Татьяна Николаевна Архипова, 24.09.2013 1

Проблемы семьи «особого» ребенка из коррекционной школы, выявившиеся в процессе психологического сопровождения

В статье представлены приемы коррекционной работы педагога-психолога с аутичными детьми. Обозначены ошибки,которые часто имеют место при подготовке ребенка к школе. Дан четкий алгоритм, необходимый при обучении аутичных детей.

Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал
Архипова Татьяна Николаевна
педагог-психолог ГБСКОУ № 613

За долгие годы работы в коррекционной школе в качестве педагога-психолога я столкнулась с постоянно повторяющимися проблемами, возникающими в семьях, имеющих детей с тяжелой степенью задержки интеллектуального развития, аутизированными.

Приводя ребенка в школу, некоторые родители не осознают всю глубину его интеллектуальной недостаточности и настроены на быстрый результат в процессе обучения. Психологу приходится работать с такими семьями и объяснять, что результаты обучения в школе напрямую зависят от микроклимата в семье, помощи родителей в учебном процессе, режима и регулярного медицинского сопровождения.

Поступая в школу, дети с тяжелыми патологиями оказываются в незнакомой обстановке, где нет мамы и много разных детей. Ребенку приходится самому спускаться и подниматься по лестнице в сопровождении одноклассников, общаться с ними на своем уровне и учиться самостоятельно понимать их.

Это очень непросто, часто ребенок либо замыкается, либо начинает проявлять беспокойство, капризничает, нередко проявляет агрессию в отношении других детей или самоагрессию. Проходит длительный период адаптации, прежде чем ребенок поймет, что от него требуется, привыкнет к незнакомой обстановке, научится доверять и идти на контакт.

Неоценимую роль в обучающем процессе играет семья. Ребенок на сенсорном уровне воспринимает эмоциональную обстановку в доме. Если в семье часто раздаются громкие звуки, крики, ругань, отсутствует режим, он становится раздражительным, плохо спит, накапливается усталость. В дальнейшем, стиль общения в семье на эмоциональном уровне закрепляется у ребенка и он, часто не понимая слов, на уровне жестов и мимики начинает копировать поведение взрослых. Если в семье часты драки и побои, ненормативная лексика, ребенок демонстрирует это в классе. Корректировать такое поведение крайне сложно.

Если ребенок воспитывается в спокойной, любящей атмосфере с правильной внятной речью, упорядоченным режимом, прогулками на свежем воздухе, полноценным питанием и медицинским сопровождением, то такая обстановка и способствует активной адаптации в школе. Мама должна понимать, что создавая добрую атмосферу в собственном доме, она делает все, что от нее зависит. В случае плохой динамики развития ребенка, мама не должна винить себя и других – не все подвластно воле человека. Природа сильнее нас и это надо понять и принять, не обвиняя никого. Именно такое отношение к проблемам собственного ребенка мне видится наиболее конструктивным.

Многие родители, не понимая сложности проблем, обвиняют школу, врачей, родных в отсутствии компетенции, нежелании помочь, непрофессионализме.

Первостепенной и важнейшей задачей в обучении «особого» ребенка является формирование «учебного поведения».

«Учебное поведение» - это адекватная реакция на предъявляемые ему требования, использование предлагаемых игрушек и пособий социально приемлемым образом. Ребенок отвечает на просьбы и требования взрослого, если он смотрит в сторону говорящего, видимым образом демонстрирует понимание обращенной к нему речи, выполняет предъявляемые инструкции. Если ребенок не реагирует на слова, не поворачивается к говорящему, не делает то, о чем его просят, такое поведение не будет считаться учебным.

Для того, чтобы учебное поведение можно было сформировать, необходимо, чтобы ребенок предварительно научился выполнять действия по подражанию, следовать вербальным инструкциям.

В норме подражание является естественной частью взаимодействия. Для детей с аутизмом подобный путь обучения часто оказывается сложным: они не заинтересованы в том, чтобы подражать другому человеку. В то же время, без умения действовать по образцу невозможно обучение ребенка. Он с трудом овладевает более сложными (особенно социальными) навыками.

Основные приемы обучения подражанию:

1. Взрослый сидит перед ребенком лицом к лицу на расстоянии вытянутой руки. Глаза в глаза (вокруг не должно быть никаких отвлекающих предметов).
2. Взрослый произносит инструкцию: «Делай так» и показывает ребенку простое действие (поднять руки вверх, встать, хлопнуть в ладоши или по столу). При этом само действие не называется.
3. Коротким движением (физическая помощь) ребенку помогают повторить показанное действие и поощряют его словами : «Молодец, ты сделал, как я!» и т.п.
4. В дальнейшем помощь уменьшается и подкрепляются попытки ребенка выполнить действие самостоятельно.

Постепенно ребенок понимает, что за повторение чужого действия его ждет поощрение, а затем само подражание может стать для него игрой.

Важнейшим условием обучения является понимание слов-обращений «Дай», «Возьми», «Положи», «Принеси», «Сядь», «Подними» и т.п. Ребенку необходим словарный запас, относящийся к предметам окружающего мира. Чтобы ребенок запомнил названия предметов, разговаривать с ним нужно четкими инструкциями, а не развернутыми фразами, какие часто употребляют родители «Неужели тебе непонятно?» и т.п. Такую фразу ребенок не осознает, она звучит для него как иностранный язык.

Вспомним, как мы изучали иностранный язык в школе. Прежде всего мы пользовались словарем и знали необходимый запас слов на иностранном языке. Имея такой запас слов, уже можно учиться манипулировать ими дальше. Точно также происходит у «особого», часто аутизированного ребенка. Ему необходим не только запас слов: «Мяч», «Стул», «Носки», «Арбуз», но и точное соотнесение их с реальным объектом и его изображением. Чем больше у ребенка словарный запас, тем легче его научить инструкциям: «Дай яблоко», «Подними ложку» и т.д.

В школе учитель работает с образами предметов, животных, растений и ребенок часто не ассоциирует нарисованный арбуз с настоящим. Для того, чтобы это произошло его необходимо обучать, пользуясь сначала «оригиналом» и только потом изображением этого предмета. Тогда возникают ассоциативные связи «оригинал-изображение» и ребенок начинает обучаться.

Здесь особую роль играет помощь родителей. Дети, которые не видели до школы настоящие грибы, ягоды, желуди, деревья, цветы, рыб, пруда, болота, гусеницу, муравья и т.д. не ассоциируют их с изображением, что заводит учебный процесс в тупик.

Примеры инструкций, которым следует обучать ребенка:

- повтори;
- подними руку вверх;
- сядь за парту;
- поставь портфель у парты;
- достань тетрадь;
- возьми карандаш;
- сними тапочки;
- помой руки;
- поставь кружку на тарелку и отнеси на кухню;
- возьми коврик и положи перед стулом;
- сядь на стул и сними носки;
- сними брюки и повесь на спинку стула;
- возьми с полки свитер и надень его;
- положи в портфель тетрадку;
- поправь одеяло;

Важно, чтобы при оказании физической помощи ребенку взрослый направлял руки малыша на выполнение тех или иных инструкций, но не действовал своими руками. Постепенно помощь следует уменьшать, предоставляя ребенку большую самостоятельность.

Подбор подкрепляющих стимулов.

Сразу же после проявлений желаемого поведения необходимо применять поощрения:

- пищевые поощрения (чипсы, конфеты, орехи, сок и т.д.);
- игрушки (волчки, мячи, мыльные пузыри и т.д.);
- приятные для ребенка виды тактильного контакта и вестибулярных ощущений (покружить, погладить, покачать и т.д.);

Следующие виды поощрений обычно начинают применяться уже по ходу работы, но , как правило, не в самом ее начале:
- разного рода физическая активность (лазать, бегать, танцевать и т.д.);
- игры и занятия совместно с педагогом (рисование, пение, потешки «Ладушки», «Сорока», «Поехали-поехали» и т.д.).

Основные принципы подкрепления.

1. Подкрепление должно увеличивать частоту поведенческих реакций. Если поощрение не оказывает никакого влияния на поведение, надо искать другие подкрепляющие стимулы.

2. Для того, чтобы подкрепление было эффективным, подкрепляющий стимул должен предоставляться во время или сразу после той поведенческой реакции, которую пытаются сформировать. Поэтому все, что используется в качестве прямого подкрепления, должно быть удобно расположено в непосредственной близости от места занятий.

3. Подкрепление должно соотноситься с поведением. Бывает так, что желательная поведенческая реакция имеет место одновременно с нежелательной, тогда поощрение отменяется.

Проблемы поведения

Для того, чтобы изменить поведение необходимо понять, что вызывает поведенческую реакцию, что может являться ее запускающим стимулом:
- что предшествовало появлению проблемного поведения?
-эпизод проблемного поведения;
-что последовало за проблемным поведением?

Основными функциями проблемного поведения являются:

1. Избегание неприятного;
2. Получение желаемого.

1. Избегание неприятного встречается в следующих ситуациях:
- нарушение привычного стереотипа;
- непонимание происходящего;
- общение в форме, некомфортной для ребенка;
- непривлекательные для него занятия;
- сверхсильные сенсорные стимулы (громкая музыка, яркий счет и т.д.);
- внутренний дискомфорт (температура, головная боль);

2. Получение желаемого:
- ребенок требует какой-либо конкретный, привлекательный для
него предмет;
- ребенок стремится к выполнению какого-то действия;
- ребенок ищет внимания со стороны другого человека.

В тех ситуациях, когда проблемы поведения уже возникли, чрезвычайно важно не выказывать негативных эмоциональных реакций. Проявление гнева, раздражения могут только усугубить ситуацию и закрепить проблемное поведение. В ответ на проблемное поведение ребенка лишают подкрепления.

Особая группа проблем поведения - те виды поведения, которые вызываются внутренними факторами, связанными с особенностями нервной системы. Примерами такого поведения могут служить импульсивность, расторможенность, резкие перепады настроения, отражающиеся в эмоциональных реакциях. Для предотвращения подобных проявлений необходимо проводить профилактические мероприятия: дозировать психологические нагрузки, установить адекватный режим дня. Как правило, дети метеозависимы и реагируют на повышение или понижение давления неконтролируемым поведением. В таких случаях необходимо обратиться за помощью к врачам- специалистам: психиатрам и невропатологам и не игнорировать их советы.

За годы работы в школе я столкнулась с негативным отношением родителей к выписываемым врачами препаратам. Почему-то родители считают, что таблетки вредны и принимать их не следует. Это крайне невежественная позиция, усугубляющая учебный процесс и приводящая к травмированию не только самого ребенка, но и окружающих его людей.

Хочется закончить изложение столь сложной проблемы хоть немного оптимистически. Вне рамок школы родители вынуждены решать много проблем, но часто они лишены поддержки окружающих. В школе возникает родительский коллектив, внутри которого обсуждаются самые сложные ситуации, предлагается взаимопомощь. Хочется надеяться, что после завершения обучения семьи будут поддерживать взаимоотношения, не позволяющие остаться человеку наедине с трудностями.
 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Татьяна Николаевна, очень интересная статья, спасибо! Самое главное - ясные практические рекомендации. А ваши наблюдения по поводу поощрений, думаю, пригодятся и родителям обычных детей.

P.S. (Какая же у вас благородная и сложная профессия... Можно только позавидовать......)
[Материал]