Как добиться хорошего результата учебной деятельности младших школьников
Наблюдая за будущими первоклассниками в подготовительной группе детского сада, можно отметить огромное желание учиться, старание малышей. Им очень хочется поскорее попасть на настоящий школьный урок, отвечать у доски, писать в тетрадках. Наступит первое сентября и за парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе - цветы, улыбки, поздравления. Всё это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с горечью обид.
Задача учителя сделать процесс обучения увлекательным и наиболее продуктивным для малышей. Учителю необходимо создать такие условия, чтобы процесс постижения нового приносил радость приобщения к новым знаниям, моральное удовлетворение, чувство гордости за свои успехи. Но как достичь, максимального результата, не превращая учёбу тяжёлый каторжный труд?
Дети поступают в школу с разным уровнем физического, социального и психического развития; воля и сознательность развиты очень слабо, а также у некоторых ребят наблюдается низкий уровень учебной и социальной мотивации. В такой ситуации нельзя рассчитывать на длительное и осознанное отношение учеников к своим обязанностям.
Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе активного овладения учебным материалом. Активность же требует внимания к изучаемому материалу, заданиям учителя, формулировке правил.
Интерес ребёнка помогает лучше и легче запомнить, повышает работоспособность.
Учёба – это серьёзный, а для некоторых ребят и очень трудный, процесс. Именно поэтому обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление и желание понять явление.
Работая в условиях сельской школы, мы столкнулись с тем, что в первый класс приходят дети 6-7 лет и у многих недостаточно высокий уровень готовности к школе (набор в первый класс проходит 1 раз в два года). К тому же в последнее время приходится работать, совмещая 3 и 4 классы (по принципу малокомплектной школы). В такой ситуации становится особенно трудно обеспечить качественное обучение.
Основной целью школьных дисциплин является формирование и отработка (автоматизация через тренинг) умений. Чтобы этого достичь часто приходится использовать однотипные задания, но ученики не терпят однообразия и быстро теряют интерес к работе.
С приходом в школу учебная деятельность становится ведущей для ребёнка. В дошкольный период игра являлась ведущим видом деятельности малышей, нельзя от неё отказываться и в период обучения. Младшие школьники постоянно испытывают потребность в игре, в игровом общении.
Использование на уроках игр и игровых ситуаций позволяет нам сделать процесс адаптации к условиям школьной жизни более мягким для ребёнка, облегчает переход к учебной деятельности. К тому же практика показывает, что младших школьников необходимо как можно чаще ставить в позицию автора, давать возможность выразиться, раскрыть свою личность, выявить отношение к происходящему, выразить свои чувства, эмоции, ответить на волнующие детей вопросы. Эффективность игровых форм обучения и развития детей давно подтверждена многочисленными исследованиями.
Современные дети очень чувствительны, эмоциональны. Наблюдая за ребятами в детском саду, я заметила, что часто они не умеют играть и работать в коллективе. А ведь игры помогают воспитывать в них чувство коллективизма, сопереживать, радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей, оценить свои и чужие знания, сдерживать эмоции и делать выводы. Игра – метод косвенного воздействия на личность в целях коррекции поведения, в приобретении черт и качеств, необходимых для социальной адаптации личности к современным условиям.
Игры учат не только добывать знания, но и применять их на практике; помогают развивать умения общаться, высказывать своё мнение и слушать других. За годы работы с малышами мы убедились, что игровая деятельность на уроках принимает свои специфические формы и имеет свои специфические задачи, в ней успешно осваивается содержание учебной деятельности. Использование игры способствует изменению мотивов поведения, раскрытию познавательных сил, повышению самооценки школьников, установлению дружеских отношений в коллективе, развитию воображения. Например, игра «На кого похожа клякса?», позволяет развить воображение ребёнка, помогает ему раскрыться в коллективе, найти друзей. Правила этой игры очень просты: Дети обмакивают кисточку в краску любого цвета и ставят отпечаток на листе бумаги. Затем складывают лист пополам, чтобы на его второй половине отпечаталась «клякса». После этого дети стараются понять на кого или на что похожа эта клякса.
Можно предложить детям сочинить небольшую сказку о существе, родившемся из кляксы. Эта игра позволяет учителю уловить настроение ребёнка, ведь цвет «кляксы» может о многом рассказать, а образы, родившиеся в этот момент, помогут уловить отношение к окружающему миру.
Используя игру, стараемся отводить процессу большую значимость, чем результату. Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребёнок усваивает систему эталонов - этических, сенсорных, практических и др. При использовании игр как метода обучения необходимо выполнять ряд условий:
- учебная задача должна совпадать с игровой задачей;
- наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую задачу;
- необходимо сохранять игровую ситуацию;
- игра должна включать игровое правило и игровые действия.
Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимых ему для обучения. Например, игра «мост»: на полу из подручных материалов строится мостик. Учитель рассказывает историю о двух упрямых козочках, которые не хотели уступать друг другу и поэтому оказались в воде. Два человека должны одновременно перейти через мостик, чтобы никто не упал в пропасть. По мосту могут переходить две группы детей.
Чтобы не упасть. Дети должны помогать друг другу, меняться местами, пропускать друг друга. Чем не урок вежливости? К тому же можно повторить принципы деления, чтобы разделиться на команды.
Игры–соревнования увеличивают активность детей, позволяют развить здоровый дух соперничества, а также учат ребят переживать неудачи и поражения. Игра «Буквенный футбол» ярка это демонстрирует. Каждый ряд получат задание вставить пропущенные буквы на изученные правила, если допустили ошибку, засчитывается гол.
Иногда слово учителя может стать игрой, сказкой с таинственными превращениями. Можно предложить ребятам стать путешественниками или исследователями, ребята с радостью откликаются на предложение учителя.
Повышению интереса к урокам способствует и занимательная форма их проведения: уроки-сказки, конкурсы, аукционы, уроки путешествия.
В уроки-сказки включается материал известных детям сказок. Сказки верные спутники малышей. Они учат добру, учат общаться, радоваться, предостерегают и напутствуют, учат выражать свои чувства и сопереживать.
Младшие школьники всегда готовы прийти на помощь и сопереживать чужим неудачам, поэтому очень эффективным является ввод в урок сказочных героев или других персонажей. Дети с радостью откликаются на призыв о помощи и стараются выполнять задания очень прилежно, правильно, аккуратно – ведь это поможет зайчику достать морковку или Незнайке вернуться домой. А может и сказочный герой стать помощником в выполнении заданий на протяжении всего урока. Например, перед орфографической работой, дети получают письмо от Кота Леопольда, в котором говорится, что вредные мыши утащили буквы и ребятам нужно помочь доброму коту, при этом подробно объяснить написание слов, чтобы Леопольд мог справиться сам. На других этапах урока, выполняя задания, ребята проверяют свою работу с помощью подсказок Леопольда.
Деловые игры воспитывают у учащихся чувство ответственности за общее дело и позволяют знакомый материал преподнести по-новому. В условиях нашей школы деловая игра является огромным помощником – старшие дети становятся консультантами, контролируют качество выполнения заданий. Выигрывают и малыши, которые в необычной форме получили новые знания, и старшие ребята, которые имели возможность повторить изученный материал.
Огромную роль в проведении уроков выполняют загадки. Загадки доставляют полезные упражнения для ума и не утомляют учеников. Пользоваться ими можно на любом этапе урока – объяснение нового, закреплении изученного, самостоятельной и выборочной работе.
В любом виде работы загадки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, вызывают интерес учащихся, учат детей говорить и думать ярко, образно, просто. Работа над загадками – это упражнение в самостоятельном развитии мышления, сообразительности, воображения. Загадки обогащают память детей, воспитывают уважение и любовь к культурному наследию.
К сожалению, значительная часть учащихся уже на втором и третьем году обучения, не желает ходить в школу, не хочет учиться, утрачивает интерес к предметам, а отсюда низкая грамотность, неумение правильно и точно выражать свои мысли в устной и письменной форме и другие проблемы.
Разнообразные приёмы помогают заинтересовать, привлечь и удержать внимание школьника, а это является залогом хорошего результата учебной деятельности.
Двуреченская Алэся Станиславовна, Цабевская Лариса Владимировна.
Учителя начальных классов, МОУ «СОШ «Токсовский центр образования».
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.