Организация исследовательского труда учащихся в процессе работы над проектами на уроках технологии (из опыта работы)
Самый сложный момент при введении в учебный процесс исследовательских проектов, по моему мнению, это организация самой деятельности. Особенно это относится к подготовительному этапу. Данный этап работы включает: планирование, примерный подбор разнообразных тем и дифференциация их по сложности. Учащиеся должны иметь возможность выбора тем и организационную форму его выполнения (индивидуальную или групповую). В процессе работы на данном этапе очень эффективна подготовка небольших методичек с рекомендациями, списком дополнительной литературы или ссылками на сайты, где можно взять информацию по тому или иному вопросу. Подготовка таких методичек по различным видам народно-прикладного творчества (вышивке, вязанию, бисероплетению др.) занимает не так много времени, нужно только периодически следить за новинками, информацией на сайтах и, если появляется что-то новое, добавлять к имеющимся. Такая работа оправдывает себя и облегчает подготовительную работу над проектами. Тем больше будет возможность выбора у ребят, они больше узнают, невольно запускается процесс самообразования.
Иногда возможно выделить алгоритм проектирования или другое поэтапное разделение деятельности. Особенно это важно на начальных этапах освоения технологий проектной деятельности в 5-6 классах.
Самое сложно для учителя - это роль независимого консультанта. Важно отвечать на все вопросы учащихся, возникающие в процессе работы, и удерживать себя от подсказок. При взаимодействии учителя и учащихся педагог на всех этапах работы над проектом выступает в роли консультанта и помощника, а акцент обучения делается не на содержание учения, а на процесс применения уже имеющихся знаний. Важно правильно направить деятельность ученика. При таком подходе учащийся становится активным участником процесса, у него вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, а задаваемая ранее сверху оценочная схема «это верно, а это неверно», уже не действует. Ребята порой начинают спорить и отстаивать свою точку зрения или выбранный путь решения той или иной задачи. Моя задача ещё раз напомнить ученику, что необходимо проанализировать все возможные варианты и выбрать наиболее эффективный путь решения проблемы или задачи, ведь работая над проектами, ребята свободны в выборе способов и видов деятельности и последнее слово остаётся всегда за ними.
Самое интересное, что даже неудачно выполненный проект имеет положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа и защиты проекта проведение анализа субъективных и объективных причин неудачи, понимание ошибок создаёт мотивацию к повторной деятельности, а это позволяет сформировать адекватную оценку окружающего мира и себя в этом мире.
Материалы, использующиеся при подготовке публикации:
Селезнева С.А. Учитель - мастер гуманной школы. - Воронеж: ВОИПКиРО,2008г.
Бабина Н.Ф.Выполнение проектов. С чего начать. Пособие для учителей технологии. - ВГПУ, 2001г.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.