В сентябре - октябре 2011г. на базе Армавирского машиностроительного техникума было проведено социологическое исследование проблемы Интернет - безопасности среди студентов 1- 4 курсов нашего техникума. В нем приняли участие 380 человек в возрасте 15-20 лет.
Для обеспечения более верной информации и снятия напряженности при ответе на личные вопросы, затрагивающие сложные темы столкновения с онлайн-рисками, студентам предлагался письменный вопросник. Опросные листы самостоятельно заполнялись студентами без указания своих фамилий. Предварительные результаты этого исследования убеждают в необходимости принятия незамедлительных мер. Таким образом, мы видим, что информатизация вызвала ряд социальных последствий, негативные проявления которых существенно снижают эффективность процесса обучения и воспитания в современной российской семье и техникуме.
В связи с этим студенты подготовили материалы и презентации для студенческой конференции на тему: «Сетевое мошенничество в сети Интернет». Задача конференции: оказать психологическую и информационную поддержку студентам, педагогам и воспитателям в вопросах безопасного использования современных и инфокоммуникационных технологий (интернета и мобильной связи).
В работах студентов нашли отражение правила ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от сетевого мошенничества, от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи, а также результаты исследования среди студентов 1-4 курсов.
На студенческой конференции, которая прошла в читальном зале библиотеки, с докладами выступали студенты, психолог техникума, работники библиотеки.
Не для кого ни секрет, что Интернет – это не только огромная база увлекательных знаний, полезной информации, развлечений и среда для ведения бизнеса и совершения покупок.
К сожалению, Интернет может представлять большую опасность для любого пользователя. Есть несколько признаков, по которым можно распознать мошенников:
- Когда вам что-то предлагают в спамовом письме — это лохотрон. Если полученное сообщение изобилует ошибками — то же самое. Зачастую подобные письма генерируются роботами.
- Типичный обман — когда вам предлагают легкую работу, обещая при этом умопомрачительный доход. К письму могут приложить копии плохо сфабрикованных чеков с большим количеством нулей. При этом делают оговорку: чтобы стать богатым и счастливым, нужно перечислить совсем немножко денег на этот кошелек. Акцент делается на «болевых точках»: зачем работать на дядю — лучше на себя, ездить в офис не нужно — все можно делать дома, да еще по свободному графику и т.д.
- Если в письме или на сайте указан минимум контактных данных, это серьезный повод для опасений. Отсутствие реального почтового адреса или телефона — дополнительный индикатор «развода».
- Если ресурс, на котором размещено выгодное предложение, находится на бесплатном или дешевом хостинге с минимальным сроком аренды — даже не связывайтесь.
- Не верьте копиям сертификатов, которые часто размещают на сайтах, — проверить их достоверность вы все равно не сможете, а на компьютере можно сфабриковать что угодно, хоть удостоверение шефа ЦРУ.
- С подозрением относитесь к любым предложениям и ресурсам, делающим упор на бесплатное предоставление чего-либо: деньги с вас все равно вытянут, только вы это не сразу заметите. И помните: в 99% случаев мошенники обогащаются лишь за счет вопиющей беспечности добропорядочных людей.
- Цель любого мошенничества очевидна - получить с вас деньги. НО ВНИМАНИЕ мошенник не может забрать у вас деньги силой, их вы ему отдаете сами, поэтому. Если вы устраиваетесь на работу, логично предположить, что вы хотите деньги заработать, а не отдавать. Не переводите деньги ни на какие нужды: ни на почтовые расходы, ни за обучающие программы, ни как залог за какие-то комплектующие. Если это реальный работодатель, то пусть он сам и несет эти расходы.
- Всегда проверяйте контактные данные компании или частного лица с которым вступаете в деловые отношения (покупка чего-либо тоже сюда относится), представленные на web-ресурс. Ведь, согласитесь, это не сложно скопировать представленный на сайте телефон или адрес (если он вообще там есть) и вставить его в поисковую строку скажем Яндекса. Таким образом, можно найти реальных владельцев телефона.
- Проверьте платежные данные получателя денег. WebMoney предоставляет для этого широкие возможности.
- Если у получателя денег куча претензий, не отправляйте платеж,
- Если у получателя формальный аттестат не отправляйте платеж.
- Проверьте регистрационные данные сайта, когда было зарегистрировано доменное имя и на какую компанию или частное лицо. В Интернет достаточно таких сервисов. А потом посмотрите, какие еще домены зарегистрированы на эту персону. Правда этот сервис платный, но зато качественный. А вот на этом сервисе http://whoistory.ru это можно сделать бесплатно, хотя конечно база несколько усеченная, редко обновляется и выдача засорена рекламой.
- Ну и напоследок пробегитесь по форумам, почитайте, что пишут о компании, к услугам которой вы собираетесь прибегнуть.
Как защититься?
Запомните. Ни одна провайдерская компания, ни под каким предлогом, никогда не просит своих клиентов менять, а тем более предоставлять информацию о сетевых бюджетах.
Никогда не используйте программное обеспечение, полученное из ненадежного источника.
Запомните, ни одна компания-производитель программного обеспечения не распространяет свою продукцию и обновления к ней через электронную почту.
Никогда не открывайте файлы, полагаясь только на демонстрируемое вам расширение. Проверьте тип файла более надежным способом, например, сохранив файл на диске и посмотрев его свойства, где указано реальное имя файла. Если файл потенциально может содержать активное содержимое, то перед открытием обязательно проверьте его антивирусной программой.
Таким образом, активизация воспитательной работы и внедрение новых методик в воспитательную деятельность в рамках единого информационного пространства позволяет снизить негативное влияние отдельных аспектов информатизации и осуществить целенаправленную подготовку студента к жизнедеятельности в информационном обществе.
Литература
1. Дети в информационном обществе. Моя безопасная сеть. Информационный бюллетень Года Безопасного Интернета в России. М., №1-6, 2010.
2. www.detionline.ru – специализированного ресурса в рамках проекта «Ребенок в Сети», предназначенного для детей, родителей и учителей
3. www.saferinternet.ru – безопасный интернет
4. www.fid.su – фонд развития интернет
5. http://www.windxp.com.ru/articles79.htm- сетевое мошенничество
6. http://www.infopac.ru/4clients/tips/net-security/04-network-swindling.shtml - сетевое мошенничество
7. http://1001.ru/arc/lawyer/issue27/ - сетевое мошенничество
8. http://daily.sec.ru/publication.cfm?pid=29672&tid=4550 – публикации по безопасности
9. http://deeengi.ucoz.ru/publ/moshennichestvo_v_seti/3 - мошенничество в сети
Струкова Елена Алексеевна, преподаватель спец.дисциплин ФГБОУ СПО «Армавирского машиностроительного техникума», г. Армавир, Краснодарский край
Е.А. Струкова
ФГБОУ СПО «АМТ», г. АРМАВИР, КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.