Паринова Ирина Владимировна, 02.02.2012 0

Коллективные формы познавательной деятельности учащихся на уроках технологии (из опыта работы)

i.parinowa@yandex.ru

Урок - это сложное педагогическое явление. С одной стороны, это организованная учебно-познавательная деятельность учащихся, с другой - управление этой деятельностью учителем. Обучение на уроках технологии в школе носит в основном практический характер. Большая часть времени отводиться на самостоятельную учебно-трудовую деятельность. И моя главная задача как учителя - стимулировать познавательную деятельность учащихся. Одной из форм познавательной деятельности является коллективная или групповая. На своих уроках технологии я применяю несколько видов коллективной деятельности: фронтальная, бригадно-звеньевая и групповая форма работы над проектом.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
При фронтальной форме организации работы все учащиеся выполняют одинаковые учебно-трудовые задания. Инструктирование учащихся (вводное, текущее, заключительное) и контроль над их работой я осуществляю одновременно для всех. Эта форма работы используется мной в начальный период освоения рабочих приёмов и трудовых операций. Такую форму организации деятельности учащихся я использую, к примеру, в 5-6 классах при изучении свойств волокон, освоении приёмов работы на швейной машине и при пошиве фартука и ночной сорочки. Положительной стороной этой формы работы является то, что каждый их них, работая в коллективе, осваивает приёмы само- и взаимоконтроля, взаимопомощи и в тоже время выполняет изделие на себя или индивидуальную работу от начала до конца. При этом осваиваются все трудовые операции, каждый видит конкретный результат своей работы. Но в то же время каждый имеет индивидуальные особенности и различный уровень познавательных способностей, и это, в свою очередь, требует дифференциации трудовых знаний. Эту проблему я решаю, изменяя уровень сложности заданий для каждого учащегося. Например, более слабым учащимся при моделировании изделий на себя предлагаются варианты моделей невысокого уровня сложности, которые им будет легче раскроить и сшить. Более сильным - наоборот. При освоении приёмов работы на машине поступаю аналогичным образом - слабые выполняют самые простые швы, а сильным ребятам можно предложить и несложные узлы изделий. Главным и необходимым условием организации такой формы работы является то, что каждый учащийся должен быть обеспечен раздаточным материалом, оборудованием и инструментами.


Бригадно-звеньевая форма организации работы предполагает деление учащихся на отдельные группы (звенья или бригады). Каждой группе выдаётся отдельное задание. Внутри каждого звена учащиеся выполняют одно задание. При этом внутри звена или бригады происходит разделение труда, каждый член группы выполняет часть общей работы. При такой организации деятельности хорошо развиваются навыки взаимоконтроля, саморегуляции трудовой деятельности, ответственности за общее дело. Эта форма работы может применяться при изготовлении какого-то сложного изделия. Я её применяю при работе в старших классах при моделировании изделий или при изготовлении узлов лёгкого платья по инструкционным картам. Но такая форма чаще практикуется на уроках технического труда.

И ещё одна форма организации коллективной деятельности - это групповая работы над проектом. Конечно, чаще всего учащиеся выбирают индивидуальные проекты. Овладевая навыками работы в какой-либо области деятельности (вышивке, макраме, вязании или др.) девчонки выбирают изготовление изделий в одной из этих областей. Но в моей практике девочки выбирали групповые проекты и неоднократно. Первый опыт был у учащихся 8 класса, когда они выбрали подготовку Новогоднего вечера для своего класса. У них получилось. В 9 классе эта же группа подготовила творческий вечер-карнавал для параллели младших классов школы. Каждый в группе выполнял свой фронт работы: одни шили карнавальные костюмы, другие разрабатывали сценарий и выступали постановщиками и режиссёрами. В группе из 6 человек всем нашлась работа по способностям, а в итоге получился очень интересный новогодний карнавал для малышей, проведение которого и явилось защитой и итогом их работы.

Были разработаны и такие интересные групповые проекты, как «Рождественские посиделки», «Масленица», «День Святого Валентина». На этих проектах девчонки разрабатывали сценарий посиделок для всех, организовывали тематические чаепития с викторинами и интересными народными песнями. Следует отметить, что работать над таким проектом гораздо сложнее, и в группе обязательно должен быть лидер и организатор, должно быть творческое начало и огромное желание сделать что-то интересное и необычное. Каждый должен чувствовать ответственность за свою часть работы перед другими участниками группы и за общий результат и итог работы. Все члены группы обсуждают и планируют работу, каждый вносит свои предложения, замечания и все обсуждают и решают - принять их или отвергнуть. Предлагаются способы и средства изготовления и распределяются обязанности. Да, это сложно, но и интересно. Мотивация такой деятельности усиливается благодаря творческому характеру, самостоятельности, ответственности перед членами группы, возможности обосновать и выразить свою точку зрения на решение задачи. Если у вас есть такие творческие ребята в классе, предложите им эту форму проектной деятельности, немного помогите в организации работы на начальном этапе, и результат будет очень интересным, а опыт, который они приобретут, - очень полезным.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?