы, не пытаясь спрятаться от них. Или, например, человек ходит по лесу, слышит треск веток, поворачивает голову и видит кабана с потомством (которое кабан будет защищать), он  идентифицирует животное как опасное и начнет испытывать страх. В эти моменты мозг посылает сигнал и в доли секунды в кровь выбрасывается адреналин. Начинается мобилизация организма, чтобы человек мог быстро найти, принять решение и начать действовать. Знания помогают человеку выбрать оптимальный способ защиты своей жизни. Человек получил опыт. На основании этого опыта он будет дальше планировать свои действия.

Второй пример. Человек ходит по лесу, слышит треск веток, поворачивает голову и никого не видит, но воображает кого-то и начинает бояться собственных фантазий. Мозг посылает сигнал, и в организме происходит смена биохимического состояния, как и при реальной угрозе жизни. Психика человека не отличает реальную опасность от воображаемой и реагирует одинаково в обоих случаях, то есть мобилизует организм для собственной защиты. В реальности человек слышит треск веток и никого не видит. В норме страх не должен появиться, так как нет повода. Однако человек придумывает и начинает бояться своих фантазий. И его поведение в данной ситуации построено на собственных фантазиях и не имеет никакого отношения к реальности. Вопрос: насколько его поведение, сформированное под действием его фантазий, эффективно в реальности?

Третий пример. Человек ходил в лес. Встретил в кабана. Был сильно напуган. Больше в лес не ходит. Теперь человек боится не встретить кабана в лесу, а даже ходить в лес. Он распространил свой страх на все леса и на всю жизнь и тем самым ограничил свои возможности. То есть человек, если говорить образно, «застыл в ситуации». Поэтому психологи и советуют жить «Здесь и сейчас», так как выбранная модель, основанная на реальных фактах происходящего, более уместна в конкретной ситуации.  

Подведу небольшой итог,  страх — кратковременная и жизненно важная эмоция, которая влияет на изменение внутреннего состояния человека, для быстрого поиска решения и быстрого действия, чтобы избежать разрушительных последствий. Например, чтобы человеку при виде кабана хватило сил вспорхнуть на дерево, как птица, даже при отсутствии нижних веток.

Страх =  убегать, избегать, застывать

Реакция на социальный страх аналогичная. Например, ученика вызывают к доске отвечать, а он по какой-то неизвестной для учителя причине не выходит, а замирает с глазами, полными ужаса, впадает в состояние оцепенения в надежде, что это поможет ему избежать неприятных для себя последствий. Если вдруг ребенок «отмирает», то может начать плакать или проявлять агрессию — это тоже защитная реакция на неприятный раздражитель.

Две группы социальных страхов

Несмотря на то, что различают большое количество социальных страхов, все их можно объединить в две группы: боязнь быть отвергнутым обществом (другим человеком) или боязнь быть уничтоженным обществом (другим человеком). Для ребенка при его зависимости до определенного момента от расположения взрослых людей, быть отвергнутым = смерть в перспективе. Страх заставляет его сохранять отношения с взрослыми. Например, ученик не выучил урок. Учитель поставил «двойку». Родители наказали его каким-то образом. Ученик получил опыт: «двойка» = наказание. Казалось бы, вывод напрашивается сам собой. Все, что нужно ученику, чтобы избежать наказания в дальнейшем — это учить уроки.

Однако причин, по которым ученик не выучил урок, много, и разбирать их надо отдельно, но объединяет эти причины одно — есть что-то более важное, чем выполнение домашнего задания. Например,

  • сильная загрузка как времени, так и физических ресурсов: общеобразовательная школа, секции, музыкальная школа и так далее, ученик физически может не успевать учить домашнее задание;
  • отсутствие интереса к учебе или к конкретному предмету. Не видит ученик в учебе никакой выгоды для себя. Зачем себя напрягать?
  • высокие требования взрослых. Многие учителя, тренера и родители хотят видеть отличника, победителя, кого-то великого и лучшего. Если ребенок не соответствует их ожиданиям, то каждый взрослый в меру своих знаний и способностей будет пытаться заставить ребенка соответствовать их ожиданиям.

Но вернемся к страху наказания или отвержения взрослыми. Ученик хочет сохранить и хорошие отношения с взрослыми, но хочет сохранить и время на удовлетворение собственных интересов. Возникает конфликт между интересами взрослых и интересами ребенка. Если при появлении такого конфликта взрослые не начинают выяснять корни происходящего или выясняют, но отказываются пересмотреть свои ранее принятые решения, то рискуют либо довести ребенка до апатии и выученной беспомощности, либо ребенок начнет хитрить, врать, придумывать небылицы, совсем в плохом варианте убегать из дома, ходить в секты и прочее. И в первом, и во втором случае ребенок уверен, что не имеет возможностей повлиять на развитие ситуации, ребенок уверен, что взрослых не интересуют его трудности, ребенок уверен, что взрослых не интересуют его желания и эмоции. Подобное развитие ситуации разрушает контакт между ребенком и взрослыми. Дальше ситуация, как правило, ухудшается. Постоянное запугивание ребенка, особенно родителями, декларируемое как проявление заботы о благе ребенка, наоборот разрушает психику и мешает развитию его личности. Ребенок теряет способность конкурировать, проявлять инициативу, проявлять себя. Выученная беспомощность из одной сферы со временем распространяется на другие сферы жизни.

Во избежание развития ситуации в подобном ключе, я уверена, взрослые могут найти и другие инструменты для стимулирования детей к развитию. Для этого необходимо поощрять всё продуктивное и запрещать, а иногда игнорировать всё непродуктивное в поведении ребенка. Не ребенка, а его слова и действия. Не Маша — плохая, т.к. залезла в лужу без сапог. Поведение Маши — неуместное, так как она намочила ноги, потому что полезла в лужу без резиновых сапог. Предложить Маше альтернативное решение — выйти погулять в сапогах и ходить по лужам с удовольствием и для Маши, и для родителей. И это простой пример, но подобное отношение к ребенку формирует у него адекватное отношение и к запретам, и к поиску альтернативных решений.

Как поступить учителю в ситуации, если ученик отказывается отвечать у доски и при этом плачет, пытается убегать или стоит в оцепенении?

  • Предотвратить развитие истерики. Как только вы видите, что ученик сжимается, лицо бледнеет, глаза увеличиваются, «наполняются ужасом» и начинают блестеть от слез, то предложить ответить с места. Если и на это предложение вышеописанная реакция сохраняется, то следует оставить данного ученика в покое и вызвать другого. Можно констатировать сам факт произошедшей ситуации: такое бывает с разными учениками и даже с учителями, а со временем проходит. Однако подача информации резко меняется в зависимости от возраста ученика.
  • Не усугублять и так непростую жизнь ученика. Не стоит делать из этого трагедии или шоу, бегать по школе и вещать, как радио, что у этого ученика такие-то проблемы. Эта задача, которую необходимо решать, а не повод для гордости, о котором должны знать все присутствующие в школе и не только. Процесс обучения не должен страдать, но и репутация ученика тоже. Ни одному учителю не понравится, когда незнакомые ему люди будут знать о том, что не является предметом гордости для него и для остальных. Исключением может стать состояние, называемое в психологии «уход в болезнь». В подобном состоянии человек начинает использовать свою болезнь или другую ситуацию как предмет гордости, чтобы получить преимущество перед другими людьми и личные выгоды. Такому человеку не выгодно становиться здоровым членом общества. Льготы потеряет.
  • Исследовать ситуацию. Для прояснения ситуации можно переговорить с учеником на перемене, но без свидетелей. Можно задать следующие вопросы: Ты знаешь ответ на мой вопрос? Такая реакция у тебя впервые? Родители знают об этом?
  • Переговорить с родителями. Диалог лучше начать с просьбы охарактеризовать своего ребенка: его интересы, его поведение в детском саду/другой школе, его отношение к школе, его качественные характеристики. И только затем рассказать о произошедшем. И спросить, как они собираются решать данную ситуацию. При позитивном течении разговора объединить усилия с родителями. При негативном: сообщить им, что вы вынуждены рассказать о произошедшем администрации школы и пригласить школьного психолога, чтобы они помогли решить возникшую у ученика трудность.
  • Определить кто перед нами: маленький манипулятор, эмоциональный шантажист или ученик, который реально боится. Если перед учителем эмоциональный шантажист или маленький манипулятор, который привык подобным образом избегать неприятных для себя ситуаций, то его можно отличить по следующим признакам: резкая смена настроения, как только цель будет достигнута. Вот ученик плакал, но остался сидеть на месте. Секунда — и он уже улыбается! Если ребенок на самом деле испытывает трудности, то смена настроения не произойдет мгновенно. И если перед учителем эмоциональный шантажист, то у него тоже трудности, которые связаны с чувством собственного достоинства. И ему тоже нужна помощь психолога. Однако независимо от вышенаписанного в данном пункте учителю необходимо проявить стойкость и решительность и в следующий раз поставить «2» за отказ отвечать у доски, чтобы стимулировать ученика к иным действиям.
  • Уважайте чужой страх. Страх возникает, когда человек чувствует опасность. Все испытывают страх и учителя тоже. Не стоит говорить ученику, что страх это ерунда и его легко преодолеть, надо только набраться смелости, чтобы выйти к доске и рассказать. Смелость — это что? Как ее проявить, когда адреналин — гормон страха — продолжает поступать в кровь. Он предвосхищает катастрофические последствия, потому что уверен, что у него нет ресурсов для изменения финала. Представьте себе такую ситуацию: вы и ученик стоите на пешеходном переходе. Пешеходам горит красный свет. И вы понимаете, и ученик понимает, что хождение на красный свет может закончиться гибелью человека. И вдруг учитель говорит ученику: не бойся, наберись смелости, надо решиться и сделать первый шаг. У некоторых бесстрашных учеников может появиться кураж. Воображение нарисует, как он успешно преодолевает дорогу на красный свет и как ему позавидуют такие же бесстрашные. Он чувствует себя героем и уверен, что ресурсов для этого у него достаточно. Выработается норадреналин. Организм мобилизуется как и при страхе, с той разницей, что ситуация вызывает интерес и желание проверить собственные силы. И таких смелых иногда снимают с крыш вагонов с ожогом тела более 70% или находят на рельсах или под колесами транспортных средств.
  • Помочь найти ресурсы. Взрослый человек заботится о себе сам. Сам идет к врачу, если у него что-то заболело. Сам зарабатывает на хлеб. Сам себя развлекает. Сам ходит к психологу. Сам развивает себя и прочее. Сам создает трудности и сам мужественно их преодолевает. Ребенку справляться с трудностями помогают взрослые люди (родители, учителя и т.п.), то есть учат его, как самостоятельно справляться с текущими задачами. Подобным образом происходит развитие ребенка и его подготовка ко взрослой жизни, где выживает сильнейший, который с биологической точки зрения быстрее всего адаптируется к изменяющимся условиям жизни. Ученик с подобным страхом адаптировался к текущей ситуации, так как научился ее избегать. Он плачет, кричит, впадает в истерику и его оставляют в покое. Однако в текущей ситуации этот способ не эффективен, так как общество предъявляет к ученикам другие требования. Есть правила, которые обязаны выполнять все ученики в школе, или у них должны быть документы, разрешающие учиться по другим правилам. Да и самому ученику лучше выработать другое поведение, это расширит его возможности, как сейчас, так и в будущем.  

Что же можно сделать учителю в сложившейся ситуации для выхода из замкнутого круга?

  • Не сравнивать поведение данного ученика с другими более успешными или с каким-то невидимым эталоном, на который он должен равняться. Он и так это знает. Сравнивайте его же успехи во времени (его прошлого и его настоящего, его будущего).
  • Акцентировать свое внимание на успехах ученика. Даже если его успехи кажутся вам крошечными или их приходится выискивать. Это может позволить ему вернуть доверие к себе и веру в свои силы.
  • Игнорировать ситуации его не успеха. Не говорить ему: «У Иванова опять двойка», при этом тяжело вздохнуть или жалостливо посмотреть. Зачем учителю транслировать подобное поведение данному ученику? Он и так глубоко в яме и не видит возможности выйти из нее.
  • Давайте ему задания, с которыми он точно может справиться. Но только не так: всему классу одну задачу, ему другую совсем простенькую. Это только усугубит положение. Как бы между делом: попробуй решить вот эту задачу.

Как вариант, еще возможен, что человек знает, что его ждут неприятные последствия, но не избегает их по каким-то причинам. Например, ученик знает, что получит «двойку» за невыполненное домашнее задание. Почему подобное происходит? Для того чтобы что-то сделать, необходимо иметь устойчивую мотивацию. Мотивирует себя человек обычно либо предвосхищением выгоды от достижения, либо предвосхищением ужасных последствий от недостижения. Либо ему интересен процесс происходящего и тогда он получает удовольствие.

В данном примере для ученика ни первое, ни второе, ни третье не является решающим. В школу он ходит, потому что туда ходят все или родители сказали, что надо ходить. Что делать с полученной информацией, он не представляет. Выгоды не видит. Радость от процесса тоже не велика. Не хватает личной мотивации. С родителями ссориться он не хочет. К учителю относится с уважением, но личной цели для учебы не имеет. И старается как-то сохранить равновесие: и с родителями, и с учителями жить в мире и свои интересы удовлетворять. По-другому будет выглядеть данная ситуация, если ребенок настроен враждебно, а именно проявляет агрессию по защите своих интересов, потому что считает, что изучение каких-то предметов или в целом учеба в школе не принесет ему никакой пользы в жизни. Страх — не лучшая эмоция для учебного процесса. Интерес намного выгоднее и для учителей, и для родителей, и для ученика. Увлечь за собой собственными эмоциями лучше, чем заставить бояться.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?