26.03.2012 0

Применение игровых технологий на уроках в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида


За последние годы интерес к игре особо возрос в педагогическом процессе. Функции игровой деятельности значительно расширились: в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Содержание коррекционной педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, охватывает широкий спектр всего того, что необходимо для социальной адаптации. При этом приходится учитывать возможности умственно отсталого индивида и соответствие им предлагаемых нагрузок. Очень важно как можно раньше начинать коррекционное воспитание и обучение ребенка с особыми образовательными потребностями, определить продолжительность этой работы, место применения образовательных технологий.

Психофизическое развитие детей с умственной отсталостью характеризуется различными особенностями, которые проявляются в процессе обучения. У таких детей очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, как правило, отсутствует мотивация, они быстро утомляются, характерна частая смена настроений, большая зависимость от погодных и природных изменений.

«Своеобразие личности умственно отсталых детей находится в тесной связи с особенностями их деятельности. В процессе аномального развития у них формируются качественно своеобразные психические процессы и качественно своеобразное строение деятельности» [6, с.31].
А.А.Катаева, Е.А.Стребелева утверждали, что у умственно отсталых детей вся деятельность формируется с опозданием и отклонениями на всех этапах развития. Не возникает своевременно ни один из видов деятельности… [3, с.126].

Среди неспецифических методов профилактики и коррекции состояний и ситуаций риска в развитии ребенка игра выделяется как деятельность, наиболее полно удовлетворяющая потребностям педагогической практики и самих учеников. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие.

М.Н. Перова отмечала, что для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность. Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса является игра [6, с.3]. Несмотря на то что игровая деятельность детей с проблемами в развитии очень своеобразна, олигофренопедагоги широко используют различные игровые технологии для коррекции познавательной деятельности данной категории детей.

В учебном плане имеется курс коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Данный курс ведется с 1-9 класс. Программа курса нацелена на решение следующих задач:

  • подготовка детей к восприятию учебного материала на уроках математики, русского языка, развития речи и т.д.;
  • восполнение имеющихся пробелов в знаниях, что в итоге будет способствовать более успешному овладению учащимися содержанию учебного материала;
  • коррекция имеющихся отклонений в развитии ребенка.

Курс занятий имеет коррекционную направленность, которая реализуется через организацию предметно–практической, музыкально– ритмической, изобразительной деятельности, конструирование, различного рода упражнения и игры. В программе имеются разделы, на основе которых и разрабатывается рабочая программа:

  • развитие моторики, графомоторных навыков;
  • тактильно–двигательное восприятие;
  • развитие зрительного восприятия;
  • восприятие формы, величины, цвета;
  • восприятие особых свойств предметов (вкус, запах, вес);
  • восприятие пространства и времени;
  • кинестетическое и кинетическое восприятие.

Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова в методическом пособии «Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии» описывают различные игровые технологии, которые способствуют накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизируют познавательную деятельность ребенка. Выполняя игровые действия, дети упражняются в различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков, временных отношений, зрительных представлений.

На основании имеющихся рекомендаций для проведения занятий по данному курсу педагогу приходится очень тщательно отбирать игровой материал, имеющийся арсенал постоянно пополняется, что значительно облегчает проведение занятий. Приведу примеры дидактических материалов, которые необходимы педагогу: строительные конструкторы, геометрическое лото, плоские и объемные геометрические фигуры, спортивный инвентарь, разнообразные мелкие предметы (пуговицы, бусинки, зерна и т.п.), ящики с песком, сенсорные модели, массажные коврики и т.д. Перечень материала очень разнообразен, дети проявляют интерес, когда при проведении занятий используется различная наглядность.

В своей практике я опиралась на рекомендации игротерапевта Я.Я.Ленок по проведению коррекционно-развивающих игр: 1). Игры проводятся с учетом физического и умственного развития детей, состояния их моторных функций, особенностей поведения и характера; 2). Активное участие педагога в игре; 3). Каждая игра должна иметь целевую направленность и игровые задания должны быть подчинены ей; 4). Продолжительность игры определяется активностью детей, их интересом к выполнению игрового задания; 5). Задания должны быть посильными, понятными, но в то же время содержать элемент трудности; 6). Игра должна носить воспитательный характер; 7). Следует начинать с простых игр, постепенно усложняя их и модифицируя; 8). Игровой материал должен быть красочным, интересным, доступным для пользования детьми определенного возраста и уровня психомоторного развития [1, с.78-79].

В результате постоянно применения игровых технологий на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов школьники научаются: узнавать предметы по заданным признакам; классифицировать предметы по форме, величине, цвету; давать полное описание объектов и явлений; видеть временные рамки своей деятельности; ориентироваться в пространстве; целенаправленно выполнять действия по инструкции.

Специфика работы в СКОУ VIII вида постоянно заставляет искать новые и совершенствовать уже имеющиеся формы и методы работы и с этой точки зрения, можно предположить, что игровые технологии является одним из ресурсов формирования познавательных интересов умственно отсталых учащихся.

Список литературы
1. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. Коррекционно – развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике// Обучение и воспитание детей с нарушениями в развитии. – 2002. - №1. – с.77-83.
2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с.
3. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика: Учебное пособие для студентов. М.: “Просвещение”, 1998. – 144с.
4. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009.- 160 с.
5. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. – 128 с.
6. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике во вспомогательной школе: Пособие для учителей. – 2-е изд. – М.: “Просвещение”, 1976. – 127с.

Горбачева Марина Владимировна
Камышловский гуманитарно–технологический техникум, структурное подразделение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?