Как все начиналось? Белые банты и букеты, веселая суета на школьном дворе, где, волнуясь в предвкушении чего-то неведомого и замечательного, собрались первоклассники. Первая учительница Тамара Михайловна, воплощение доброты и света, внимательно относящаяся к каждому ребенку, первые тетрадки, пятерки. В это время мой отец служил в небольшом военном городке в Оренбургской области, где все друг друга знали, помогали и поддерживали, и отношение родителей к школе и учителей к детям было самое доброжелательное и ответственное. Спустя полгода отца перевели в Тулу, куда вслед за ним выехали и мы с мамой. Я попала в стандартную большую городскую школу, где в принципе все было вполне благополучно, но разница ощущалась: детей называли не по имени, а по фамилии, ставили в наказание на уроке и на перемене. Так как я однажды упала в обморок, учительница произносила в этих случаях фразу: «Все встали, Антонова — сидеть». Но это все детали и штрихи. Учиться мне всегда нравилось, класса до восьмого не обращала внимания на оценки, не прилагала сверхусилий, была хорошисткой, иногда отличницей. В старших классах поняла, что физика. химия, математика — серьезный труд, и не очень-то интересно, увлеклась историей и литературой. В нашем классе, как и в любом впрочем, были детишки, которые еле-еле дотягивали до «троечки», а были и лидеры, впоследствие поступившие в МГУ. Не хотелось бы осуждать современное поколение, но мы книги читали. И, если недавно проводя анкетирование десятиклассников на предмет «Что они читают?» я поняла, что в лучшем случае это «Приключения Шерлока Холмса» А. Конан Дойля и подобные этому книги, я вспомнила, что еще во втором - третьем классе мы с подругой прочитали все книги этого автора, и раскрывали во дворе придуманные преступления как «настоящие» сыщики. В 10 классе мы уже читали другие книги: С. Цвейг, А. Моруа, книги по истории искусства. Конечно, период 1980-х гг отличался общим интересом к литературе. Мы собирали макулатуру, чтобы получить подписное издание, стояли в очередях в книжный магазин (очередь занимали рано утром и номер писали на руке). А когда совершенно случайно мама познакомилась с человеком, продававшим в связи с переездом большую домашнюю библиотеку, я была просто счастлива получить те книги, о которых мечтала.
В институте было четкое понимание того, что много часов тратится не на то, что нужно (мы были последними, кому читали на первом курсе историю КПСС). Но, очень удобно, взяв с собой интересную книгу, писать унылый конспект, и одновременно прочитывать несколько глав. Были изумительно талантливые преподаватели, интересные предметы, но, в целом, скука (ВУЗ педагогический, факультет исторический, и, как нам всегда говорили, «идеологический»).
Сейчас есть дети, которые активно интересуются литературой, искусством, их немного; определенный провал, вызванный принципом «все на продажу понеслось» все же есть. Но ситуация не безнадежна. Я думаю, что мы, учителя в силах сделать? Разбудить то внутреннее стремление к познанию мира и самого себя, которое порой крепко спит в современном ребенке под толстым слоем лени. Не натаскивание на задания ЕГЭ и многочисленные, порой показные мероприятия, за которые нас хвалят, а именно живой человеческий контакт, создание преемственности мироощущения человека, стремящегося к Истине, Добру, Красоте и Справедливости, - это прежде всего важно. Люди, которым хоть в какой-то степени это удается, не уходят из школы.
Хотелось бы, чтобы учителя, работающие в школе, продолжали обучение, имели возможность заниматься научной деятельностью. Я имею в виду материальные возможности: при более высокой оплате труда не нужно было бы тянуть две ставки и нагружать себя другими делами. Занимаясь исследованием проблемы формирования учительства как социально-профессиональной группы в конце XIX- начале XX вв. (на примере Тульской губернии), я могу утверждать, что подобная сложная ситуация была и тогда. Но такого примитивного капитализма не было. Например, в каждом учебном заведении были стипендиаты, поддержка со стороны благотворительных организаций носила систематический характер. Талантливая молодежь могла «пробиться в люди», интеллектуальная элита формировалась и развивалась на вполне демократической основе.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что образование помогало и помогает мне определить смысл и направление моей жизни, дает возможность ощутить свою сопричастность к деятельности множества людей мыслящих, борющихся и побеждающих темноту невежества.
Сохранена орфография и пунктуация автора.
Автор: Антонова Юлия Викторовна, учитель истории, МБОУ СОШ № 16
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.