В национальном проекте «Образование» информатизация учебного процесса является одной из приоритетных задач, поставленной перед государством. Благодаря технологическому прогрессу компьютерная техника стала доступна для абсолютно любого учебного заведения находящегося на территории Российской Федерации.
Внедрение информационных технологий в практику общеобразовательной школы, определяется необходимостью систематизации способов обучения, расширением способа передачи знаний, организации форм взаимодействия учителя и ученика. ИКТ в значительной мере способствует применению ряда новых инновационных педагогических технологий (проектной, модульной), которые предоставляют широкие возможности для индивидуальной и групповой работы с учащимися.
Имея под рукой широкий спектр информации (Интернет, образовательные диски), ученик может интегрировать ее, получать в полном объеме. Полученные данные быстро автоматизировано обрабатываются на персональном компьютере, что позволяет сократить время самоподготовки учащегося к уроку и во время урока. Учитель получает те же преимущества, что и ученик, и даже больше, ведь в его распоряжении есть мультимедийный проектор, интерактивная доска, которые облегчают процесс передачи знаний учащимся.
В первые годы многим учителям было сложно переходить от стандартных методов обучения к информационно-инновационным, не хватало знаний в элементарной компьютерной грамотности. Но благодаря государственным и краевым программам обучения учителей произошли сдвиги в решении этой проблемы. На данный момент нет ни одного учителя в нашей школе, который бы не применял ИКТ на своем уроке.
Компьютерные технологии на уроках по основам безопасности жизнедеятельности я использую довольно часто как вспомогательное средство для объяснения нового материала. Помогают мне в этом Интернет, мультимедийное пособие для 10 класса, интерактивная энциклопедия «Атлас тела человека», мультимедийный учебник спасателей, созданный Учебно-методический центром по делам ГОЧС Курганской области МЧС России, ну и, конечно, большое количество презентаций, созданных мной и учениками. Для итоговой аттестации учащихся 9 и 11 класса я разработал вопросы к электронному тестированию с автоматической системой выставления оценки.
Теперь хочется рассказать о том, как я использую ИКТ на своих уроках.
К примеру, возьмем применение мультимедийного учебника спасателя, который имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными учебниками. Вы можете, конечно, спросить в чем же преимущество?
- иллюстрированное представление информации;
- интеграция в одном учебнике значительного объема информации на едином носителе;
- возможность передачи информации тем детям, которые по ряду причин пропустили урок.
ТЕМА УРОКА: «ПМП ПРИ ВНЕЗАПНОЙ ОСТАНОВКЕ СЕРДЦА И ПРЕКРАЩЕНИЯ ДЫХАНИЯ»
Учитель: Рассмотрим непрямой массаж сердца. В оглавлении выбирается раздел «Оказание первой медицинской помощи пострадавшим», а в нем подраздел - непрямой массаж сердца.
Учитель: Ребята, запишем в рабочую тетрадь план с электронного учебника:
- виды массажа сердца
- непрямой массаж
- методика массажа у детей
- прямой массаж
Подчеркивая маркером основные пункты учебного материала, педагог акцентирует важные моменты, указанные в нем, при этом активно комментируются иллюстрации, приведенные в пособии.
На своих уроках и при их подготовке мной используются Интернет- ресурсы. В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов.
Специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией. Уроки “Основ безопасности жизнедеятельности” более специфичны в отличие от других школьных предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах.
Возможности использования сети Интернет на моих уроках ОБЖ заключаются в следующем:
- свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;
- изучение конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя;
- использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ;
1. Задание по теме: “Борьба с экологическими катастрофами”. Найдите на сайте «http://www.alisen.ru» материал об альтернативных источниках энергии.
2. Алгоритм выполнения задания:
- Подключение к Интернету через любой установленный на компьютере браузер.
- Выход на сайт http://www.alisen.ru/
- Выбираем любой из интересующих нас разделов.
- Поиск и просмотр искомого материала.
- Закачка найденного материала.
- Просмотр основных моментов материала.
- Составление доклада или презентации из полученного материала дома.
Преподавание с применением компьютера можно использовать на всех типах уроков. Не исключение и практические уроки. Одна из задач урока - практическое применение и знание полученных в результате расширенного информационного объяснения материала.
Тема урока: «Топографическая подготовка: компас - определение сторон света, определение азимута».
У каждого ученика в руках компас. Дети внимательно прослушивают элемент электронного урока - глава 1, параграф 1.1 (мультимедийное пособие для 10 класса), где достаточно наглядно, лаконично и доступно изложен учебный материал. Задают вопросы. После чего выходят на местность и работают с компасом.
В основе подготовки к использованию компьютерных технологий в учебном процессе я применяю один из принципов дидактики – обеспечение интегрированного подхода в преподавании ОБЖ. У меня разработан практический мультимедийный урок по теме: “Назначение и боевые свойства АК” совместно с учителем физики В.М. Тураковой. В ходе этого урока многогранно применялась программа Microsoft Office PowerPoint, самая популярная и часто используемая во всех школах, а также мультимедийный диск «Физика, 7-11 класс», при помощи которого можно моделировать полет пули и проводить физические эксперименты по изучаемой теме.
Совсем недавно в школу поступила интерактивная доска, и ей нашлось применение на уроке ОБЖ. Имея Интернет и интерактивную доску в школе, я разработал урок: «Концепция национальной безопасности» с применение программы «Google Планета Земля». Урок получился яркий, эффектный и запоминающийся для учащихся 11 класса. Готовясь к нему, пришлось учитывать специфику учебного материала (хкк гос), особенность компьютерной грамотности учащихся, ведь с такой доской детям предстояло работать в первые. Продумать анализ и обсуждение с классом принципиальных вопросов изучаемого материала. Итог урока: дети не только усвоили представленный материал, но и расширили знания в компьютерной грамотности.
Одной из форм применения компьютера на уроке является проверка полученных знаний. С целью повышения эффективности проверки усвоенного материала учащимися 9 и 11 классов мной созданы тесты и обработаны в программе «Экзаменатор».
Программа «Экзаменатор» включает комплект тестов по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9-11 классов общеобразовательных учреждений. Предлагаемая программа с тестами поможет организовать итоговый контроль знаний учащихся на уроке, в конце четверти, года, организовать экзамен по предмету.
Для проверки качества знаний и умений у учащихся 9-11 классов по курсу ОБЖ вопросы создавались в соответствии с программой и дополнительным материалом для учащихся общеобразовательной школы. Задачей программы «Экзаменатор» является формирование теоретических знаний, умений (как действовать при ЧС) и навыков (оказание ПМП).
Ну и в завершение хотелось бы добавить, что ИКТ, внедряемые в школах являются достаточно продуктивным средством повышения эффективности передачи знаний ученикам, которые соответствуют новому подходу к образованию в 21 веке.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.