Организация исследовательской деятельности как условие развития экологической культуры учащихся
Это наглядно проявляется в отходе от принципов так называемого "научного рационализма" как стиля мышления, когда знание в узкой предметной специализации рассматривалось как самоценность (Лободина Н.В., 2007).
Среди задач, стоящих перед современным образованием, можно выделить задачу, связанную с подготовкой ученика к профессиональному умственному труду. Один из путей решения данной проблемы заключается в активном введении учеников в научную деятельность. Успешно решить практические вопросы, связанные с формированием и развитием познавательной активности учеников, невозможно без анализа теоретических исследований.
Кроме того, в настоящее время в связи с возникновением угрозы исчезновения многих видов растений и животных возросла значимость экологического воспитания и образования в общей системе образования.
В связи с этим экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности» становится новым приоритетным направлением педагогической теории и практики.
Экологическое образование можно рассматривать как активно развивающееся направление, образовательными результатами которого является достижение учащимися определенного уровня экологической культуры.
Анализ существующих определений понятия и обобщение мнений различных исследователей позволили уточнить сущность экологической культуры как значимого в социальном плане новообразования, отражающего сформированность экологического сознания личности, овладение ею определенной суммой экологических знаний, позволяющих целенаправленно осуществлять экологическую деятельность, руководствуясь ценностным отношением к природе.
Формирование экологической культуры школьников зависит от возраста учащихся. Важнейшей целью формирования экологической культуры младших школьников (1-4 кл.) является развитие наблюдательности, любознательности, повышение эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира при непосредственном общении с природой, приобщение учащихся к посильному труду.
Для учащихся 5-8 кл. при формировании экологической культуры важнейшими задачами являются: овладение системой социально-экологических знаний: развитие экологического мышления на основе понимания причинности и взаимосвязей в природе и обществе, прогностичности, глобальности.
В старших (9-11 кл.) осуществляется обогащение экологических знаний. На этом этапе происходит соотношение полученных знаний об экологических проблемах области с национальными и глобальными проблемами. Отношение школьников к природе осуществляется по принципу «Я и природа, природа во мне, я в природе». В старших классах уделяется большое значение ценностно-нормативным знаниям (правила в природе, запреты) и практической деятельности. В основе экологического образования лежит самостоятельная работа: исследовательская, практическая и пропагандистская, которая может быть организована в рамках внеклассной и внешкольной (Норенко И.Г., 2007).
Существует ряд критериев, которые свидетельствуют о высоком уровне экологической культуры учащихся. На наш взгляд, наиболее важными из них являются следующие:
- выполнение научных исследований по экологической тематике,
- актуализация экологической значимости учебно-исследовательской работы.
Исследовательская деятельность способствует развитию интеллектуальных умений личности, самостоятельности, коммуникативных способностей, которые имеют важное значение при адаптации учащихся в будущем. В связи с этим, нами разработан проект опытно-экспериментальной работы по теме «Организация исследовательской деятельности как условие развитие экологической культуры учащихся», которая ведется на базе школы.
В рамках опытно-экспериментальной работы разработана программа кружка «Юный исследователь», на занятиях которого учащиеся знакомятся с основными правилами проведения исследований, выполняют исследовательские проекты, с результатами, которых выступают на конференциях различного уровня. Кроем того, учащи6еся школы активно принимают участие в акции «Неделя в защиту диких животных», организованную IFAW, всероссийской акции «Марш парков».
Нами разработана методика организации исследовательской деятельности, которая предусматривает 4 этапа, составляющие единый цикл. Любое исследование направлено на получение новых знаний, поэтому в методике предусмотрено приобретение учащимся новых знаний на каждом из обозначенных этапов. Полученные знания предыдущего этапа являются основой для перехода к следующему:
- этап. Выбор объекта (темы) исследования, в ходе которого ученик, в соответствии со своим текущим интересом, выбирает и обозначает область и объект интереса, который становится темой его исследования.
- этап. Процесс исследования объекта. После определения темы, ученик собирает и анализирует теоретическую информацию, связанную с объектом исследования.
- этап. Оформление результатов исследования. Результаты исследования оформляются в виде текстового, графического и/или компьютерного продукта.
- этап. Демонстрация результатов исследования, в ходе которого учащиеся сообщают о результатах своего исследования. Таким сообщением может служить участие в конференциях.
Так в рамках кружковой работы учащиеся выполнили исследовательский проект по теме «Виды рыб и круглоротых Хвойнинского района. Разработка предложений и мероприятий по охране редких видов», «Создание орнитологической тропы на территории с. Анциферово» С результатами проектов учащиеся выступали на областной экологической конференции «За бережное отношение к природным богатствам « в 2008 г., в 2011 г.
Таким образом, правильно организованная исследовательская деятельность на наш взгляд будет способствовать развитию познавательного интереса учащихся, формированию у них научно-исследовательских навыков, увеличить область общечеловеческих знаний.
Список литературы
1. Лободина Н.В. Экологическое воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. – Волгоград: Учитель. 2007.- 266 с.: ил.
2. Норенко И.Г. Экологическое воспитание в школе: классные часы, игры, мероприятия.- Волгоград: Учитель. 2007.- 139 с.
3. Пономарева И.Н. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 272
Киселева М.В. Учитель биологии МАОУСОШ с.Анциферово Хвойнинского района
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.