Использование ИКТ и интернет-ресурсов в обучении истории, обществознания и МХК
Поиск педагогических средств знакомства школьников с учебным материалом определил актуальность использования ИКТ-технологий и интернет-ресурсов на уроках истории, МХК, обществознания.
Для того чтобы учащимся успешнее обучаться, глубже осмыслить историю, другие дисциплины и лучше связать свои знания отдельных предметов в общее представление о учебном материале, необходимо качественно разрабатывать учебные пособия.
Особенностью пособий является электронное сопровождение, созданное с помощью программного обеспечения Microsoft Office и др. Компьютерные материалы, созданные к каждому уроку, содержат: фотографии, статьи энциклопедического словаря, иллюстрации, видеосюжеты, ребусы, кроссворды, тестовые задания, задания для самостоятельной и групповой работы. Цель создания данных методических разработок такова: помочь ребёнку адаптироваться в учебном материале.
Использование на уроках электронного сопровождения позволит учителю решить следующие проблемы:
- Недостаток теоретического и наглядного материала в учебнике. А исходя из того, что у учащихся преобладает наглядно-образное мышление, электронные материалы помогают богато иллюстрировать изучаемую тему и тем самым повышают эффективность урока.
- Компьютерные презентации активизируют интерес к изучаемому материалу.
- С помощью ИКТ урок проводится на более эстетическом уровне (фото, иллюстрации, видеоролики, музыкальное сопровождение).
- С электронным сопровождением становятся ненужными самодеятельные средства наглядности: книги с иллюстрациями, передаваемые по рядам и т.д.)
- ИКТ позволит более рационально использовать учебный процесс.
Электронное сопровождение позволит учащимся заочно отправиться в различные путешествия. Например, в Древний мир, в гости к лесным обитателям, в населенные пункты нашего района и др. Виртуально побывать на экскурсии в краеведческом музее, в лесопарке, в библиотеках, в известнейших музеях мира, театрах. Через видеосюжеты можно организовать встречи с творческими людьми, прослушать песню, очутится далеко-далеко в прошлом, увидеть, как жили наши предки. Кроме этого презентации содержат разного рода проверочные работы. Например: ответь на вопросы; дополни фразу; закончи предложение; разгадай ребус, кроссворд, шараду.
При использовании ИКТ-технологий при обучении школьников были выявлены следующие положительные стороны:
- Повысился процент качества знаний.
- Заинтересованность школьников в изучении предметов.
- Увеличилось время в ходе урока для дополнительного материала или для дополнительного задания.
- Повысился уровень ИКТ-компетентности педагогов.
- Появилось желание учителей посещать курсы.
и отрицательные:
- Больше уходит времени на подготовку к урокам.
- Нет пассивной системы защиты, следовательно, постоянно требуется дополнительное время для установки мобильного компьютера и проектора.
- Еще не используются в учебном процессе музыкальные клавиатуры.
- Недостаточная оснащенность учебных классов ИКТ-техникой.
Таким образом, использование данного методического пособия с электронным сопровождением, безусловно, поможет повысить активность школьников, их познавательный интерес, активизирует мыслительную деятельность, расширит возможности традиционных методов обучения, повысит информационную насыщенность урока.
