Применение инновационных технологий для активизации деятельности учащихся на уроке
Какова должна быть технология обучения всех по-разному, ведь только в этом случае можно учесть индивидуальные особенности каждого ученика? Как при этом не навредить ни здоровью ребенка, ни здоровью учителя? Поиск ответов на эти вопросы и является движущей силой становления педагога, ведет к формированию собственной системы работы. В моем учебном пространстве нет исходящего от педагога потока информации, нет скуки, принуждения, нет лени и пассивности учеников, ожидания ими двойки и желания увернуться от нее. В этом пространстве ученик испытывает радость от учения, преодоленной трудности, самостоятельно добытого результата - решенной задачи, выведенного правила, закона. Я пытаюсь вести ученика по пути субъективного открытия. В процессе обучения ученик становится субъектом, ощущает потребность и способность к положительному самоизменению, приобретает мотив к саморазвитию. В этом случае учеба становится осмысленным делом, имеющим важное значение для жизни. Субъективность ученика означает, что он знает о своих предстоящих действиях на уроке: зачем, как, с помощью каких средств он будет выполнять задание, что при этом изменится в нем самом и нужно ли это ему. При такой организации учебного процесса меняются в ученике все психические функции (ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, воля, мышление), а также отдельные качества личности (нравственные представления, ответственность, самостоятельность ),то есть происходит становление ключевых компетенций:
- учиться, т. е. самостоятельно заниматься своим обучением,
- искать, т. е. уметь работать с различными источниками,
- думать, т. е. владеть мыслительными операциями,
- сотрудничать, т. е. уметь взаимодействовать,
- быть деятельным,
- адаптироваться, т. е. уметь использовать свой багаж знаний и умений и находить новые решения.
Среди основных побудительных причин возникновения и практического использования в моей работе новых психолого-педагогических технологий хочу выделить следующие:
- необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических особенностей обучаемых;
- осознание необходимости замены малоэффективного вербального способа передачи знаний;
- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия учителя и ученика.
На данном этапе работы я для себя отметила образовательные технологии, которые действительно влияют на формирование ключевых компетенций:
- Технология поэтапного формирования умственных действий
В процессе систематического использования теории поэтапного формирования умственных действий происходит формирование у учащихся таких умений, как умения планировать свою деятельность, мотивировать каждый шаг, воспринимать внимательно информацию, критически осмысливать условие и результаты задачи, рационально запоминать и записывать результаты своих действий, осуществлять самоконтроль, то есть идет поэтапное формирование ключевых компетенций школьника.
Пройдя все шесть этапов, ученики хорошо ориентируются в материале , повышается качество решения задач. Даже слабые ученики, у кого есть проблемы с математикой, намного лучше решают качественные и количественные задачи. По этой образовательной технологии мной рассматривается тема «Силы» в 7 классе. Учащиеся создают схему ориентировочных действий, по которой можно дать характеристику любой силе. Эта же схема потом применяется к материалу 9 класса.
- Технология проблемного обучения
Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы на таких уроках возбуждает мыслительную активность обучаемых и поддерживает глубокий познавательный интерес. Примером урока по технологии проблемного обучения может служить урок на тему «Импульс тела», 10 класс и «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда», 7 класс.
- Технология «мастерских»
На мой взгляд, мастерская – это метод, который позволяет и детям, и взрослым воспринимать новое без нажима со стороны учителя. В мастерской работают все, хотя на тебя, на твою манеру поведения никто не обращает внимания. Закон мастерской: «Делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта и корректируй себя сам». В работе мастерской имеет значение не только результат творческого поиска, не менее важен, а иногда и больше, сам процесс. Каждый должен попробовать изобрести свой «велосипед», свое «колесо». Здесь ученик может использовать всю информацию, полученную из самых разных источников. Такие уроки были проведены в 5 классе по теме «Сила трения», в 9 классе по теме «Силы».
- Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
ориентирована на формирования ключевых компетенций учащихся. На таких уроках я помогаю учащимся развивать:
- умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний;
- умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
- умение решать проблемы;
- умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;
- умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;
- умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;
- способность самостоятельно заниматься своим обучением;
- способность брать на себя ответственность;
- способность участвовать в совместном принятии решения;
- способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;
- умение сотрудничать и работать в группе и др.
Очень удачным и плодотворным оказался урок по теме «Реактивное движение» в 10 классе.
Естественно, современные образовательные технологии взаимосвязаны. Их взаимодополнение друг друга способствует формированию ключевых компетенций учащихся в ходе специально организованной деятельности. Ведь «нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь». Именно эти слова я произношу себе каждый раз, открывая дверь кабинета, за которой меня ждут самые замечательные дети!!!
Список литературы:
- Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М.; 1976
- Конаржевский Ю.А. Проект единого педагогического пространства школы развивающего обучения. – Калининград; 1996
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология; - М.; 1996
- Репкин В.В. Развивающее обучение и учебная деятельность. – Рига; 1992
- Самоненко Ю.А. Психология и педагогика. – М.; ЮНИТИ, 2001
- Самоненко Ю.А., Жильцова О.А. Опыт внедрения новых образовательных технологий в практику средних школ. – М.; Полиграф Сервис; 2003
- Браверман Э.М. Преподавание физики, развивающее ученика. – М.; Ассоциация учителей физики; 2003
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.