Аспекты организации воспитательной работы в деятельности педагога дополнительного образования
Дополнительное образование имеет значительные отличия от стандартного общешкольного образования, главное из которых заключается в том, что дополнительное образование не является обязательным. Это определяет специфику работы педагога дополнительного образования и организации самого процесса дополнительного образования в целом.
Учреждения дополнительного образования это не столько школа, сколько творческая и воспитательная лаборатория. Внимательное отношение, дифференцированный подход к каждому пришедшему, в реализации образовательных программ, доброта и терпение, а не «выбивание» результата, спокойный, постепенный творческий и нравственный рост не только развивает детей, но, самое главное, создает положительные условия для их совершенствования. Позитивный опыт (творческий, познавательный, коммуникативный), приобретённый в детском коллективе, стимулирует ребёнка к саморазвитию, а это одна из главных задач, которую ставит перед собой система дополнительного образования.
Главная задача педагога, руководителя кружка, создать комфортные условия для индивидуального развития и возможности реализации собственных творческих, познавательных, коммуникативных потребностей каждого ребёнка в детском коллективе.
Педагог - руководитель студии, кружка, объединения, формируя группу, принимает всех желающих детей (не выбирая по способностям), руководствуясь лишь возрастными критериями, прописанными в образовательной программе. Родители же приводят детей в кружки, преследуя различные цели. Главным образом, конечно, это собственные пожелания ребёнка реализовать свои творческие способности. Обычно такие дети являются самым сильным звеном коллектива, составляют его костяк. Некоторые из них воспринимают занятие в кружке, как подготовительный этап собственного профессионального образования и, впоследствии, выбирают данное направление деятельности своей профессией.
Так же в группе, (в кружке) оказываются дети, родители которых, особенно не спрашивая желание самого ребёнка, считают необходимым с пользой организовать его досуг. Такие родители, как правило, выбирают для своих детей подряд все кружки дома творчества, удобные по расписанию, не задумываясь о направлении их деятельности, руководствуясь мыслью о том, что любое «развитие» пойдёт на пользу ребёнку. Такие дети, не имея собственного увлечения данным видом деятельности, часто пропускают занятия, меняют кружки, или, в виду каких-либо причин, вовсе покидают дом творчества. Примерно так же обстоят дела с детьми, родители которых считают, что ребёнок в детстве должен «попробовать» всё, что предлагается (и что финансово доступно) в сфере дополнительного образования: немного попеть в хоре, немного поиграть на саксофоне, немного позаниматься иностранным языком, немного потанцевать и так далее. Такие дети, как правило, не задерживаются в коллективе надолго – ведь нужно всё успеть!
Так же в детскую группу дополнительного образования приходят дети, (как это ни грустно это признать), по направлению врачей специалистов. Так, в детском хоре оказываются дети, направленные логопедом для лечения от заикания, пульмонологом – для укрепления лёгких, по средствам развития правильного певческого дыхания; в хореографические кружки приходят дети по рекомендациям ортопедов.
Нередко в группы, по рекомендациям педагогов-психологов, приходят «социально неадаптированные» дети, что создаёт дополнительные трудности как для педагога (в организации и проведении занятия) так и для детей – участников кружка.
Успех творческой деятельности такой разноплановой группы зависит от того, насколько комфортные условия для развития каждого ребёнка будут созданы руководителем группы, насколько сплочённым будет коллектив детей, как будут построены отношения педагога с родителями детей.
Для ребёнка младшего возраста главным авторитетом в приобретении первого жизненного опыта, в формировании отношения ко всему окружающему, является его семья. Поэтому во многом успех организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей зависит от степени серьёзности отношения родителей этих детей к виду деятельности посещаемого ребёнком кружка, значению этого вида деятельности в жизни их ребёнка, к педагогам дополнительного образования и к системе дополнительного образования в целом. Отношение семьи к деятельности ребёнка является определяющим в том, насколько успешной и полезной для ребёнка будет эта деятельность. Поэтому педагогу нецелесообразно ограничиваться проведением традиционных занятий с детьми в кружке, согласно учебному расписанию. С первого дня деятельности коллектива педагог должен уделять внимание, тщательно продумывать и планировать работу с родителями учащихся. Иными словами, понимать то, что принимая в коллектив ребёнка, он принимает в коллектив, в более широком смысле, всю его семью.
Выбор формы работы с родителями во многом зависит от направления деятельности конкретного кружка, группы.
Самой простой формой работы с родителями является родительское собрание. Его проводят руководители всех кружков и объединений учреждений дополнительного образования. Самое главное при подготовке и организации родительского собрания педагог должен помнить, что собрание проводится не для того, чтобы прилюдно похвалить «отличников» и поругать менее успешных учеников. Подобные беседы целесообразно проводить лично с родителем конкретного ребёнка и главное в такой беседе не высказывание недовольств и претензий – возможно, после такой беседы ребёнок вовсе перестанет посещать кружок – а совместный поиск педагогического решения. Начиная беседу, педагог должен быть настроен на её позитивный исход. На общем родительском собрании целесообразно предложить родителям какую-либо тему в виде информации, продумать вопросы для обсуждения, интересующие родителей, касающиеся процесса обучения и воспитания, обсудить организационные моменты работы с детьми. ( Для выявления тем, интересующих родителей, можно разработать тесты и провести предварительное тестирование).
Ещё одной распространённой формой работы с родителями является открытый урок для родителей. Такое мероприятие не требует особой подготовки и является весьма эффективным способом привлечения внимания и развития интереса родителей к творчеству их детей. Такую же роль играют концерты для родителей, организующиеся в кружках и студиях художественного направления.
Позитивную роль в приобщении родителей к творчеству их детей имеют совместные проекты, в реализации которых участвуют дети вместе со своими родителями. Это:
- фестивали и концерты семейных дуэтов и ансамблей, организация и проведение познавательных музыкальных абонементов для детей и их родителей – в объединениях художественного направления;
- «весёлые эстафеты» и соревнования с участием не только родителей, но и братьев и сестёр, и, даже, бабушек и дедушек учеников – в кружках спортивного направления;
- имеющие познавательный характер командные «игры по станциям», для участия в которых приглашаются все желающие родственники и друзья учеников. Таким образом, педагог получает дополнительную возможность пригласить в своё объединение новых детей;
- совместные праздники: «Осенние посиделки», «Рождество», «Масленица» и др., в подготовке и проведении которых дети и родители принимают равное участие. И многие другие проекты, насколько хватит фантазии педагога.
Подобные мероприятия способствуют укреплению интереса к данному направлению деятельности, развивают чувство ответственности за происходящее не только у детей, но и у родителей. Главное, во время их планирования и подготовки педагог должен помнить, что родители – участники мероприятия, а значит, так же как и их дети, должны получить возможность собственной творческой самореализации, почувствовать себя успешными исполнителями своей роли, и, конечно, получить хорошее настроение.
В каникулярное время весьма целесообразна организация совместных с родителями походов в музеи соответствующего направления, в театры, для музыкальных объединений – походы в филармонию. Чтобы подобное мероприятие имело позитивный результат и не вызвало негативного отношения, педагог обязан подготовить будущих зрителей к восприятию, а после провести итоговую беседу-обсуждение, где родители, наравне с детьми, имеют право поделиться своими мыслями о прошедшем мероприятии. Это позволяет детям, родителям и педагогу лучше узнать друг друга. Насколько педагог сможет создать дружескую, доверительную атмосферу во время обсуждения, настолько искренними и честными будут высказывания.
Совместные с родителями загородные походы и пикники также способствуют сплочению коллектива, укреплению дружеских, доверительных отношений между детьми и их родителями, и педагогом.
В наше непростое время нет однозначных рецептов, чтобы навсегда избавить педагога от трудностей и проблем, возникающих в процессе его работы, но дружный, сплочённый им детский коллектив, поддержка родителей, собственное творческое отношение к делу – лучшие помощники педагога на пути к успеху.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.