Использование компьютерных тестовых программ для проверки знаний учащихся
Основное желание учащихся при проведении контроля знаний — это получение мгновенного объективного результата и сравнение своего результата с результатами других. Все проводимые письменные работы предполагают временные затраты на проверку. К моменту оглашения результатов задания могут быть забыты, и отметка не ассоциируется с конкретной темой. При выполнении тестовых заданий на бумажной основе всегда есть желание сверить свои ответы с ответами товарищей. При анализе результатов тестов на бумажной основе учащиеся пытаются запомнить не правильный ответ, а буквенно-цифровой код. При пересдаче теста невозможно проверить, выучил ли учащийся материал или запомнил код ответа. Некоторые негативные стороны тестовых заданий на основе бумажных носителей можно избежать при использовании компьютерных технологий.
Опыт использования компьютерного контроля знаний учащихся позволил выделить следующие достоинства:
- устраняется возможность подсказок и списывания;
- повышается объективность оценки знаний;
- резко повышается познавательная активность учащихся;
- преподаватель освобождается от «карательных» функций, связанных с выставлением оценок;
- улучшается психологическая атмосфера в группе.
Одной из компьютерных тестовых программ является программа test2000.
Программа test2000 очень похожа на систему «ЗНАК», по которой планируется проводить тестирование учащихся Комитетом по образованию в режиме онлайн. Программа создана лабораторией Алексея Занина (Санкт-Петербург) в 2000 году. Создавалась она для операционной системы WINDOWS ХP (справка: работает только в этой системе), работает также в операционных системах WINDOWS VISTA, WINDOWS 7, WINDOWS SERVER 2003. При создании теста можно создавать свои стили оформления, утешительные и поощрительные отзывы о результате контроля. Например, оценка: Вам сегодня ставлю ПЯТЬ!!!! Мой совет Вам — ТАК ДЕРЖАТЬ!!! На космической ракете Вам желаю полетать!!! или оценка: Вы красивы и добры!!! Вы умны и веселы!!! Вас обрадую едва, ведь оценка Ваша ДВА!!!
Достоинства программы:
- результат теста выдается сразу после ответа на все вопросы;
- можно двигаться только вперед, а можно вернуться и исправить ответ (устанавливается преподавателем);
- при выполнении теста показывается количество вопросов и оставшееся время;
- при выполнении теста компьютер сам выбирает из банка данных нужное количество вопросов;
- при выполнении теста разными учащимися в одинаковых вопросах меняются местами дистракторы;
- при составлении вопроса информация может быть представлена графически (рисунок в формате .bmp, рисунок или график из презентаций PowerPoint);
- можно создавать тесты, ориентированные на успех/провал или с уровнем прохождения каждой оценки;
- после прохождения теста результат можно распечатать или посмотреть в папке тестируемого (позволяет анализировать качество знаний каждого учащегося);
- после выполнения теста можно посмотреть свои ошибки.
Недостатки программы:
- невозможно при составлении вопросов и ответов использовать надстрочные и подстрочные знаки;
- нельзя в дистракторах использовать графики и рисунки;
- минимальное время теста 15 минут.
Пример создания теста
Для создания стиля выбрать Tест - настройки: Стиль-создать-сохранить,
заполнить Общий, Оценка, Владелец – применить - ОK
Рисунок 1
Пример начала тестирования
Открыть программу test2000, нажать на часы, заполнить поля идентификации, выбрать тест, нажать Да, после выполнения теста нажать финишный флажок
Рисунок 2
Пример рапорта
Экзаменационный Рапорт
Кандидат: Смирнова Виктория
Группа: 260
Телефон:
Тест: ЭМИ
Дата: 14/10/2011
Необходимо: 50% Отвечено: 90% Оценка: 5 (отлично)
Организация: ПЛКМ
Адрес: St. Petersburg
Телефон: +7 (812) 2990000 E-mail: plkm@yandex.ru
Экзаменатор: Крупенич Е.В.
Персональные папки учащихся находятся в папке Temp.
Активность учащихся на уроке физики в системе профессионального образования, где физика не является профилирующим предметом, затруднена. К доске решать задачи выходят одни и те же ребята, при выполнении самостоятельной или контрольной работы пытаются списать у «отличников». Неудовлетворительные оценки сильно не расстраивают учащихся, цель их обучения физике - получить три в полугодие. Мотивация снижена, желания подумать при решении теста не возникает (лучше гадать). При использовании компьютерных технологий активность учащихся возрастает, выстраивается очередь к компьютеру. Двойка, выставленная компьютером, воспринимается положительно, ее можно исправить, данные всех тестов сохраняются. Каждая оценка индивидуальна: задают вопросы при одинаковых оценках о проценте выполнения (два с 40% выполнением значительно выше двойки с 20% выполнением). После теста учащиеся пытаются самостоятельно или с помощью преподавателя разобрать ошибки (что очень приятно). Для выполнения повторного теста учащиеся пытаются запомнить и разобраться в правильном ответе (программа показывает ответ учащегося, а правильный ответ скрыт). Для начала работы с программой можно разрешать пользоваться конспектом, ничего плохого в том, что они будут искать и запоминать правильные ответы, нет. «Повторение — мать учения». Положительным моментом программы test2000 является наличие индивидуальной папки учащегося (создает программа), в которой отражены рапорты всех тестов. При выставлении итоговой оценки по теме можно отследить количество сданных тестов, количество попыток, самый высокий бал выставить в журнал.
Как показывает практика, сдавать и пересдавать тесты с помощью компьютера учащиеся любят больше, чем решать расчетные задачи.
Создавать тесты в этой программе просто, если есть база данных в электронном виде, например, задания демоверсий ЕГЭ. Рисунки можно рисовать на бумаге, сканировать, открывать, создавать и сохранять в стандартной программе приложений Paint, которая есть на каждом компьютере. Программа позволяет использовать ее на уроках любых дисциплин, при проведении декад, внеклассных мероприятий.
Встает вопрос, когда и как использовать программу test 2000. Очень хорошо подойдут мобильные компьютерные классы, но у нас в лицее их нет. Можно провести тестирование в компьютерном классе, где можно проводить и теоретические занятия. Для этого одна группа выполняет тест на компьютере, а другая выполняет работу с преподавателем, затем меняются. Присутствие и помощь преподавателя при работе с компьютером минимальна, преподаватель с помощью мультимедийного проектора объясняет всем как ввести свои данные, как выбрать нужный тест, как начать и закончить тестирование (рисунок 2). Это успешно, когда число компьютеров в классе соответствует половине присутствующих (в ПЛКМ в группах I курса по 27 человек, а компьютеров - 12). Хождение ребят из кабинета в кабинет даже на одном этаже во время урока невозможно. В моей педагогической практике выход один: один компьютер в кабинете и для использования мультимедийной техники, и для проведения контроля знаний с помощью тестовой программы. Для этой цели лучше иметь мультимедийный проектор с входом от системного блока и выходом на монитор, чтобы во время урока не перекидывать провод. Когда один человек проходит тестирование, все остальные отвечают на вопросы преподавателя, например, по цепочке (актуализация знаний). Тестирование можно проводить во время решения задач (тесты - пятиминутки). Можно проводить соревнования колонок, две колонки отвечают на одни и те же вопросы по своему графику (отличие только в числах), третья по очереди проходит тест (в этом случае вопросов должно быть меньше, чем при обычном тестировании), при этом должно быть равномерное распределение учеников по колонкам. В этой форме присутствует дух соревнования, все пытаются помочь товарищу, который у доски, чтобы колонка выиграла и получила отличные оценки. Можно подготовиться к своему выходу к доске, так как вопросы все на доске сформулированы и известен свой номер вопроса. Колонка может заполнять бюллетень по цепочке, и каждый при этом получает оценку. Форм организации тестирования много, фантазируйте и пробуйте. Меняя формы организации работы учащихся, мы сможем активизировать их деятельность, мотивировать учащихся на получение знаний, при этом вызывать только положительные эмоции.
Литература
1.Методологические основы организации содержания самостоятельной деятельности учащихся на уроке в свете стандартов второго поколения / Материалы межрегиональной конференции учителей естественнонаучного цикла / Никитина И.М. Методические аспекты использования тестирования для организации текущего контроля знаний учащихся - Спб,2011
2. Материалы Интернет ресурса - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.