Разбудить у учащихся интерес к русскому языку и чтению помогают уроки развития речи: во-первых, они могут отличаться эмоциональностью, во-вторых, совершенствуя речь учащихся – инструмент познания, средство общения и зеркало мышления, – мы тем самым помогаем ученику в учебной работе и по другим предметам.
Принимая пятиклассников, а этот период считается переломным (от классно-урочной формы обучения к предметной), я начинаю работу с «эмоциональных поглаживаний» (используя термин американского психотерапевта Э. Берна): обращаюсь к ученикам по имени («ничто так не ласкает человеческий слух, как называние имени его»), опираюсь на добрый ласковый тон, на одобрение, акцентирую их внимание на позитивное построение фраз, типа: «Давайте подумаем, как это у нас получится, если...»
Почти на каждом уроке стараюсь увлечь ребят речевой разминкой, настраивающей их на соответствующую тему. Или даю им скороговорки типа: Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке или Мыши шуршат и шарахаются в шалаше, как только заслышат шаги на шоссе. Прошу ребят дать эпитеты героям изучаемого произведения и т.д. Напоминаю на каждом уроке, что чистота и ясность речи будут учитываться как критерий при оценке ответов. Здесь же идет обогащение активного словаря, работа над семантикой, тренировка фонематического восприятия и т.д. Это хорошо представляет каждый учитель и поддержит меня в том, что одним эмоционально привлекательным воздействием педагога трудно удержать интерес учащихся. Я стремлюсь, чтобы ученик на уроке смог почувствовать себя активным деятелем, действительным сотрудником учителя, участником учебного процесса. Меня радуют попытки моих учеников выразить индивидуальность в сочинениях и изложениях, а также их попытки писать стихи.
Конечно, стараюсь доводить до учащихся понятие образного мышления, образного восприятия. Они понимают, что стихотворный образ по силе эмоционального переживания ярче и острее прозаического. Эмоции радости, уверенности в себе очень необходимы детям. Оценочные замечания «Ты сегодня очень старался», «А ты приятно меня удивила» – это важное дополнение к обычным оценкам. У детей появляется желание слушать подобные замечания и на следующем занятии.
Готовясь к уроку, я всегда продумываю, что это будет за урок, какова его цель и какое место он займет в системе других занятий, в чем сущность его идейного содержания, какими понятиями и нравственными качествами будут овладевать ученики, какие теоретико-литературные сведения получат или закрепят, какие навыки будут у них вырабатываться. Понятно, все эти задачи не впишешь в цель урока, но всегда в сердце учителя они постоянны. Особенно много приходится размышлять над тем, как правильно довести да учеников идею произведения. Какие применить методы, наглядные пособия, технические средства. Может, уже и устарела вступительная беседа, но я от нее не отказываюсь, применяя по ходу сравнения с ранее изученными произведениями. Изучая тему «Жизнь детей в царской России», сравниваю «Крестьянских детей» Н.А. Некрасова и «Детей подземелья» В.Г. Короленко, русские народные сказки со сказками А.С. Пушкина. Чтение по ролям, игровые моменты влекут детей к заучиванию наизусть полюбившихся им по их выражению «кусочкам сказки». Желая передать эмоции царевича, его боль и долгие поиски царевны, ребята по собственному желанию выучили наизусть его обращение к солнцу, ветру, месяцу и другие.
Планирую урок так, чтобы все беседы, вместе взятые, занимали не более трети учебного времени; когда произведения просты, я ограничиваю вступительное слово одной, двумя фразами. Например: «Природа тоже имеет свои праздники и отмечает их по-своему щедро и богато. И первый снег, и первая ласточка – большое событие. Сегодня мы прочитаем об одном из праздников природы в стихотворении Ф.И.Тютчева:
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей, невольно, улыбнулась...
Далее идет работа над стихотворением.
Наших ребят обучать навыкам выразительней речи и выразительного чтения трудно. Чтобы ученик при экстрапирамидной дизартрии смог выразить чувства автора или героя произведения, он должен понимать, что тот говорит и с какой целью, что при этом думает, насколько он искренен. Уметь передавать интонации, паузы, логическое ударение, громкость чтения... Здесь, на мой взгляд, помогает чувство соревнования: у кого лучше получится. Особенно это наглядно в чтении по ролям или в инсценировке басен прямо на уроке. Иногда приходится наблюдать, как ребята не могут своими словами передать содержимое текста. Создается впечатление, что дети ничего не понимают, хотя на самом деле это не так. В 5 классе я прошу их нарисовать прочитанное, и они это делали с удовольствием, отражая даже в рисунке мелкие детали.
Трудности в запоминании материала и его понимании зависят от уровня развития навыков восприятия: умения слушать, умения читать вслух и про себя. Отставание техники и скорости чтения, бедность словарного запаса, жизненного опыта сказывается на низком уровне учебной деятельности при самостоятельном чтении, поскольку наши дети при двойном поражении нервной системы даже в 7-8 классах плохо осмысливают чтение про себя.
Живое слово учителя – главное в работе с нашими детьми до самого их выпуска из школы. Я читаю любой текст (в зависимости от его трудности предлагаю прочитать про себя отрывок и то крайне редко). Самостоятельное громкое чтение для первого ознакомления учащихся с текстом помогает им избежать ряд ошибок. Поэтому комбинированное восприятие материала – прослушивание и чтение вслух является наиболее эффективным. Всегда пользуюсь указанным способом при заучивании стихотворений наизусть.
Работая над развитием устной речи, включающим в себя: связность пересказа; умение дополнять ответы товарищей; осуществлять полный и выборочный пересказ; умение самостоятельно прочитать текст и выполнить задание учителя по тексту; работать над средствами языковой выразительности и пр., важно обращать внимание на организацию первого ознакомления и заучивания материала, только тогда можно чего-то добиться. Хочу добавить, что словарную работу провожу перед знакомством с текстом путем сопоставления, соотнесения и т.д.
Техника чтения. Сам процесс чтения вызывает у детей большие трудности, с которыми не каждый справляется. Не владея техникой чтения, ребенок теряет интерес к самому чтению, ибо плохо улавливает смысл прочитанного и быстро устает. Он схватывает слова не группами, а поодиночке, т.е. он читает то слово, на которое смотрит. А нужно видеть текст слитными лексическими группами. Так как я работаю со средним звеном, то в данном случае стараюсь заинтересовать рассказом, личным чтением в ожидании чего-то интересного для ученика. Часто слышу: «А дальше...» В ответ говорю: «Доверяю вам прочитать и мне рассказать». Таким детям необходимо прививать навык самостоятельного чтения, т.к. этим навыком они будут пользоваться при выходе из школы.
ГРАММАТИКА
В понятие грамотности входят знание и соблюдение законов орфографии, пунктуации, стилистики. Без этого невозможно сформулировать связную письменную речь, а следовательно, и невозможно научить ученика выражать свои мысли на письме логично, глубоко, образно. 4-6 классы изучают в основном правила по орфографии, поэтому мы должны научить их видеть морфемы, а в них – орфограммы, умение применять правила относительно данной орфограммы и умение проверять написанное. В это понятие входит и образ слова, вернее, его запоминание.
Если вспомнить о низкой технике чтения и о дисграфии, то становится ясно, как трудно и как важно выработать орфографическую зоркость у учащихся. Поэтому обязательны такие приемы, как:
I. Разбор слова по составу, чтобы знать, где стоит орфограмма. Орфограмма подчеркивается, указывается в какой части слова она стоит и какая это часть речи (бессердечный). Подчеркивается и фактор, влияющий на орфограмму: бес-сердечный. Орфограмма объясняется устно или кратко письменно.
II. Проговаривание слова по слогам с последующей самодиктовкой вполголоса с усиленной артикуляцией. Этот прием развивает зрительную память, фонематический слух и т.д. Удобен во время диктанта. Практикую диктанты типа «Проверяю себя». В небольшом тексте (3-4 предложения) учащиеся отмечают все знакомые им орфограммы и подсчитывают их общее количество. Кто больше, кто меньше. Работа с игровыми элементами снимает усталость и эффективна при подготовке к диктанту.
Практикую взаимоконтроль и взаимопроверку работ друг у друга с правом выставить оценку. Я ставлю отметку и выполняющему, и проверяющему. Детям – радость.
Составление цепочки слов помогает предупреждать и исправлять дисграфические ошибки: мел - мол - пол - пил. Работа с орфографическим словарем у каждого учителя индивидуальна. Учу учащихся быстро находить нужное слово, ищем слова с одинаковыми приставками, составляем предложения с этими словами, вспоминаем, в каком произведении с ними встречались и т.д. В заключение заучиваем наизусть словарные слова, проговариваем их и записываем под диктовку.
У детей с ЦП наблюдаются различные расстройства зрительных восприятий. Поэтому просто повесить таблицу по орфографии на доску – абсолютно бесполезно. Более эффективна совместная, синхронная запись: на доске – учителем, в тетрадях – ребятами. Чтобы работа была эстетичной, схемы и графические изображения ребята выполняют в цвете.
С удовольствием использую Уголок для любознательных. Всякого рода палиндромы (перевертыши), каламбуры, скороговорки, викторины заряжают ребят на весь урок, вызывают интерес к обучению.
Пичугина Лариса Анатольевна, учитель русского языка и литературы ГБС(К)ОУ школа-интернат № 1 VI вида г. Ейска
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.