23.04.2012 0

Обучение правам человека через реализацию программы "Старший друг"


МБОУ «СОШ №17» города Архангельска с 2008 года является экспериментальной площадкой ЦГО АО ИППК РО по апробированию имеющихся моделей гражданского образования и созданию модели активной саморазвивающейся школы. В школе создана именно такая модель. В течение четырёх лет реализуется программа «Старший друг».
Ведущей педагогической идеей является социальное партнёрство как способ передачи социального опыта старшими школьниками младшим через совместную деятельность с целью формирования активной гражданской позиции учеников и создания правового пространства в школе.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Цель программы: Воспитание социально активной личности, через социальное партнёрство.
Задачи программы:

  •  Формирование активной гражданской позиции учеников;
  •  Создание правового пространства;
  •  Обучение правам человека в игровой форме;
  •  Воспитание уважения к правам и свободам другой личности;
  •  Формирование понимания учащимися неразрывности понятий «права» и «обязанности»;
  •  Научить мирным способам разрешения конфликтов;
  •  Научить работать в коллективе, с целью передачи социального опыта старшими школьниками младшим.

Современный период в нашей истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. Сейчас мы учим и воспитываем «внуков перестройки». Их родители взрослели в 90-е годы прошлого столетия. В это время произошли не только важные позитивные изменения в обществе в обществе, но многие и негативные явления, повлиявшие на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, гражданству, закону. У родителей сегодняшних учеников размыта система ценностных ориентиров гражданина, они инфантильны в своём социальном поведении.

В детях 7-12 лет необходимо формировать активную гражданскую позицию, и в этом существенная роль принадлежит школе. Именно в школе наиболее системно, последовательно развиваются такие качества личности как коллективизм, гражданскую активность, толерантность. Именно в школе ребёнок общается, учится жить в коллективе, соблюдать правила. В возрасте 6-7 лет ребёнок осознаёт себя членом общества, а это первый класс школы. В 12-14 лет, т.е. в 6-7-х классах, ребёнок ищет своё место в коллективе и в обществе. Он учится саморегуляции, стремится проявить себя. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная, культурная жизнь школьника.

Начальная школа закладывает фундамент для успешной социализации школьников. Но изучении прав человека в начальной школе не может повторять аналогичные курсы в средней и старшей школе. Прежде всего такой курс должен быть пропедевтическим к изучению прав, законов, отношений между людьми в обществе. Как подготовить детей? Обсудить, как нарушаются права, заменив Ивана Ивановича на Ивана Царевича? Изучить «Конвенцию о правах ребёнка»? Прежде всего стоит уделить внимание воспитанию правовой культуры и тех ценностей, на которых она основывается.

Главная функция права – «улаживать существующие в обществе конфликты, смягчать напряженность, устанавливать правила игры». Именно этому и нужно, и стоит учить детей. Необходимо помочь ребёнку увидеть свою ценность, научиться уважать себя и окружающих, показать мирный путь решения конфликтов, научиться договариваться. Важно сформировать правовое пространство в классе, в школе и научить детей существовать в этом пространстве.

Вся система жизни в классе подчинена этому:

  •  дети работают в командах, исполняют различные социальные роли;
  •  все решения принимаются совместно, у учителя голос совещательный;
  •  законы жизни класса принимаются совместно;
  •  в конфликтах разбирается суд (3 класс: предварительно нам пришлось изучить судебную систему);
  •  в 4 классе прошли выборы президента класса (познакомились с избирательной системой, правами избирателей; создали свой закон о выборах);
  • школа обучает участию в жизни общества не только детей, но и их родителей.

Принципы построения такой работы

  1. 1) Деятельностный подход
    •  различные формы государственности мы изучали на деле: в течении месяца класс жил по законам феодализма, демократии, самодержавия; по законам рабовладельческого общества класс жить отказался. Сделали вывод – Демократия! «Быть демократом трудно. Это же со всеми договориться надо».(Соня Берникова, 3 класс)
    •  Операция «Поиск» Искали по городу сами мемориальные доски, добывали информацию о людях, которым установлены доски, тоже сами.
    •  Музей Победы Материалы для музея собирались из семейных архивов учащихся.
  2. Связь с жизнью
    • Что в стране, то и у нас! Президента выбирали вместе со страной. Чтобы избрать правительство пришлось посмотреть новостные программы и разобраться в структуре власти. Родители объяснили детям основы избирательного законодательства. Законодательная власть не заинтересовала ребят. А исполнительная – «…да, они же дело делают.»(Паша Махлягин, 4 класс)
  3. Непрерывность
    • Вся жизнь подчинена нашим законам.
  4. Индивидуально-личностный подход
    • принятие роли и ответственности;
    • самоанализ поведения.
  5. Самоуправление

И эта система работы в 1-4 классах позволила выйти на систему партнёрства «Старший друг». Совместная работа 1-5 классов, 2-6 классов и т.д. по обучению правам. Система работает в школе четвёртый год. 2008-2009 уч. год был подготовительным годом. 2009-2010 уч. год первый основной год работы программы. Шестиклассники занимают в этом случае активную гражданскую позицию. Их целью было желание передать младшим всё, что накоплено ими было в младшей школе. «Мы хотим помочь малышам не совершать наших ошибок. Хотим поделиться накопленным опытом» - сказали нам пятиклассники. Все формы работы по программе предложили сами дети:

  1.  «Моя школа»
    •  пятиклассники проводили экскурсию по школе для первоклассников;
    •  рассказывали устав школы своими словами, о правилах безопасного поведения в школе, о школьных кружках и секциях;
    •  вместе составляли карту школы;
    •  проводили рейды «Мой друг – портфель», «Чистота – залог здоровья».
  2.  Правовой театр
    •  Знакомые с детства сказки: «Теремок», «Гуси-лебеди», Приключение Буратино», «Вовка в тридевятом царстве» и др. оценивали с правовой стороны;
    •  Разыгрывали сказки с правовыми комментариями;
    •  Для совместных классных часов готовили сценки с проблемным содержанием, разыгрывали их перед первоклассниками и вместе искали выход из проблемной ситуации.
    • «Нам легче показать, чем рассказывать. Да и малышам будет интереснее!» - предложили нам пятиклассники. А мы с радостью согласились с ними.
  3.  Малая Родина
    • Пятиклассники знакомили первоклассников со своими проектами, посвящёнными Архангельску. Рассказывали о том, как они готовили эти проекты и зачем это делали.
  4.  Исследовательская деятельность
    • Обучали первоклассникам азам исследовательской работы.
  5. Спорт-влияние
    • «Болели» за своих на соревнованиях. И «первые» за «пятые», и «пятые» за «первые».


Подготовительный этап программы дал хорошие результаты. Анкетирование, проведённое в октябре 2009 года, показало, что уровень правовой грамотности и первоклассников, и шестиклассников вырос примерно на 20%. В классах создано демократическое пространство. Развивается самоуправление и передача опыта. Но главное, что у детей формируется активная гражданская позиция.
Девизом совместной работы 2Б и 6Б классов в 2009-2010 учебном году стала идея:
«Прежде чем стать Гражданином Родины, стань Гражданином Класса».

На этом этапе реализовывались:
Социальные проекты:
1.«Я тебя научу»; 2)«Правовой театр»;3)«Детский суд»,
Коллективные Творческие Дела:
1)«Мы знаем свои права»;1)«Кто я, какие мы?»; 2)«Я - гражданин»;3) «Мастерская»; 4)встреча с членами школьного клуба «Правовед»
Результатом работы на данном этапе стало повышение правовой грамотности и у учащихся 2-ого класса, и у учащихся 6-ого класса, которое было выявлено по результатам анкетирования в мае 2010 года. Нравственный климат в классных коллективах улучшился: учащиеся демонстрируют ответственное отношение к своим обязанностям, активно участвую в планировании и анализе КТД.

На этапе в 2010-2011 учебном году стиль взаимодействия 3Б и 7Б классов несколько изменился. Третьеклассники, став старше, начали проявлять инициативу в организации своей школьной жизни. В 3-их классах сформирован совет параллели, который планирует и организует мероприятия. Дети сформировали учебный заказ, с которым вышли к старшим друзьям из 7-х классов: «Что такое перепись?», «Мои права дома», «Зачем нужна Конституция?». Роль семиклассников тоже изменилась, теперь они консультанты и арбитры.

В проект «Детский суд» сама жизнь внесла свои коррективы. Он перерос в «Службу миротворцев». Теперь третьеклассники сами решают свои проблемы, лишь иногда, в самых затруднительных случаях, обращаясь за помощью к семиклассникам. Миротворцы были выбраны в из числа самых достойных членов в результате общих открытых выборов. В ходе работы миротворцы сформировали заказ к Клубу правоведов о серии консультаций по правам и обязанностям школьника. Коллектив родителей обратился за консультацией по теме: «Права ребёнка в семье».

Выборы в органы местного самоуправления в марте 2011года сподвигли нас к проведению собственных выборов президента и правительства класса. Семиклассники поделились собственным опытом, третьеклассники внесли свои коррективы, старшие утвердили разработанный младшими «Закон о выборах 3Б класса», родители отработали наблюдателями. Выборы состоялись в срок.

Как и во всём городе у нас в школе прошла акция «Школа — территория здоровья». Семиклассники самостоятельно разработали и реализовали проект«Зарядись». В обоих коллективах прошли конкурсы инструкторов зарядок, были созданы листовки о здоровом образе жизни. Закончился проект грандиозным спортивным праздником, где не только старшие оценивали инструкторов зарядок из 3Б, но и весь 3Б оценивал инструкторов зарядок 7Б.

В мае стартовал проект «Правнуки победы», включающий в себя:

  •  исследование «Солдаты Победы», «Архангельск — город воинской славы»
  •  акция «Поздравь ветерана»
  •  акция «Вечная память».

2011-2012 учебный год - завершающий год эксперимента, но наш проект переходит на новый этап подготовки к работе в трёх классных коллективах: 1Б — 5Б — 9Б. Поэтому основной целью этого года будет формирование социального заказа, планирование работы, подготовка экспертов и инструкторов.

В заключение отметим, что программа «Старший друг» может быть реализована в любом образовательном учреждении. Для этого необходимо:

  1.  Наличие опыта самоуправления в классных коллективах;
  2.  Наличие двух классных руководителей с активной гражданской позицией.

Паршина Татьяна Михайловна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №17
Степанова Надежда Анатольевна, учитель математики высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №17

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?