В настоящее время происходят бурные обсуждения того, каким должно быть будущее нашей школы. Всем ясно, что ей нужно модернизироваться и усовершенствоваться, необходимо повсеместное внедрение инновационных, интерактивных технологий обучения, вовлекающих учеников в совместный с учителями творческий процесс познания. Вместе с тем, многие славные традиции отечественной педагогики не должны быть преданы забвению. Хорошо известно, что в XX веке наша школа давала подрастающему поколению гораздо больший объем знаний, чем школы многих зарубежных стран. Советскую образовательную систему отличал по-настоящему фундаментальный характер. Школьникам давалась целостная развернутая картина мира в его прошлом и настоящем. Конечно же, эта картина была в чем-то односторонней, проникнутой идеологическими догмами марксизма. Вся история, к примеру, изучалась сквозь призму борьбы классов, смены общественно-экономических формаций. Однако эта схема, при всей своей однобокости позволяла привести исторические знания в систему, что способствовало их лучшему усвоению, навыкам логического мышления, дисциплине ума.
В наше время, к сожалению, системность исчезает из истории и других школьных курсов. Да, появились новые интересные учебники, насыщенные увлекательно поданным фактическим материалом, разнообразными иллюстрациями, заданиями для самостоятельной, в том числе творческой работы. Вместе с тем, с сожалением приходится констатировать, что большинство учеников сегодня воспринимают ту же историю просто как набор фактов, лишенный внутреннего стержня. Еще обиднее слышать о готовящихся планах по сокращению учебных программ, часов. По моему мнению, школа будущего должна взять все самое лучшее из прошлого: системность, фундаментальность образования, также многие моменты, связанные с учебной дисциплиной, авторитетный статус учителя.
Я, к примеру, очень довольна тем, что в школе, где я преподаю, сохранена школьная форма и многие другие элементы старых школьных порядков. Приходя в школу, учащиеся должны чувствовать особую атмосферу этого заведения, и специальная одежда к этому располагает. Весьма полезной практикой, к счастью не утраченной в наши дни, является участие школьников в поддержании внутреннего порядка образовательного учреждения, в частности система дежурств. Я бы не имела ничего против восстановления шефства старших школьников над младшими, организаций, подобных октябрятской, пионерской и комсомольской, но, конечно, уже с другим идеологическим наполнением. Сохранение традиций должно, безусловно, сочетаться с конструктивным новаторством, современными передовыми технологиями.
В настоящее время уже осуществлена компьютеризация российских школ, у нас в школе существует электронный журнал, на уроках используются презентации и другие компьютерные технологии наглядного обучения. В будущем, конечно применение этих средств, станет еще более широким. Будет развиваться практика дистанционного обучения в онлайн - режиме (например, для тех учеников, которые по некоторым причинам вынуждены обучаться на дому). Вопреки расхожему мнению, компьютер никогда не сможет вытеснить учителя. Он- лишь средство для придания учебному процессу большей эффективности. Однако ничто не может заменить живое общение учителя с учеником. Ведь обучение-это не только образование, но и воспитание, передача нравственного и духовного опыта многовековых традиций, сохраненных поколениями. В наше время подчеркивается, что учебный процесс включает не только взаимодействие учителя с учениками, но и учеников между собой. Класс при этом должен ощущать себя единым коллективом, объединенным общей задачей- усвоение знаний и навыков, необходимых для последующей социализации во взрослой жизни, полноценного развития. Индивидуальность каждого учащегося в этом коллективе должна не подавляться, а, напротив, с наибольшей полнотой раскрываться в процессе взаимодействия с одноклассниками и педагогом. Этому взаимодействуют способствуют такие формы учебных занятий как урок-игра, викторина, конкурс, участие наиболее способных учеников в олимпиадах районного, городского и более высокого уровня. В старших классах я бы более интенсивно внедряла такие формы, как урок-конференция, интерактивный интегрированный урок, когда ученики чувствуют себя по-настоящему мыслящими творческими людьми.
Один из наиболее дискуссионных вопросов в настоящее время- вопрос о системе оценок. В большинстве школ до сих пор действует традиционная система пятибалльная система. На мой взгляд, это система слишком простая и недифференцированная. За очень слабый ответ и за сравнительно небольшой зачастую ставится одна и та же оценка-4. Фактически у нас даже не пяти,- а четырехбалльная система, поскольку единица в реальности не применяется. Для того чтобы хоть как-то разнообразить отметки, учителя прибегают к плюсам и минусам, но в ведомости эти знаки все равно не вносятся, имея, таким образом , чисто психологическое значение. Для более адекватного и дифференцированного отражения уровня знаний и успеваемости детей я бы предложила ввести, по крайней мере, десятибалльную шкалу отметок. Она уже действует в ряде сопредельных с Россией государств, например, в Белоруссии. Тогда у учащихся уже не будет панического страха перед словом «двойка» и преувеличенного восторга перед волшебным словом «пятерка». Ведь в действительности, отличник отличнику рознь, и не все двоечники и троечники одинаковы по уровню. Ученики должны стремиться получить максимальный балл, не останавливаться на достигнутых успехах и в то же время не падать духом от неудач.
Итак, я хотела бы видеть в школе будущего оптимальное сочетание традиций и новаций. Взять лучшее из прошлого и одновременно двигаться вперед, не останавливаясь в развитии – таким должен быть наш девиз.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.