Пономарёва Светлана Александровна, 10.05.2012 0

Организация работы по здоровьесбережению обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида


За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом. В течение пяти лет использования коллективом школы–интерната № 101 здоровьесберегающих технологий сложилась своя система работы, которая нашла свое отражение в данной статье. Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости страны. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 288 от 12.03.1997 г. «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" [1], инструктивным письмом Министерства Образования №48 от 04.09.1997 г. "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений» [2], в «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе- интернате № 101, VIII вида» организованна работа с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема сохранения и укрепления здоровья актуальна для нашей школы. Так как из 114 воспитанников нашего учреждения, отстающих в умственном развитии – 114 (100%), в физическом – 23 (20 %); детей находящихся в «группе риска» по медицинским показания - 44 человека (38,6%); имеющих III группу здоровья - 14 (12, 2 %), IV группу – 53 (46,5 , V группу -47 (41,3%); имеющих инвалидность 86 (75%) человек.

В течение пяти лет использования коллективом школы–интерната № 101 здоровьесберегающих технологий сложилась своя система работы, которая нашла свое отражение в программе воспитания и социализации, составленной на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г. [3]

В данной программе определена цель, задачи, ценностные установки, основные направления и содержание воспитания и социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях нашего учреждения. Определена совместная деятельность школы, семьи, общественности. Намечены результаты воспитания и социализации воспитанников.

В первом разделе программы «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся» определена основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни.

В разделе «Ценностные установки воспитания и социализации школьников» определены ценности на основе перечня обязательных базовых ценностей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Главной ценностью нашего учреждения для детей с ограниченными возможностями является здоровье.

В третьем разделе программы «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся» одним из направлений воспитания и социализации младших школьников определена спортивно-оздоровительная деятельность.

В четвертом разделе «Содержание воспитания и социализации учащихся» приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.

Пятый раздел «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся» формулирует, раскрывает основные условия повышения эффективности совместной деятельности школы, семьи и общественности, в области здоровьесбережения.

В шестом разделе «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания и социализации.

Проектирование здоровьесберегающей воспитательно-образовательной среды рассматривается в нашей школе в качестве важнейшего элемента по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Для планирования и проведения работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, превращение используемых в школе педагогических технологий в здоровьесбережение методически полезным представляется конкретизация представлений о здоровьесберегающем пространстве школы, объединяющем феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, объединенных в несколько структур по характеру этих феноменов и психолого-педагогических характеристик. Воздействие этого пространства на учащихся и педагогов происходит непосредственно в школе, однако первичное воздействие служит лишь запуском процессов дальнейших изменений, как педагогического пространства, так и субъектов в нём действующих.

Здоровьесберегающая воспитательно-образовательная среда школы включает в себя следующие компоненты:

  1. Ежегодный анализ изменений состояния здоровья учащихся, определение группы здоровья на основе диспансерного обследования детей врачами-специалистами;
  2. Плановая вакцинация, с целью профилактики различных заболеваний;
  3. Ежеквартальные медосмотры персонала школы;
  4. Оснащение медицинского блока всем необходимым оборудованием;
  5. Замена светильников искусственного освещения, приобретение новых школьных досок, с целью создания внутришкольных условий, способствующих сохранению здоровья учеников;
  6. Организация образовательного процесса с учетом функционального развития и здоровья школьников;
  7. Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс посредством коллективно-групповых способов обучения, уровневой дифференциации, повышения познавательной активности учеников;
  8. Активное внедрение технологии психолого-медико-педагогического сопровождения;
  9. Работа психолого-медико-педагогический консилиума. На консилиуме составляется профессиональный разговор о каждом ребёнке конкретно на уровне медицинских работников, психолога, логопеда, учителя, воспитателя. Эта форма работы позволяет проследить развитие ребёнка, изменения в динамике;
  10. Реализация программы профилактики правонарушений, позволяющей обеспечить безопасность детей, как в процессе обучения, так и за стенами школы. В рамках данной программы проводится работа с детьми, имеющими отклонения в поведении, учащимся предоставляется возможность посещения различных кружков, клубов или секций;
  11. Родительский всеобуч в рамках работы школьного центра «МиР» (Мы и родители). Совместно с родителями проводятся классные часы, родительские собрания, организуются занятия «Родительского университета», на которые администрация приглашает врача-педиатра, нарколога, психолога;
  12. Включение в режим дня школы комплекса оздоровительных мероприятий:
    • утренняя гимнастика,
    • прогулка. Прогулка в режиме дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся;
    • реализацию программы «Учись быть здоровым» по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья;
    • воспитательские часы;
    • физкультминутки на уроках и самоподготовках, гимнастика для глаз;
    • подвижные игры на переменах;
    • спортивные часы во второй половине дня;
    • общешкольные спортивные соревнования;
    • дни здоровья;
    • участие в городской Спартакиаде школьников и учителей;
    • беседы врача,выпуски газет, направленных на профилактику заболеваний и формирование здорового образ жизни;
    • занятия лечебной физкультурой. В кабинете лечебной физкультурой имеются велотренажёры, тренажер «ступеньки», ленты, кегли, палки, обручи, мячи, беговые дорожки, «сухой бассейн»;
  13. Работа с педагогами по сохранению психоэмоционального и личностного здоровья;
  14. Работа с педагогами по повышению компетентности в сфере здоровьесбережения;
  15. Взаимодействие с центром реабилитации инвалидов «Фламинго»; филиалом медико-социальной экспертизы инвалидов; областной, городской психолого-медико-педагогической комиссией;
  16. Ежегодная сезонная витаминотерапия блюд с повышением содержания аскорбиновой кислоты;
  17. Ежедневная витаминизация, путём включение в рацион овощей, фруктов, сока;
  18. Ежегодный мониторинг в целях изучения состояния здоровья и особенностей развития учащихся.

Мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы проводится по нескольким направлениям:

  1. Состояние здоровья учащихся (Статистический медицинский анализ)
  2. Развитость физических качеств (Выполнение контрольных нормативов)
  3. Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе (Методика «Наши отношения»)
  4. Исследование самочувствия педагогов в школе (Методика Н.П.Капустиной)
  5. Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися (Методика Ю.В.Науменко) [4]
  6. Мотивация учащихся к занятиям физической культуры (Методика Ю.В.Науменко)
  7. Психофизическая комфортность образовательного процесса (Методика Ю.В.Науменко)
  8. Определение эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения (Методика Ю.В.Науменко)
  9. Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Методика Е.Н.Степанова).

Результатом использования здоровьесберерегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве школы становится выпускник, имеющий:

  • ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
  • элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
  • первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
  • первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
  • знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?