Наталья Усова, 31.10.2018 1

Что делать учителю, если в классе буллинг, то есть ребенка травят одноклассники


Давайте договоримся сразу, что будем говорить не о том, кого травят, а о том, кто является тем самым булли, или агрессором. Как помочь жертве, написано уже достаточно. А вот как быть, если у тебя в классе тот самый инициатор, сплотивший вокруг себя группу соратников?


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Немного теории. Буллинг — это направленное осознанное агрессивное поведение одного человека против другого. И если мы говорим «осознанное агрессивное поведение», то это точно не дошкольники. Хотя, конечно, нет исключений из правил. Самый большой процент булли отмечается с 8 до 15-16 лет.

Кто же эти агрессоры? Первое, что приходит на ум, это дети с патологией нервной системы, заболеваниями психики. И это будет правильно. Во- вторых, это дети, систематически наблюдающие агрессию в своей жизни. Т.е. когда пьяный отец систематически бьет мать, мать кричит на парализованную бабушку, когда побои — легализированный способ наказания. Но инициаторами буллинга могут быть и совершенно обычные дети, с нормальной самооценкой и без проблем в семье. Да, это дети в данный момент могут переживать какое-то свое личное горе (мама во второй раз вышла замуж, смерть близкого). А могут и нет.

Особое место занимают дети, пережившие материнскую депривацию (отсутствие заботы о ребенке). Это дети с враждебностью вообще ко всему миру. Не получив теплоты, любви и принятия в раннем возрасте, такие дети считают людей вокруг изначально опасными.

Самое интересное то, что с точки зрения взрослого человека считается буллингом, совершенно не воспринимается так шестиклассниками, которые систематически используют одноклассника Ваню как мальчика для битья или Машу как цель для насмешек.

Кто такая жертва буллинга? Это ребенок, который не похож на других, который чем-то отличается. Это может быть мальчик в очках, кто-то самый полный, или худой, или высокий. Это может быть даже самая красивая девочка, но не популярная в классе. Это может быть кто-то умный, кто не дает списывать. И тогда включается механизм, провоцирующий буллинг- месть. Из-за тебя мы заняли последнее место в соревновании, ты не даешь списать, не выделывайся. Дети часто не понимают, что их действия противоправны и в них нет справедливости.

Что же делать учителю?

  1. Поговорите с зачинщиками. Агрессоры уверены, что правы и их никто не видит. Поэтому даже не разговор в кабинете директора, а на начальных этапах обычный разговор даст понять — вы в луче прожектора и все ваши противоправные действия видны. Объясните детям, что их поведение недопустимо, может привести к суровым последствиям. Расскажите, что чувствует жертва.
  2. Проведите разъясняющий разговор в классе. Вы можете не называть имен, но и так все и все поймут.
  3. Не провоцируйте буллинг сами и не легализуйте его. Если учитель неоднократно высказывался осуждающе об одном и том же ученике, это даст детям повод думать, что это нормально. Исключите фразы типа «Из-за тебя, Семенов, мы не смогли снова пройти материал на уроке», «Опять, Иванов, ты не сделал домашнее задание. Ты подводишь весь класс», «Твои родители не занимаются тобой, я буду тебя воспитывать» и т.п.
  4. Проводите игры на сплочение в классе.
  5. Если это не единичный случай, то нужно подключать других специалистов — психологов, социальных педагогов и родителей. Тех, которые будут решать проблему практически в рамках своей компетентности. Возможно, это будут не только тренинги и консультации, но и беседы с родителями, выходы в семью.
  6. Самый лучший способ — профилактика. Включайте в классные часы информацию о конфликтах и способах их разрешения. Не знаете какие? Приходите на вебинар «Конфликты в классе».
  7. Смотрите фильмы с детьми, обсуждайте. Я предлагаю вам ниже вопросы для обсуждения классического российского фильма «Чучело» 1983, режиссер Ролан Быков. В фильме дети отстаивают свое понятие справедливости. Страх быть изгоем движет теми, кто подкладывает дрова в огонь и сжигает чучело. Принадлежность к группе снимает ответственность за поступки. Жестоки и взрослые, никто не вмешался, а классная руководитель наказывает, отменив экскурсию.

Тема обсуждения «Справедливость или жестокость» по фильму «Чучело»

  • Почему дети так жестоко наказывали Лену? Почему мстили?
  • Почему Васильева решила заступиться за нее?
  • Чем отличается Васильева от других детей?
  • Дети жестоки на протяжении всего фильма, в чем проявляется их жестокость?
  • Заслуживает ли Лена такого отношения?
  • В конце фильма Марина сказала фразу «Детки в клетке». Прокомментируйте ее.
  • Что такое справедливость? Были ли герои справедливы?
  • Как вы вели бы себя на месте главных героев?
  • Кто несет ответственность за последствия своих поступков и как?
  • Как, по мнению Кнопки, следует защищать справедливость?
  • Что бы вы посоветовали Лене?
  • Какие могли быть другие варианты развития событий?
  • Чему учит фильм?

Хотите узнать подробнее о том, как предотвратить конфликты в классе? Приходите на бесплатный вебинар 12 ноября 2018 г.

ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ НА ВЕБИНАР >>>

Об авторе: Наталья Усова. Психолог, 15 лет психологической практики, 10 из которых в системе образования. Автор коррекционных и развивающих программ для детей и подростов, в том числе для детей с особыми возможностями здоровья и детей-сирот. Мама троих сыновей. Основатель онлайн-школы Мастерская семейного счастья, где ведет широкую просветительскую работу среди педагогов и родителей. Ведет клуб родителей в Череповце, имеет широкую практику и консультирует оффлайн и онлайн.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 elvirabuyarova • 20:55, 01.11.2018
Наталью Константиновну знаю лично много лет. Грамотный, постоянно развивающийся, неравнодушный, эмоционально-творческий специалист... и очень хорошая мама
[Материал]