Организация работы по здоровьесбережению обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна, поскольку связана напрямую с проблемой безопасности и независимости страны. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. Количество детей с ограниченными возможностями здоровья растет с каждым годом.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 288 от 12.03.1997 г. «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья" [1], инструктивным письмом Министерства Образования №48 от 04.09.1997 г. "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений» [2], в «Специальной (коррекционной) общеобразовательной школе- интернате № 101, VIII вида» организованна работа с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема сохранения и укрепления здоровья актуальна для нашей школы. Так как из 114 воспитанников нашего учреждения, отстающих в умственном развитии – 114 (100%), в физическом – 23 (20 %); детей находящихся в «группе риска» по медицинским показания - 44 человека (38,6%); имеющих III группу здоровья - 14 (12, 2 %), IV группу – 53 (46,5 , V группу -47 (41,3%); имеющих инвалидность 86 (75%) человек.
В течение пяти лет использования коллективом школы–интерната № 101 здоровьесберегающих технологий сложилась своя система работы, которая нашла свое отражение в программе воспитания и социализации, составленной на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г. [3]
В данной программе определена цель, задачи, ценностные установки, основные направления и содержание воспитания и социализации младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в условиях нашего учреждения. Определена совместная деятельность школы, семьи, общественности. Намечены результаты воспитания и социализации воспитанников.
В первом разделе программы «Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся» определена основная цель, которую преследует современное воспитание, – воспитать не только социально-активную, творческую, грамотную, самостоятельную личность, но и с сохраненным физическим и психическим здоровьем, основанном на здоровом образе жизни.
В разделе «Ценностные установки воспитания и социализации школьников» определены ценности на основе перечня обязательных базовых ценностей Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Главной ценностью нашего учреждения для детей с ограниченными возможностями является здоровье.
В третьем разделе программы «Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся» одним из направлений воспитания и социализации младших школьников определена спортивно-оздоровительная деятельность.
В четвертом разделе «Содержание воспитания и социализации учащихся» приводятся примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы.
Пятый раздел «Совместная деятельность школы, семьи и общественности по воспитанию и социализации учащихся» формулирует, раскрывает основные условия повышения эффективности совместной деятельности школы, семьи и общественности, в области здоровьесбережения.
В шестом разделе «Планируемые результаты воспитания и социализации учащихся» определены ценностные отношения, представления, знания, опыт, которые должны быть сформированы у младших школьников по каждому из направлений воспитания и социализации.
Проектирование здоровьесберегающей воспитательно-образовательной среды рассматривается в нашей школе в качестве важнейшего элемента по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Для планирования и проведения работы, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, превращение используемых в школе педагогических технологий в здоровьесбережение методически полезным представляется конкретизация представлений о здоровьесберегающем пространстве школы, объединяющем феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегающих образовательных технологий, объединенных в несколько структур по характеру этих феноменов и психолого-педагогических характеристик. Воздействие этого пространства на учащихся и педагогов происходит непосредственно в школе, однако первичное воздействие служит лишь запуском процессов дальнейших изменений, как педагогического пространства, так и субъектов в нём действующих.
Здоровьесберегающая воспитательно-образовательная среда школы включает в себя следующие компоненты:
- Ежегодный анализ изменений состояния здоровья учащихся, определение группы здоровья на основе диспансерного обследования детей врачами-специалистами;
- Плановая вакцинация, с целью профилактики различных заболеваний;
- Ежеквартальные медосмотры персонала школы;
- Оснащение медицинского блока всем необходимым оборудованием;
- Замена светильников искусственного освещения, приобретение новых школьных досок, с целью создания внутришкольных условий, способствующих сохранению здоровья учеников;
- Организация образовательного процесса с учетом функционального развития и здоровья школьников;
- Внедрение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс посредством коллективно-групповых способов обучения, уровневой дифференциации, повышения познавательной активности учеников;
- Активное внедрение технологии психолого-медико-педагогического сопровождения;
- Работа психолого-медико-педагогический консилиума. На консилиуме составляется профессиональный разговор о каждом ребёнке конкретно на уровне медицинских работников, психолога, логопеда, учителя, воспитателя. Эта форма работы позволяет проследить развитие ребёнка, изменения в динамике;
- Реализация программы профилактики правонарушений, позволяющей обеспечить безопасность детей, как в процессе обучения, так и за стенами школы. В рамках данной программы проводится работа с детьми, имеющими отклонения в поведении, учащимся предоставляется возможность посещения различных кружков, клубов или секций;
- Родительский всеобуч в рамках работы школьного центра «МиР» (Мы и родители). Совместно с родителями проводятся классные часы, родительские собрания, организуются занятия «Родительского университета», на которые администрация приглашает врача-педиатра, нарколога, психолога;
- Включение в режим дня школы комплекса оздоровительных мероприятий:
- утренняя гимнастика,
- прогулка. Прогулка в режиме дня является важным моментом, обеспечивающим бодрость и готовность к продуктивным занятиям, является паузой для восстановления сил, снятия умственного и физического утомления, повышения работоспособности учащихся;
- реализацию программы «Учись быть здоровым» по формированию навыков здорового образа жизни у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья;
- воспитательские часы;
- физкультминутки на уроках и самоподготовках, гимнастика для глаз;
- подвижные игры на переменах;
- спортивные часы во второй половине дня;
- общешкольные спортивные соревнования;
- дни здоровья;
- участие в городской Спартакиаде школьников и учителей;
- беседы врача,выпуски газет, направленных на профилактику заболеваний и формирование здорового образ жизни;
- занятия лечебной физкультурой. В кабинете лечебной физкультурой имеются велотренажёры, тренажер «ступеньки», ленты, кегли, палки, обручи, мячи, беговые дорожки, «сухой бассейн»;
- Работа с педагогами по сохранению психоэмоционального и личностного здоровья;
- Работа с педагогами по повышению компетентности в сфере здоровьесбережения;
- Взаимодействие с центром реабилитации инвалидов «Фламинго»; филиалом медико-социальной экспертизы инвалидов; областной, городской психолого-медико-педагогической комиссией;
- Ежегодная сезонная витаминотерапия блюд с повышением содержания аскорбиновой кислоты;
- Ежедневная витаминизация, путём включение в рацион овощей, фруктов, сока;
- Ежегодный мониторинг в целях изучения состояния здоровья и особенностей развития учащихся.
Мониторинг эффективности здоровьесберегающей деятельности школы проводится по нескольким направлениям:
- Состояние здоровья учащихся (Статистический медицинский анализ)
- Развитость физических качеств (Выполнение контрольных нормативов)
- Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе (Методика «Наши отношения»)
- Исследование самочувствия педагогов в школе (Методика Н.П.Капустиной)
- Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися (Методика Ю.В.Науменко) [4]
- Мотивация учащихся к занятиям физической культуры (Методика Ю.В.Науменко)
- Психофизическая комфортность образовательного процесса (Методика Ю.В.Науменко)
- Определение эффективности здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения (Методика Ю.В.Науменко)
- Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (Методика Е.Н.Степанова).
Результатом использования здоровьесберерегающих технологий в воспитательно-образовательном пространстве школы становится выпускник, имеющий:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, социального и психического здоровья человека, о важности нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе позволяет детям с ограниченными возможностями здоровья более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.