Брюхова Светлана Викторовна, 26.04.2012 0

Активные формы обучения в преподавании географии


Современный этап совершенствования процесса обучения в школе требует пересмотра, прежде всего системы работы учителя с учащимися. Акцент делается на максимальный рост социальной активности, развитие творческого потенциала на углубление и развертывание всех способностей школьников. Дифференциация общеобразовательной школы предполагает, прежде всего, развитие интересов, потребностей, способностей учащихся.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В настоящее время многие дидакты, методисты, преподаватели школ отмечают, что основной способ формирования познавательного интереса, умственной активности, творческой самостоятельности - это совершенствование форм и методов обучения.

Активизация учебно-воспитательного процесса предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на сообщение учащимся готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на организацию их самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности. Поиски обновления методов обучения ведутся в разных направлениях, но одним из наиболее эффективных считается использование игровых методов в учебном процессе.

Предметом моей работы является использование ролевых игр в методике обучения школьной географии учащихся подросткового возраста. Ролевые игры имеют свой сюжет, и их участники выполняют определенные роли (ученых, путешественников, корреспондентов, знатоков и пр.) В процессе игры участники работают с разнообразными источниками знаний, готовят выступления, выступают в дискуссиях, выполняют задания практических или самостоятельных работ.

Примером ролевых игр может служить урок-конференция и ее разновидность – пресс-конференция, урок-марафон, урок-КВН и др. Ролевые игры имеют хорошие возможности для организации дискуссий, особенно по экологическим и народнохозяйственным проблемам, их можно применять не только в старших классах, но и на уроках физической географии. Не всякий материал курсов географии может быть основой для конструирования ролевой игры. Для проведения ролевых игр требуются определенные условия: нужно выбрать для этой формы работы сравнительно несложный материал; важно, чтобы в таких играх участвовали все учащиеся класса.

В процессе ролевой игры можно использовать технические средства, наглядные пособия, периодическую печать. Ролевые игры активизируют деятельность учащихся, формируют познавательный интерес, позволяют осуществлять связь обучения с жизнью, дают возможность использовать дифференцированный подход к учащимся как в ходе индивидуальной, так и групповой деятельности. В ролевых играх могут имитировать разные ситуации. Это могут быть заседания географического общества или отдельных комиссий ООН, заседания международного суда по вопросам охраны природы. Ролевые игры могут имитировать работу министерств промышленности и сельского хозяйства, в котором заняты «министры», их «референты», «руководители», «журналисты». А чтобы участвовали все учащиеся класса, следует продумать форму их деятельности. Это могут быть отчеты о конференции, репортажи в газету или предположения и «проекты», если в ролевой игре использовались творческие задания.

В настоящее время в практике работы школьными учителями географии накоплен определенный положительный опыт по проведению ролевых игр. Эта тема актуальна т.к. повышает интерес детей к учебе, возрастает уровень знаний учащихся, развивается творческий потенциал. Но признать значимость применения игрового метода обучения еще недостаточно для формирования активной личности, необходимо смелее включать его в учебный процесс.

Ввиду большого разнообразия игровых методов и возможности сочетания с другими методами обучения, а, следовательно, и широкого диапазона их применения рассмотрим только некоторые из них.

Среди активных форм обучения наибольшее распространение получили ролевые игры.

Гипотеза исследования: если осуществлять преемственность в обучении, а также применение внутрикурсовых связей и межпредметных, то позволит реализовать на практике системный подход, а внутри самой системы обосновать место проведения ролевых игр.

Основные задачи работы:

  1. Дать классификацию игр (по уровню сложности)
  2. Выявить методические условия, при которых проведение ролевых игр является наиболее эффективными в сочетании с другими формами обучения.
  3. Разработать технологию проведения ролевых игр в системе

Психолого-педагогические основы проведения ролевых игр
Психологические особенности школьников двенадцатилетнего возраста

Гармония – единство обучения и воспитания. Учитель – творец своего урока, а значит и открыватель своего пути. А каждый урок – открытие. Оно – то и ведет на урок и ученика и учителя, вселяя обоюдную радость творчества, сотрудничества. А чтобы это сотрудничество приносило плодотворные результаты и радость общения, учитель должен знать психологию своих учеников.

Подростковый возраст (от11-12 до 14-15 лет) является переходным прежде всего в биологическом смысле. В социальном плане подростковая фаза – продолжение первичной социализации. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития. Начало подросткового чувства взрослости – главным образом максимальные диспропорции в уровне и темпах развития.

Развитие познавательных функций и интеллекта имеет две стороны – количественную и качественную. Количественные изменения – суть изменения в степени, в уровне развития: подросток решает интеллектуальные задачи легче, быстрее и эффективнее, чем ребенок младшего школьного возраста. Качественные изменения характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов: важно не то, какие задачи решает человек, а каким образом он это делает. Изучение качественных сдвигов в развитии интеллекта связано в современной психологии главным образом с работами Ж. Пиаже и его последователей. Возраст от12 до 15 лет является по Пиаже периодом рождения гипотетико – дедуктивного мышления, способности абстрагировать понятие от действительности, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль.

Овладение определенными мыслительными операциями невозможно отделить от процесса обучения: работы психологов П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др. показали, например, что при соответствующем обучении уже третьеклассники способны решать абстрактные алгебраические задачи. Существует диапазон индивидуальных различий: одни люди обладают гипотетико–дедуктивным мышлением, они неодинаково применяют эту способность к разным аспектам действительности.

Объем внимания, способность длительно сохранять его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой с возрастом увеличиваются. Вместе с тем, внимание становится избирательным, зависящим от направленности интересов. Подросток часто жалуется на свою неспособность сконцентрироваться на чем-то одном, рассеянность и хроническую скуку. «Невоспитанность» внимания, неумение сосредоточиться, переключаться и отвлекаться от каких-то стимулов и раздражителей – одна из главных причин плохой успеваемости и некоторых эмоциональных проблем подростков.

По исследованиям болгарских психологов (Г.Д. Пирсов и др.) в возрасте 11-13 лет у девочек и 12-15 лет у мальчиков возрастает доля возбудимых детей. Однако эмоциональные реакции и поведение подростков не могут быть объяснены лишь сдвиги гормонального порядка. Они зависят также от социальных фактов и условий воспитания, причем индивидуально-типологические различия сплошь и рядом превалируют над возрастными.

Развитие самосознания – центральный психологический процесс переходного возраста. Большинство сравнительно-возрастных исследований подтверждают, что переходный возраст, особенно 12-14 лет сопровождается значительными, иногда драматическими переменами в содержании и структуре Я – концепции.

По данным Роберты Симмоне и Розенберг, обследовавших 2000 детей и подростков от 8 до 17 лет, в 12-14 лет заметно усиливается склонность к самонаблюдению, застенчивость, эгоцентризм, снижается устойчивость образов «Я», несколько снижается общее самоуважение и существенно изменяется самооценка некоторых качеств.

Ролевые игры в обучении географии

Сколько бы мы не рассуждали о психологии учеников, в том, что каждый ребенок талантлив и интересен, думаю - бесспорно. А мы – учителя, должны помочь раскрыть этот талант, дать ему развитие.
«Наша школа меняется. Учебный процесс все в большей степени ориентируются на формирование личности учащегося, на мотивацию его учебной деятельности и развитие познавательных интересов. Наблюдается ломка классно-урочной системы. Возрастают самостоятельность и творчество учителя в планировании учебного процесса». (И.В. Душина, Л.М. Панчешникова).

Проблемами географического воспитания занимаются давно. Достаточно вспомнить Н.Н. Баранского. В своей первой географической работе, опубликованной в 1925 году Н.Н. Баранский, призвал «мыслить континентами», но тут же пояснил, что континенты надо знать. На эти положения указывал Н.Н. Баранский, что является актуальным и сегодня.
Во-первых, обучение нацеливает на конкретное знание географических особенностей различных территорий. Во-вторых, подчеркивает широкий территориальный охват изучения географии мира. И в-третьих, в нем соединены воедино два ведущих методических принципа – знать и мыслить. Они развивают у школьников воображение, мышление, волю, способствуют вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, предполагают личностный подход в игровой ситуации, стимулирует познавательную активность учащихся. Именно в игре строится непринужденное общение между учеником и учителем, когда учитель ориентирован не только на изучение школьной географии, но и на личность ребенка в целом.

Ролевые игры способствуют организации групповой формы работы учащихся, развитию самостоятельной познавательной деятельности, при этом формируются и закрепляются умение работать с картой, текстом учебника, дидактическим материалом и пр. Для ролевых игр характерно преобладание самообучения над обучением, а поисковый, мыслительный и организационный компоненты игровой деятельности формируют у детей исследовательское, творческое отношение к действительности. Это означает, что так практически формируется новое содержание деятельности обучения. Это стало главным методическим принципом Н.Н. Баранского. Больше всего он боялся превращения географии в «собрание справок». Он ставил во главу угла педагогического процесса учителя и его творческий потенциал. Н.Н. Баранский многократно обращался к очень важному для учебной географии вопросу о географическом мышлении. Он считал, что оно включает в себя понимание исторических корней и конкретных географических различий от места к месту в природе, хозяйстве, населении в их сложных взаимосвязях.

Учащиеся на уроках обобщающего повторения зачастую испытывают нервозность и усталость. А избежать этого можно, используя на уроках ролевые и другие игры. Одна особенность ролевых игр – соединение индивидуальной деятельности учащихся с коллективными, групповыми формами. Действительно, наряду с коллективными оценками в процессе игры каждый ученик имеет свою индивидуальную оценку, одновременно с индивидуальными заданиями можно практиковать и групповые, рассчитанные на коллективный труд. Примером такого труда может служить выбор наиболее серьезного вопроса для команды противника, когда группа обсуждает его и принимает решение. Ролевые игры тогда будут выполнять свою задачу, когда они будут отвечать определенным признакам. Ролевые игры всегда включают коллективную деятельность и имеют своей целью формирование определенных знаний и умений.

Классификация ролевых игр

Ролевые игры – самостоятельный метод активного обучения. Кандидат географических наук В.М. Лиходед предлагает следующую классификацию. Ролевые игры можно распределить на три группы:

  •  Самые простые игры – состязания; имитационные игры, направленные на имитацию вполне определенного профессионального действия и др.
  •  Более сложные – ситуационные, проблемные – решением какой либо проблемно-игровой ситуации;
  •  Высшей степени сложности – условные игры – разбор производственной ситуации, конфликтов, решение какой-либо глобальной проблемы.

В настоящее время нерешенными задачами является выявление методических условий, разработка содержания и технологии проведения ролевых игр в системе других форм обучения.

Ролевые игры могут быть классифицированы и следующим образом:

  •  Первый уровень сложности (учащиеся должны воспроизводить полученную информацию в готовом виде). Это КВНы, «Что? Где? Когда?, блиц-турниры и пр.
  •  Второй уровень сложности (учащиеся должны проводить аналогию, сравнивать, устанавливать причинно – следственные связи). Примером таких игр могут служить пресс-конференции и игры, где учащимся нужно анализировать, применять полученные знания, различные симпозиумы и совещания.
  •  Третий уровень сложности (характер этих игр частично-поисковый и исследовательский). Это экологические и др. игры.

Примеры ролевых игр по уровням сложности

1 уровень:

Урок КВН по теме «Природа Африки»

Цель урока: закрепить знания учащихся о природе Африки.
Оборудование: карта Африки, компьютер и мультимедийное оборудование. Команды придумывают названия для своей команды, эмблему, выбирают капитана (задание дается заранее).
-Конкурс капитанов. Каждый ответ 2 балла. Если ответ неполный, то 1 балл.

  1. В каких районах Африки катаются на лыжах?
  2. Почему почвы в Африке красно-желтые, красные, красно-бурые?
  3. Что ты знаешь о финиковой пальме?
  4. Как бы ты оделся, если бы оказался в устье реки Конго?

- Конкурс «Путешествие по Африке».
(на знание номенклатуры)
Каждая команда получает контурную карту и список номенклатурных объектов, которые обозначены определенными цифрами. Учащиеся должны расставить цифры на местоположение объектов.
Один представитель от команды выполнят подобное задание на компьютере, и приносит дополнительные баллы команде. Все учащиеся наблюдают за выполнением на экране.
- Конкурс «Почемучка». За каждый ответ 2 балла. Если ответ неполный, то 1 балл.
Учащиеся отвечают на вопросы. Два вопроса каждой команде.

  1. Почему Африка самый жаркий материк? Почему?
  2. Какая река Африки самая многоводная? Почему?
  3. Какой рельеф преобладает в Африке и почему?
  4. Почему в Африке находится самая большая пустыня мира – Сахара?

–Конкурс «Рассказ о природной зоне». Максимальное количество 5 баллов.
На экране слайды презентации с картинками природных зон и план их описания. Команды рассматривают изображения природных зон и составляют их описание
по плану:

  1. Географическое положение.
  2. Климат.
  3. Почва.
  4. Растительность.
  5. Животный мир.

- Конкурс «Домашнее задание». Команды показывают свои презентации на тему «Природа Африки». Комментируют по ходу. Максимальное количество баллов – 5.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Первая группа игр наиболее распространенная и в нее входит наибольшее количество игр.
А теперь рассмотрим группу 2-го уровня сложности. Сюда входят игры проблемного характера, и учащиеся, если не могут предложить решение данной проблемы (что, в принципе в данном случае и не требуется) должны дать свое понимание проблемы и свое мнение на игровую ситуацию.

Урок – пресс – конференция «Государства Земли».

(проводится на уроке обобщающего повторения по государствам, какого – либо материка.)
На столах, за которыми сидят представители государств, - таблички с названиями страны, ее флага, данными о площади, населении, языке.
Творческим группам заранее предложены задания:

  1. Нарисовать герб и флаг страны.
  2. Составить краткую характеристику страны.
  3. Отобрать материал о стране из периодики.
  4. Подготовить рассказ о населении страны.
  5. Рассказать о культуре страны: музыке, традициях, обычаях, достопримечательностях.

Для отчета по творческому заданию можно использовать презентацию.
Творческих групп 2-3 по 5 человек. Остальные учащиеся корреспонденты, собирающие материал об этих странах.
Урок проводится после изучения, какого – либо материка, когда идет тема о странах и политической карте материка. После изучения другого материка учащиеся меняются ролями, создают другие творческие группы. Урок проводится в форме дискуссии.

Теперь рассмотрим последнюю – третью группу игр-3 степени сложности. В эту группу входят самые сложные игры, требующие от учащихся умения мыслить, прогнозировать, находить решение глобальных проблем или решения производственных конфликтов. Различные экологические и творческие игры. Эти игры имеют большое применение в старших классах на уроках экономической географии.
Приведу пример игр 3 уровня сложности, используемых на своих уроках.

Географическая конференция «Сокровищам Земли - надежную охрану».

Проводится в конце учебного года.
Сообщения, рефераты и доклады, посвященные одной теме, могут быть рекомендованы учителем для заслушивания на тематических конференциях. Для проведения географической конференции требуется большая подготовительная работа. Первостепенное значение имеет выбор темы. Она должна быть интересной и актуальной по содержанию. Составляется план и программа проведения конференции. Ребята распределяют между собой темы выступлений, обговаривают с учителем их содержание. Красочно оформляют план, программу и темы конференции. Возможно применение презентации.
Образовательная цель: показать актуальность проблемы охраны природы в наши дни.
Программа конференции:
Вступительное слово учителя о значении и необходимости охраны природы как среды обитания человека.

  1. Охрана недр и почв.
  2. Охрана пресной воды.
  3. Охрана атмосферного воздуха.
  4. Охрана фауны и флоры.
  5. Заключительное слово учителя.

Проводится выставка книг о природе. Ребята высказывают свое мнение об охране природы своего края. Учащиеся решают, что можно сделать чтобы район, в котором они живут назывался экологически чистым. Урок в форме дискуссии обычно проходит интересно и познавательно.

Уроки с применением активных форм обучения проходят живо, интересно, нет скучающих и безразличных. В условиях современной школы необходима перестройка взаимоотношений учитель-ученик, ученик-учитель, ученик-ученик. Осуществить эту перестройку помогут активные формы обучения. Одной из таких форм является игра. Игра - средство воспитания и обучения детей. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры в сочетании с другими методами и приемами повышают эффективность преподавания географии, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному освоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы.

Сегодня в центре внимания ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная задача современного учителя выбрать формы и методы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствует поставленной цели – развитию личности ученика.

Используемая литература:

1. Евдокимов М.Ю. Катровский А.П. Игры состязания на уроках географии 2001г. География в школе №1.
2. Баранский Ю.К.Педагогика. М.: Просвещение, 1993г.
3. Кулинич Т.С. НиколинаВ.В. Географические игры, География в школе №1, 2001г.
4. Петровский А.В. Общая психология. М.Просвещение, 1996г.

МОУ «Шеметовская средняя общеобразовательная школа»
Учитель географии Брюхова Светлана Викторовна. 

 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?