В УМК по курсу «Экономика» для начальной школы (авторы Т.В. Смирнова, Т.Н. Проснякова) входят учебные пособия: «Дом в обычном переулке», «Белка и компания», «Новые приключения Белки и её друзей» и справочное пособие «Экономический сказочный словарь». В этих книгах в доступной для детского восприятия форме сказок раскрываются основные понятия рыночной экономики: потребности, производство, товар, цена, предприятия, кредит, банкротство, залог.
Учитывая возрастные особенности учащихся начальных классов, задачи с экономическим содержанием предлагаются в занимательной форме, для чего в фабулу задачи вводятся любимые детьми герои.
Значительное место в обучении экономике отводится сказке. Народные сказки, вобравшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких “экономических” качеств личности, как трудолюбие, бережливость, практичность. В них экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления. Включаясь в решение сюжетной задачи, ребёнок открывает для себя экономическую сферу социальной жизни людей.
Герои экономических сказок – Белка, ёжик Пыхтя, мышонок Шмыг, лис Фукс, стараются вместе решить нелёгкие задачи, которые ставит перед ними жизнь леса. Чтобы вести своё хозяйство разумно, им приходится постоянно думать, считать, планировать. Поддерживая и выручая друг друга, наши герои стараются понять, как действуют основные экономические законы. А дети незаметно для себя овладевают экономическими знаниями.
Обучение по экономике ведется в игровой форме. Значение игры невозможно исчерпать и оценить, её феномен в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Урок экономики, проводимый в игровой форме, требует определённых правил:
- Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.
- Обязательные атрибуты игры: оформление, карта, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну, эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.
- Обязательная констатация результата игры.
- Компетентное жюри.
- Обязательные игровые моменты необучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения.
Вот и ученики 2а класса нашей школы (РО «Л.В. Занкова») целую неделю готовили сюжетно-ролевую игру на тему «Реклама». Ребята разбились на три группы и с увлечением включились в работу. Были созданы рекламные агентства. Распределены профессии: креативные директора, менеджеры, дизайнеры и другие. С помощью жребия были выбраны продукты для рекламы: сметана, молоко, йогурт. И понеслась ребячья фантазия… Ребята с полной отдачей готовили рекламные слоганы, рисовали плакаты, разрабатывали дизайн баночек, подбирали музыкальное сопровождение. Подключили родителей, которые принесли костюмы: коровы, кошки, собачки. В результате творческого поиска появилась шоколадная сметана, которая хранится в нано-баночках))). Йогурт ребята оформили в баночки в форме сердца. В состав йогурта включили северные ягоды. А молоко используется исключительно с ферм, на которых коров кормят травами, собранными на полях Алтая.
Послушав все рекламные проекты, я осталась довольна, наше будущее в надежных руках. Такие занятия показывают, что экономическое образование и воспитание школьников не только приближает ребёнка к реальной жизни, обучая его ориентироваться в происходящем, но и формирует деловые качества личности.
Это подготовка подрастающего человека к предстоящей жизнедеятельности. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребёнка с окружающим миром.
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №1, ЯНАО, Город Муравленко
Иванченко О.В.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.