В настоящее время идет бурное развитие дискретной математики. Это обусловлено следующим:
- интенсивное развитие информационных систем, вычислительной техники, основанной на принципах дискретной математики;
- признание того факта, что мир, в котором мы живем, имеет не непрерывный характер.
Вселенная, согласно современной естественно-научной картине мира, является дискретным множеством взаимосвязанных элементов. Это всё привело к тому, что перед системой общего образования были поставлены новые задачи, решение которых потребовало переориентации содержания математической подготовки учащихся c изучения непрерывных зависимостей на изучение статистических зависимостей и методов дискретной математики.
Первая часть этой задачи была решена введением элементов теории вероятностей, математической статистики и комбинаторики в обязательный минимум программ по математике на всех ступенях общего образования. Это позволило расширить представления учащихся о видах связей величин реального мира. Вопрос о способах и механизмах решения второй ее части остается пока открытым. Это факт признают и сами специалисты в области теории и методики обучения математике (В. А. Тестов, О. И. Мельников и др.).
На решение второй части как раз и направлена моя инновационная деятельность. Чтобы не углубляться в саму математику, перечислю основные методы, лежащие в основе данной разработки.
Подход с учётом субъектного опыта.
В педагогике и методике издавна существует традиционный подход к формированию понятий. Вспомним его сущность. Общую методическую схему можно представить следующим образом:
- Подготовительный этап (создание мотивационной, чувственной и информационной базы для введения понятия).
- Основной этап (введение термина, символа, определения или описания понятия, включение в деятельность подведения объектов под понятие, описания свойств объектов понятия).
- Этап закрепления (включение введенного понятия в систему ранее известных понятий и формирования новых понятий с его использованием).
В моей же работе использован инновационный подход с опорой на субъектный опыт учащихся. «Субъектный опыт психологи определяют как опыт жизнедеятельности отдельного человека, приобретаемый и реализуемый в ходе познания окружающего мира, в общении, в различных видах деятельности» (по Н. С. Подходовой). «При обучении математике должны учитываться как особенности материала, так и специфика мыслительной деятельности, определяемая этим содержанием и субъектным опытом учащегося». Идея обучения с учетом содержания субъектного опыта учащихся развивается в трудах И. С. Якиманской, Н. С. Подходовой, О. Л. Безумовой, О. Н. Троицкой, М. В. Шабановой и др. Так, например, Н. С. Подходова отметила, что, «согласно психологическим закономерностям…, в сознании человека остается то понимание, которое ближе всего его субъективному опыту». Н. С. Подходова рассматривает методику работы с понятием, состоящую из 4 этапов:
- Профессиональный (выполнение логико-математического анализа, который позволит на уроке дать определение в алгоритмизированном виде и отобрать знания, которые необходимо актуализировать).
- Подготовительный (актуализация необходимых знаний, связь с субъектным опытом ребенка, мотивация).
- Основной (обучающий).
- Этап закрепления (применение введенного теоретического материала).
На подготовительном этапе показ связи вводимого понятия с уже сформированными у учащихся образами или понятиями осуществляется через выявление их субъектного опыта (предметный аспект), связанного с этим понятием, его «окультуривание», а также раскрытие этимологии термина «понятие» и показ необходимости его изучения (значимость в жизни, науке, различных учебных дисциплинах) через реализацию ценностного аспекта субъектного опыта (мотивация).
Наверное, всем ясно, что обучение с учетом субъектного опыта не всегда можно реализовать - например, учащиеся в начале изучения геометрии не имеют представлений о таких понятиях, как теорема, аксиома, лемма. Мной было выяснено (из анализа учебников), что учащиеся имеют субъектный опыт в оперировании основными понятиями дискретной математики, который сформировался под воздействием учебного содержания, не относящегося к стохастической линии. Поэтому можно сделать вывод о целесообразности применения именно этого подхода. Таким образом, в основу разработанной мной методической схемы формирования представлений о категориальных парах был положен инновационный подход, ориентированный на субъектный опыт учащихся.
Методическая схема формирования представлений о категориальных парах (конечное, бесконечное, непрерывное, дискретное):
- Раскрытие содержания субъектного опыта учащихся, связанного с оперированием категориями и их парами (применение диагностик, позволяющих оценить уровень сформированности представлений о категориальных парах).
- Обогащение и окультуривание опыта учащихся, связанного с оперированием парами категорий вплоть до раскрытия и выделения всех смысловых значений, значимых для обучения математике и противопоставления категорий.
- Формирование нового опыта при оперировании ими в процессе учебного математического познания (на основе содержания курса теории вероятностей).
- Раскрытие содержания вновь сформированного опыта (применение диагностик, позволяющих оценить уровень сформированности представлений о категориальных парах).
Метод исторической реконструкции.
Остается выяснить, как с методической точки зрения показать учащимся связь между непрерывным и дискретным. Это проще всего сделать, обращаясь к истории математики. Анализ литературы по истории математики показал, что в истории становления и развития теории вероятностей можно выделить материал, в котором присутствуют элементы связи непрерывной и дискретной математики, выражающие переходы от конечного к бесконечному, от дискретного к непрерывному и наоборот. Здесь хорошо применим метод исторической реконструкции. «Историческая реконструкция – это интегральный метод, направленный на целостное воссоздание картины прошлого по его фрагментам, сохранившимся в исторических источниках и результатах предшествующих исторических событий».
Распространяя метод исторической реконструкции на область теории и методики обучения математики, специалисты определяют его как особый способ привлечения историко-научных данных к процессу обучения.
Историческая реконструкция, как и любой метод обучения, обладает рядом специфических образовательных функций, среди них:
- Формирование представлений учащихся о последовательности развертывания знаний в истории математической науки (в исторической реконструкции большое значение приобретает хронология, то есть такое построение теории, при котором одно достижение порождает собой другое).
- Воспроизведение в логике рассуждений учащихся логики рассуждения ученых.
- Раскрытие перед учениками вклада ученых в развитие науки.
- Раскрытие перед ними этимологии понятий.
Использование метода исторической реконструкции способствует развитию различных видов мышления, повышению мотивации учебного процесса, стремлению учащихся к творчеству, а также прививает интерес к предмету. Приведу конкретный пример использования исторической реконструкции с учетом субъектного опыта учащихся.
Краткий план занятия по открытию свойства устойчивости частот :
- Актуализация ситуаций, в которых учащиеся или близкие им люди решали вопрос подбрасыванием монетки.
- Постановка вопроса о возможности прогнозирования результатов этого опыта.
- Постановка задания на экспериментальную проверку гипотез: подбросить монетку 20 раз, потом 30 раз, 50 раз. Учитель записывает результаты на доске в виде…
- Историческая справка о результатах аналогичных опытов ученых.
- Организация обсуждения результатов опытов с целью подведения учащихся к открытию свойства устойчивости частот.
- Постановка домашнего задания на экспериментальную оценку вероятности выпадения определенного количества очков при подбрасывании кубика с целью мотивации открытия классического способа оценки вероятностей.
Данная инновационная модель обучения была апробирована в рамках элективного курса в 2009-2010 уч. гг. и показала неплохие результаты (см. сравнительную диаграмму). В ходе президентской программы она будет внедряться 4 года в 9 и 11 классах.
Использованная литература:
1. Глейзер Г.И. История математики в школе. IХ—Х классы: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1982.
2. Ларина Т.М. Методологические проблемы исторической реконструкции: диссертация на соискание канд. философских наук: 09.00.01 – Куйбышев, 1984.
3. Методика и технология обучения математике. Курс лекций: пособие для вузов/ под научн. ред. Н.Л. Стефановой, Н.С. Подходовой. - М.: Дрофа, 2005.
4. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008.
5. Шабанова М.В., Салахов А.З. Использование исторической реконструкции в процессе изучения элементов математического анализа. //Новые образовательные технологии в школе и вузе: математика, физика, информатика: сборник материалов международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию со дня рождения З.А. Биишевой. /Под ред. С.С. Салаватова. - Стерлитамак: СПГА, 2008.
Ипатова Анна Юрьевна,
учитель математики и информатики,
МБОУ "Луковецкая СОШ",
Архангельская область, Холмогорский район
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.