Решение проблемы социализации детей и подростков средствами дополнительного образования
Работая в рамках современных требований к воспитанию подрастающего поколения, мы еще раз убедились, что воспитательный потенциал Центра в социализации подростков достаточно велик.
Предметом деятельности Центра является реализация общеобразовательных программ дополнительного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по следующим направлениям:
- физкультурно-спортивное;
- социально-педагогическое;
- культурологическое;
- художественно-эстетическое;
- научно-техническое.
- отдел эстетического образования;
- физкультурно-спортивный.
В Центре занимаются вместе с детьми их родители, бабушки, пожилые люди Куйбышевского района. Действующая в Центре образовательная система не в полной мере создавала необходимые для раскрытия творческих возможностей воспитанников условия, поэтому возникла необходимость создания в Центре воспитательной системы, которая смогла бы объединить воспитанников младшего и старшего поколения и создать условия для раскрытия их творческих способностей.
Название учреждения и сложившиеся в Центре традиции обязывают строить и развивать межличностные отношения разных поколений жителей Куйбышевского района г. Самары. Идея создания педагогической модели учреждения дополнительного образования детей, способной объединить несколько поколений детей и взрослых, позволила бы мотивировать их на содружество и сотворчество, выявляя при этом детские таланты и развивая их. С 2008 по 2011 годы Центр внешкольной работы "Общение поколений" начал работать в режиме городской экспериментальной площадки по теме: "Взаимодействие поколений как условие социализации воспитанников".
Был проведен мониторинг состояния педагогической системы, согласно результатам которого для создания предполагаемой модели были выделены приоритетные проблемы и намечены задачи для их преодоления.
- Проблема повышения мотивации воспитанников - невысокий уровень заинтересованности обучающихся препятствует осознанному выбору направления творческой деятельности.
- Задачи:
- переориентировать работу педагогов с формирования ЗУН на обеспечение образования воспитанников в соответствии с их возможностями, способностями и интересами;
- организовать работу педагогов по раскрытию перед воспитанниками социальной, практической и творческой значимости изучаемой программы;
- подготовить педагогов по вопросу развития мотивации творчества у воспитанников.
- Задачи:
- Проблема создания условий для формирования у воспитанников умения осуществлять выбор - противоречие между выбором направления деятельности в соответствии с интересом, способностями, возможностями и недостаточными условиями для формирования способности принимать решения о выборе творческой деятельности.
- Задачи:
- совершенствовать содержание образования в Центре (учебный план, образовательные программы)
- создание творческих объединений по запросам воспитанников и родителей.
- Задачи:
- Проблема организации образовательного процесса с введением разновозрастных программ для детей и взрослых, не учитывающих их особенности и потребности, возможности иметь личностно-ориентированный характер - противоречие между обучающимися разного возраста (дети и взрослые).
- Задачи:
- овладеть и внедрить образовательные технологии, адекватные разновозрастным программам;
- осуществить переход к обучению по индивидуальным образовательным маршрутам;
- ввести программы элективных курсов;
- развивать у воспитанников способности к самооценке и рефлексии собственной творческой деятельности.
- Задачи:
- Проблема организации процесса повышения квалификации педагогов ЦВР - переводу Центра в инновационный режим в связи с экспериментом препятствует недостаточный методический уровень педагогов.
- Задачи:
- разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;
- обучение на курсах в системе повышения квалификации вне Центра.
- Задачи:
- Проблема расширения материально-технической базы ЦВР - открытию на базе Центра экспериментальной лаборатории препятствует недостаточность материально-технической базы.
- Задачи:
- расширить имеющееся материальное обеспечение;
- файндрайзинг.
- Задачи:
Следовательно, возникает необходимость в апробации такой модели.
ЦЕЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТА: разработать и апробировать модель творческого развития воспитанников ЦВР при взаимном сотворчестве детей и взрослых.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: модель развития творческого потенциала воспитанников ЦВР посредством общения поколений жителей Куйбышевского района г. Самары.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: деятельность многопрофильного учреждения дополнительного образования по развитию творческого потенциала детей и подростков.
- изучение литературу и имеющийся опыт работы по организации творческого процесса в разновозрастных группах;
- выявление специфики управления учреждением, работающим в режиме эксперимента;
- прогнозирование и разработка критериев результативности эксперимента;
- разработка стратегического, тактического и оперативного планирования экспериментальной работы;
- разработка организационной структуры управления экспериментальной работой;
- разработка информационного, программно-методического и социолого-психологического сопровождения экспериментальной работы;
- разработка системы мотивации педагогических кадров и воспитанников Центра.
- организация и проведение мероприятий (праздников, конкурсов, соревнований, акций, коллективных творческих дел и др. ), объединяющих участников разных поколений;
- открытие новых направлений и программ в соответствии с потребностями детей и взрослых;
- налаживание и поддержка партнерских отношений с учреждениями и общественными организациями района и города;
- организация и участие воспитанников в конкурсных мероприятиях разного уровня;
- мониторинг результативности эксперимента.
Нами была выдвинута ГИПОТЕЗА, которая состояла в следующем: если реализация данной экспериментальной программы будет осуществляться планомерно, организовано и будет направлена на мотивацию творчества воспитанников и педагогических кадров Центра с включением в процесс взрослых разного возраста, а также будет корректироваться с помощью мониторинга, то таким образом будет создана модель развития творческого потенциала воспитанников, а значит осуществится физическое, духовное и интеллектуальное развитие детей, обеспечивающее творческую самореализацию.
Разработанная модель развития творческого потенциала воспитанников позволит обеспечить переход ЦВР из режима функционирования в режим развития:
- целеполаганием и перспективами;
- системой мониторинга;
- ресурсами и условиями, необходимыми для нормального функционирования и развития Центра.
- Повысится уровень результативности образовательного процесса ЦВР.
- Повысится степень удовлетворения образовательных запросов детей и родителей.
- Будут разработаны для использования в практике других УДОД:
- модель развития творческого потенциала воспитанников;
- практические рекомендации по планированию, организации, мотивации и контролю при ведении экспериментальной работы.
СРОКИ ЭКСПЕРИМЕНТА: начало - январь 2008 год, завершение - май 2011 год
ЭТАПЫ ЭКСПЕРИМЕНТА:
I этап - исследовательско-поисковый (январь-июнь 2008 гг. )
II этап - подготовительный (2008-2009 гг. )
III этап - практический (2009-2011 гг. )
IV этап - аналитический (апрель-май 2011 гг. )
Целью первого этапа было выявление форм и средств социализации подростков в учебно-воспитательном процессе Центра.
Для реализации данной цели нам предстояло решить следующие задачи:
- обосновать теоретические положения проблемы социализации в условиях взаимодействия поколений;
- выявить критерии и показатели социализации подростков;
- разработать пакет диагностических методик по данному направлению;
Теоретическую основу экспериментальной работы составил анализ проблем формирования мотивационно-потребностной сферы личности (исследования Абрамовой Г.С., Обуховой Л.Ф., Мухиной В.С., Леонтьева А. Н., А. Маслоу, Х. Хекхаузена - психология мотивации, возрастная психология, мотивация и личность, потребности и мотивы) и проблем социального партнерства ОУ (исследования Акинеевой Н.В., Владимировой А.П. - государственно-общественное управление ОУ и социальное партнерство в современных условиях; Иванова В.Н., Патрушева В.И. - социальное партнерство как инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления; Пинского А.Н. - общественное участие в управлении школой; М.М.Поташник - общие вопросы управления современным образованием).
Методологической основой экспериментальной работы выступили концепции ученых в области развития дополнительного образования детей (А.Г. Асмолов, А.К. Бруднов, Г.П. Буданова, В.П. Голованов, О.Е. Лебедев, Г.Н. Попова Т.И. Шамова, Т.В. Щербова) и маркетинговый подход в системе дополнительного образования детей (Е.А. Ганаева, М.А. Домбровская, А.Н. Музалевская, Т.Н. Третьякова).
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов:
- теоретический анализ изучаемой проблемы (анализ философской, социологической, психолого-педагогической, управленческой, методической литературы);
- анализ нормативно-законодательных документов РФ в области общего и дополнительного образования;
- методы эмпирического исследования (анкетирование, опросники);
- прогностические методы (рейтинг).
При этом было выделено несколько уровней экспериментальной работы:
- Инструментальный уровень - внедрение идеи в практику работы УДО разных типов.
- Теоретический уровень - выявление, анализ и систематизация теоретических характеристик эксперимента.
- Прикладной уровень - разработка модели социализации воспитанников УДО в разновозрастных объединениях, рекомендации по внедрению, обеспечение внедрения результатов эксперимента в практику.
- Методологический уровень - выделение методологических характеристик и подбор диагностического инструментария эксперимента.
Экспериментальная работа основывается на деятельностном подходе, который предполагает рассмотрение и формирование всех основных компонентов процесса социализации воспитанников в процессе системообразующей деятельности детей и взрослых. Личностный же подход предполагает рассмотрение проблемы социализации воспитанников через преломление внутренних условий развития, изучение механизмов самореализации, саморазвития, адаптации к социальным условиям. Основными идеями, которые в современных условия развития УДО позволяют определить пути оптимизации процесса социализации воспитанников, являются следующие:
- идея гибкости и адаптации процесса социализации в ответ на воздействия внешних факторов;
- идея оптимизации управления структурных подразделений УДО с учетом меняющейся ситуации;
- идея субъективности в ходе процесса социализации, которую можно представить как учет и анализ интересов и позиций всех участников педагогического процесса.
Под социализацией воспитанников УДО понимается процесс интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление, развитие и саморазвитие в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества (М. А. Галагузова, А. В. Мудрик). Результатом социализации является личность, адаптированная к различным социальным ситуациям, т. е. имеющая сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данным обществом.
Также были определены основные показатели процесса социализации подростков в процессе взаимодействия:
- принятие воспитанниками предлагаемой им деятельности на личностно-смысловом уровне;
- обретение опыта ответственности, самоизменения в творческих процессах;
- опыт совместного со взрослыми построения собственного личностного мира.
- интересы, склонности и потребности подростка;
- личностно-ориентированный подход к подростку, создание "ситуации успеха" для каждого;
- создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации, самопознания, самоопределения личности;
- признание за подростком права на пробу и ошибку в выборе, а также права на пересмотр возможностей в самоопределении;
- определение результативности продвижения ребенка в границах избранной им программы (вида деятельности, области знаний), которое помогло бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировало бы это.
Для организации научно-методического и психолого-педагогического сопровождения первого этапа эксперимента был подобран определённый комплекс диагностического инструментария:
- методы эмпирического исследования (анкетирование, опросники) - анкета для изучения усвоения норм и ценностей современного общества;
- диагностика мотивационно-личностных особенностей подростка, изучение потребностей и ожиданий воспитанников, мотивация к успеху, диагностика творческой выраженности, изучение уровня самооценки.
Исследование усвоения норм и ценностей подростками проводилось в творческих объединениях Центра. Выборка составила 54 воспитанника ЦВР "Общение поколений" в возрасте от 5 до 14 лет. Результаты исследования показали, что:
- Способность большинства подростков (83%) взаимодействовать с социальным миром, которая характеризуется отсутствием конфликтов в семье, в сфере межличностного общения, в общении с взрослыми, находится на низком или среднем уровне.
- Знания и ценности современного общества присущи лишь 54% подростков, а усвоение норм социального поведения в жизненных различных ситуациях проявили 24% опрошенных.
- Поведение младших подростков, позволяющих функционировать в качестве члена общества, соблюдение норм и правил поведения продемонстрировали 48% подростков, посещающих Центр.
Процесс социального обучения в условиях УДОД "Центр общения поколений" опирался на организацию взаимодействия между участниками процесса (обмен информацией, воздействие, общение, сотрудничество). Результатом социализации детей и подростков, посещающих Центр стали:
- повышение уровня социального ориентирования и функционирования:
- усвоение норм и ценностей современного общества;
- формирование навыков конструктивного общения;
- формирование отношения к собственной и другой жизни, достигнутый каждым индивидом или группой подростков.
По результатам первого этапа эксперимента:
- В 2009 г. в МОУ ЦВР "Общение поколений" был проведен областной семинар для руководителей и педагогов системы дополнительного образования детей Самарской области и г.о. Самара на тему: "Современные формы взаимодействия детей и взрослых в рамках образовательной деятельности УДОД: из опыта работы Центра "Общение поколений". На семинаре присутствовали представители областного центра развития дополнительного образования, ЦРО г.о. Самара, ПДО, руководители УДО, всего 48 человек. В ходе семинара были представлены формы взаимодействия поколений: показано интегрированное занятие для детей и взрослых, осуществлялась защита проектов воспитанников Центра. По результатам работы семинара был проведен письменный опрос, который позволил сделать вывод о результативности семинара и востребованности опыта работы ЦВР "Общение поколений".
- 21 мая 2009 г. проведен городской семинар для специалистов дополнительного образования детей г.о. Самара на тему: "Модели взаимодействия разных поколений в рамках образовательной деятельности УДО: проблемы, опыт, перспективы". Содержательную основу данного семинара составили результаты опытно-экспериментальной работы ЦВР "Общение поколений" за 2008-2009 гг. Обсуждались также теоретические и практические вопросы организации взаимодействия детей и взрослых, проведение психологической игры для дошкольников и родителей, демонстрация моделей взаимодействия детей и взрослых на основе фольклорного и творческого коллективов ЦВР "Общение поколений".
- Разработано "Положение клуба по интересам Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра внешкольной работы "Общение поколений" для пожилых людей.
- Сформирована система социального партнерства и на договорной основе планов совместной работы внесены коррективы в организацию педагогического процесса в ЦВР "Общение поколений".
- Разработан социальный проект "Развитие творческих инициатив жителей Куйбышевского района в процессе социального партнерства".
Целью исследования на втором этапе стала конкретизация условий социализации в УДО, разработка и апробирование модели взаимодействия поколений для решения проблемы социализации.
Задачи:
- разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса;
- организация психолого-педагогического сопровождения;
- создание модели социального партнерства ЦВР "Общение поколений";
- создание модели взаимодействия поколений для решения социализации воспитанников ЦВР "Общение поколений";
- создание модели социально-адаптированной личности подростка и анализ условий социализации детей и подростков в учебно-воспитательном процессе ЦВР "Общение поколений".
В результате проведённого на втором этапе анализа образовательной среды были выделены некоторые факторы, тормозящие процесс социализации:
- недостаточный уровень методической подготовки педагогов;
- необходимость создания разноуровневых и разнопоколенных программ и долговременных проектов;
- обеспечение условий для конструктивного взаимодействия людей разных поколений.
Для решения проблемы методической подготовки педагогов была разработана система повышения квалификации кадров и проведен цикл семинаров:
- "Совместная деятельность Центра и семьи в развитии творческого потенциала ребенка";
- "Стимулирование творчества учащихся путем повышения творческого потенциала педагога";
- "Проектная деятельность в объединениях художественно-эстетической направленности".
Педагоги были направлены на курсы в ЦРО и СИПКРО:
- "Система работы по организации культурно-досуговых мероприятий в школе";
- "Актуальные проблемы и новые технологии в преподавании изобразительного искусства в ОУ";
- "Информационное обеспечение педагогической деятельности средствами сети Интернет";
- "Творческая мастерская педагога";
- "Культура малой Родины".
Педагоги спортивно-оздоровительного отдела посетили цикл семинаров по теме: "Семь секретов здоровья". Методисты посетили обучающий семинар по теме: "Формирование ключевых компетентностей средствами дополнительного образования". Были разработаны разноуровневые и разнопоколенные образовательные программы, способные объединить несколько поколений детей и взрослых, мотивировать их на содружество и сотворчество, выявляя при этом детские таланты и развивая их:
- "Домашняя академия" (авторская)
- "Школа русского фольклора"
- "Валеология и мудрость здоровья"
- "Мир волшебных шаров" (адаптированная программа по бильярду)
- "Шахматная школа" (адаптированная)
- "Ступени творчества" (авторская)
- "Пилатес" (авторская).
* Все перечисленные программы обеспечены УМК.
Также была создана модель психолого-педагогического сопровождения воспитанников в процессе социализации. Работа службы психолого-педагогического сопровождения по социализации подростков реализовывалась по нескольким направлениям:
- диагностика;
- профилактика и коррекция;
- консультирование индивидуальное и групповое;
- методическая и просветительская работа.
Основные задачи:
- определить, с каким статусом пришли к нам подростки,
- выявить, используя диагностику, индивидуальные особенности личности каждого подростка,
- соотнести полученные результаты с моделью социально адаптированной личности подростка и предложить педагогам совместные пути коррекции либо профилактики социометрического статуса подростка.
Для выявления склонностей и интересов подростков, пришедших к нам в Центр на занятия, проводилась диагностика потребностей и ожиданий и диагностика мотивационно-личностных особенностей подростка. По итогам проведённой диагностики составлялись индивидуальные и групповые профили (карты развития), включающие следующие разделы:
- Общая информация: фамилия, имя, отчество; год рождения; сведения о родителях и других членах семьи (возраст, образование, должность и место работы).
- Учебная мотивация: характер мотивационной направленности ребенка на обучение в объединении (положительный, нейтральный).
- Эмоциональное самочувствие.
- Положение в группе: статус - "звезда", "предпочитаемый", "принятый", "изолированный", "отвергаемый" (где для каждого параметра отличается количество выборов, дающих этот статус).
- Потребность в общении: высокая, выше среднего, средняя, ниже среднего, низкая.
- Интересы.
- Самооценка.
- Социальная адаптация.
Анкетирование "Социальная дезадаптация школьников" Б. Р. Матвеева позволило нам составить социальные профили групп. В анкетировании приняли активное участие родители подростков. Вот что мы получили:
70% подростков в той или иной степени переживают состояние конфликта в семье;
23% по-разному конфликтуют с учителями;
47% находятся в конфликтах с одноклассниками, но при этом комфортно чувствуют себя вне класса;
20% достаточно комфортно чувствуют себя дома;
40% достаточно комфортно чувствуют себя в школе;
100% в той или иной степени выражены интересы;
33% имеют навыки самоконтроля;
27% имеют тревожность (19% из них - учащиеся 5-6 классов).
Наблюдая за младшими подростками на занятиях, проводя психолого-педагогическую диагностику, педагоги пришли к выводу о необходимости работы с гиперактивными и агрессивными детьми. В контексте тренинга эффективного взаимодействия педагоги получили знания о физиологических и психологических особенностях гиперактивных и агрессивных детей, обучились способам взаимодействия с ними, узнали новые игровые приемы.
Проанализировав результаты по объединениям старших подростков, мы пришли к выводу о необходимости социально-психологических тренингов, моделирующих процесс социализации и обеспечивающих изменение социометрического статуса подростков в процессе социализации.
Для подростков также разработаны и предложены к реализации тренинговые программы ("Навыки работы с партнером и группой", "Дорога добра", "В погоне за идеалом", "Пойми себя, пойми другого"), рассчитанные также на дни летних каникул и выездные лагерные смены. Программы направлены на формирование и развитие социально адаптированной личности, способной в полной мере реализовать свой потенциал; формирование позитивного образа "Я"; раскрытие своих возможностей и осознание собственной индивидуальности.
В процессе работы мы столкнулись также с проблемой глубокого одиночества подростка. Работая в треугольнике психолог-родитель-педагог, мы смогли погрузить ребенка в социально активную подростковую среду и показать ему собственную значимость и востребованность его интересов среди сверстников, а также помогли родителям осознать проблему взаимоотношений в семье.
Работа с родителями:
- открытые уроки в школе раннего развития;
- интерактивное родительское собрание "Семья",
- родительское собрание "Скоро в школу", "Чтение - не мученье!"
На основании полученных результатов анализа условий социального партнерства как фактора социализации воспитанников (взаимодействия учреждения с общественными, государственными, образовательными организациями, учреждениями культуры, спорта и другими некоммерческими организациями) была разработана модель социального партнерства, заключены договоры о сотрудничестве с вышеперечисленными организациями, разработаны планы совместной работы, проведены совместные мероприятия.
Создание модели взаимодействия поколений для решения социализации воспитанников ЦВР "Общение поколений".
В нашем Центре основополагающим принципом социализации личности в детском обществе является принцип включенности подростков в реальные социально значимые отношения в соответствии их возрастным и индивидуальным особенностям. Основные формы работы можно объединить в три группы по признаку включенности подростков в реальные социально-значимые отношения:
1. Реальные социально-значимые дела. Их отличает возможность достижения определенного результата, полезного как для самих детей, так и для окружающих. В ходе совместной работы представителей разных поколений был создан и реализуется социальный проект "Развитие творческих инициатив жителей Куйбышевского района в процессе социального партнерства". Здесь сотрудничество взрослых и детей выступает как основа социализации. Включение подростков в управление, работа над навыками самоуправления, организация совета Центра, в который вошли представители старшего поколения, члены общественных организаций и воспитанники нашего Центра. Совет Центра стал координатором проектной деятельности воспитанников. Первой инициативой стало проведение районного конкурса проектов по декоративно-прикладному творчеству и изодеятельности в честь 65-летия Великой Победы "Благодарная память потомков". 20 мая Совет Центра вышел с инициативой о возрождении Аллеи Славы, посаженной около Центра в 2005 году ветеранами ВОВ.
Шефство старшеклассников над младшими воспитанниками. Желание общаться, заботиться о младших, проявлять самостоятельность, возможность принять новую роль, отличную от позиции ученика помогает подросткам организовывать общие с малышами, их родителями и педагогами дела. Например, в объединении "Серебряные пяльцы" - ПДО Мухина И.А. такие совместные мероприятия стали уже традиционными ("Снова вместе!", "День именинника", "Рождественские святки" и др.), старшие воспитанники предложили разработку для младших школьников интересных сценариев открытых уроков "Грязь-Грязища и Иван. Сказка для тех, кто не любит мыться", "Тайна пиратского острова сокровищ", "Подарок маме". Старшеклассники, начиная шефство над младшими, тем самым приобщают детей к самоуправлению. Чередование творческих поручений позволяет вовлечь максимальное количество детей в процесс подготовки дела, выявить, стимулировать и развивать творческий потенциал ребенка.
2. Имитационные игры, которые имитируют реальные социальные отношения. Такие игры в Центре проводятся педагогами дополнительного образования Кижаевой О.В. и Калугиной З.И. Например, были проведены игровые занятия на темы: "Весеннее настроение", "Открой мир народного творчества", "Ты, шкатулка моя, позолоченная" и "Праздник русской березки", где педагог совместно с воспитанниками старшего поколения знакомил детей с традициями и обычаями нашего народа, создавая ситуацию причастия к тому времени, когда эти традиции широко использовались.
Наблюдения за детьми во время проведения игр позволяют нам увидеть потенциал каждого ребенка, понять внутренний мир ребенка, и помочь ему правильно использовать свои возможности. Игры-занятия взаимосвязаны друг с другом и в течение учебного года мы проводим мониторинг полученных данных, что позволяет нам отследить динамику развития социального "Я" каждого ребенка.
3. Формы досуговой деятельности. Это участие в различных конкурсах районного, городского и областного уровней, концертные программы для старшего поколения, посвященные Дню матери, Дню защитников Отечества, Дню Победы и др. мероприятия, которые стали традиционными в нашем Центре.
Перед началом каждого дела формируется инициативная группа учащихся, которая занимается разработкой сценария праздника, готовит костюмы, подбирает музыку - в общем, организует КТД. В подготовке к делу старшеклассники расширяют границы самопознания, развивают качества, необходимые для межличностного общения, находят взаимопонимание с другими людьми, самоопределившись нравственно, психологически и практически подготовившись к активной творческой деятельности.
В основе такой деятельности лежит сотрудничество взрослых и детей. Включение взрослых в общественную жизнь детей не должно быть руководством. Отказ от парадигмы воздействия - только взаимодействие. Содержанием сотрудничества взрослого и ребенка выступают их со-бытие, со-участвование, со-творчество, со-знание.
Со-бытые - совместность происходящего для людей.
Со-участвование - эмоциональное действенное включение в дела другого, активная помощь, сопереживание, сочувствие.
Со-знание - не только знание, но и отношение, подключенное к сознанию общественному, к культуре.
Со-творчество - формирование жизненных целей, ценностных ориентаций. Взаимное обогащение ведет к самоопределению, самореализации, самоутверждению подростков как личностей. Сотрудничество взрослых и детей выступает как основа социализации.
Каким же мы видим социально адаптированного подростка? Нами разработана модель социально-адаптированной личности подростка и определены показатели процесса социализации подростков в процессе взаимодействия:
- принятие воспитанниками предлагаемой им деятельности на личностно-смысловом уровне;
- обретение опыта ответственности, самоизменения в творческих процессах;
- опыт совместного со взрослыми построения собственного личностного мира;
- интересы, склонности и потребности подростка;
- личностно-ориентированный подход к подростку, создание "ситуации успеха" для каждого;
- создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации, самопознания, самоопределения личности;
- признание за подростком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
- определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя его достоинства.
Ребенок, вступая во взаимодействие в детском и взрослом сообществе, общественную организацию, стремится реализовать свои потребности в деятельности, среди которых выделяют:
- творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;
- познавательные потребности детей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области, выходящей за рамки программ школьного образования;
- коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;
- компенсаторные потребности, вызванные стремлением к дополнительным знаниям;
- профориентационные прагматические потребности воспитанников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;
- досуговые потребности детей разного возраста, обусловленные стремлением к содержательной деятельности в свободное время.
Именно взаимодействие с представителями разных поколений в силу своей специфики эффективно формирует у подростков ощущение собственной личности, избавляет от привычки действовать только по подсказке, стимулирует поиск самостоятельных оптимальных решений, позволяет усваивать знания в том темпе и объеме, которые соответствуют их индивидуальным способностям. В результате такой деятельности у растущего человека определяется преобладающая направленность на ту или иную сферу профессиональной деятельности, согласно его индивидуальности.
По результатам второго этапа эксперимента:
- Разработаны методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей по проблемам социализации подростков.
- В целях обобщения и распространения опыта Центра, были проведены семинары:
- "Круглый стол на тему: "Ценностные ориентации молодежи и взрослого поколения: проблемы и пути решения" (февраль 2010);
- городской семинар для руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования детей "Решение проблем социализации подростков психолого-педагогическими средствами ДОД" (16.03.10);
- обучающий семинар для педагогов Центра "Особенности социализации подростков. Специфика процесса социализации в УДОД";
- городской творческий семинар-практикум для руководителей и педагогов учреждений дополнительного образования детей "Модели социализации средствами дополнительного образования детей" (май 2010).
- По инициативе педагогов Центра проведен районный конкурс проектов по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, посвященный юбилею Победы "Благодарная память потомков", в, котором приняли участие представители разных поколений, в том числе и ветераны ВОВ.
- Педагогами Центра создан сборник сценариев по патриотическому воспитанию детей и подростков.
- Подготовлены материалы для публикации сборника методических рекомендаций для руководителей, педагогов-психологов, педагогов дополнительного образования детей по проблеме социализации детей и подростков в УДО.
- Разработаны методические рекомендации по проведению психолого-педагогической диагностики по теме "Социализация подростков в условиях УДО".
- Проведена работа по улучшению материально-технического обеспечения экспериментальной деятельности: приобретены компьютеры, медиапроектор, музыкальный центр, акустическая система для проведения мероприятий, произведена подписка на необходимую периодическую литературу.
3 этап (обобщающий).
Задачи:
- анализ результатов эксперимента.
- оформление результатов эксперимента.
На третьем этапе был проведен полный анализ педагогической деятельности ЦВР "Общение поколений" в рамках экспериментальной деятельности. Для качественного анализа процесса и результатов социализации подростков необходимо опираться на непрерывное наблюдение. Поэтому важная роль в организации деятельности образовательного учреждения принадлежала мониторингу. В ходе экспериментальной работы для подтверждения гипотезы изучался уровень развития познавательной сферы и эмоциональных личностных особенностей каждого подростка, а также степень воздействия общения с взрослыми на его личностное развитие как показатель социализации, развитие творческого потенциала, достижения. Результаты наблюдения за проявлением способностей и интересов подростков фиксировались по каждому ребенку в течение всего времени его пребывания в ЦВР. Для выявления результатов исследования была создана мониторинговая служба. В процессе исследования были получены такие результаты:
Притязания на достижения (7-11 класс):
Низкий уровень - 18%
Ниже среднего уровня - 43%
Средний уровень - 29%
Выше среднего уровня - 10%
Высокий уровень - 0%
Потребность в достижениях - ниже среднего.
Притязания на общение (7-11 класс):
Низкий уровень - 52%
Ниже среднего уровня - 40%
Средний уровень - 6%
Выше среднего уровня - 2%
Высокий уровень - 0%
Потребность в общении - низкий уровень.
Анализ схем-характеристик детских коллективов, составленных педагогами в начале года, также говорил о низкой потребности подростков в общении. Так, при ответе на вопрос "Наиболее предпочитаемые формы взаимодействия" (варианты ответов: общение со сверстниками; общение со взрослыми; деятельность по выбранному направлению) дети предпочли последний пункт.
Мы объяснили это во-первых, адаптацией внутри коллективов; во-вторых, слабым развитием навыков внутригрупповой коммуникации и низкой коммуникативной культурой подростков.
Итоговая диагностика показала рост социальной компетентности подростков, повысились показатели притязаний на достижения, на общение со сверстниками.
Притязания на достижения (7-11 класс):
Низкий уровень - 0%
Ниже среднего уровня - 11%
Средний уровень - 53%
Выше среднего уровня - 10%
Высокий уровень - 7%
Притязания на общение (7-11 класс)
Низкий уровень - 4%
Ниже среднего уровня - 7%
Средний уровень - 42%
Выше среднего уровня - 23%
Высокий уровень - 24%
Об эффективности проводимого эксперимента говорит и тот факт, что намного улучшились показатели и количество отдельных воспитанников и объединений Центра в конкурсах, смотрах, соревнованиях. В ходе эксперимента прослеживалась динамика личностного роста воспитанников, упрочение ценностных ориентаций, расширение сферы потребности в самопознании. Особенно заметное развитие получили:
- творческие (креативные) потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;
- познавательные потребности детей, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области, выходящей за рамки программ школьного образования;
- коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;
- компенсаторные потребности, вызванные стремлением к дополнительным знаниям;
- профориентационные прагматические потребности воспитанников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;
- досуговые потребности детей разного возраста, обусловленные стремлением к содержательной деятельности в свободное время.
Именно взаимодействие с представителями разных поколений в силу своей специфики эффективно формирует у подростков ощущение собственной личности, избавляет от привычки действовать только по подсказке, стимулирует поиск самостоятельных оптимальных решений, позволяет усваивать знания в том темпе и объеме, которые соответствуют их индивидуальным способностям. В результате такой деятельности у растущего человека определяется преобладающая направленность на ту или иную сферу профессиональной деятельности согласно его индивидуальности.
Мониторинг, проводимый на протяжении всего эксперимента, обеспечил всей необходимой объективной информацией, позволил соотнести результаты с поставленными задачами, скорректировать учебную и воспитательную деятельность учреждения. Создание целостной воспитательной системы по социализации подростка, в ходе взаимодействия поколений позволило изучить показатели процесса социализации подростка в Центре и создать условия для их развития; разработать и реализовать эффективную модель воспитательной системы ЦВР; теоретически обобщить и практически распространить опыт работы по созданию модели взаимодействия поколений для решения проблем социализации воспитанников Центра; разработать методические рекомендации и опубликовать их в сборнике.
Практическими результатами работы Центра на третьем этапе стали:
- Организация и проведение областных и городских семинаров по социализации.
- Организация работы ""Творческих мастерских" для педагогов города.
- Разработка системы работы по социализации подростков в ходе взаимодействия поколения и системы оценки рисков социализации детей и подростков как основы проектирования современного образовательного учреждения.
Эффективность вышеозначенных систем позволила сформировать:
- модель социально-адаптированной личности подростка;
- модель взаимодействия поколений;
- модель социального партнерства;
- модель психолого-педагогического сопровождения.
Изучение в рамках эксперимента деятельности центра "Общение поколений" как фактора, определяющего эффективность воспитательного процесса и его результаты, позволяют сделать вывод, что Центр внешкольной работы "Общение поколений" обладает необходимым и достаточным педагогическим потенциалом для осуществления процесса социализации подростка. Показателями процесса социализации подростков в процессе взаимодействия поколений в ЦВР являются:
- принятие воспитанниками предлагаемой им деятельности на личностно-смысловом уровне;
- обретение опыта ответственности, самоизменения в творческих процессах;
- опыт совместного со взрослыми построения собственного личностного мира;
- сформированность интереса, склонности и потребности подростка;
- личностно-ориентированный подход к подростку, создание "ситуации успеха" для каждого;
- создание условий для развития мотивации личности к познанию и творчеству, самореализации, самопознания, самоопределения личности;
- признание за подростком права на пробу и ошибку в выборе, права на пересмотр возможностей в самоопределении;
- определения результативности продвижения ребенка в границах избранной им программы (вида деятельности, области знаний), которые помогли бы ему увидеть ступени собственного развития и стимулировали бы это развитие, не ущемляя его достоинства.
В своей работе мы попытались решить одну из важнейших, актуальнейших задач современности - проблему социализации подростков через взаимодействие поколений. Исследование велось через те его аспекты, которые раскрываются в непосредственном общении между педагогом и ребенком, между самими сверстниками, между ребенком и взрослым, в совместной деятельности разнопланового характера, на формировании уровня самооценки, мотивации, на восприятия общечеловеческих ценностей. В процессе проведенного исследования можно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, так как созданная модель взаимодействия поколений позволила мотивировать воспитанников Центра на содружество, сотворчество, выявляя при этом таланты и развивая их.
В ходе экспериментальной деятельности было установлено, что среди обучающихся много способных талантливых ребят, требующих специализированного подхода к обучению и воспитанию в современных условиях, а значит, для педагогического коллектива Центра открываются новые перспективы работы по поддержке и развитию одаренности обучающихся через интеграцию общего и дополнительного образования как в рамках направления Национальной инициативы "Наша новая школа", так и в контексте модернизации российского образования в целом.
Татаришвили О.Н.,
методист МОУ ДОД
Центр внешкольной работы "Общение поколений",
г.о. Самара
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.