Реализация системы поддержки талантливых детей через практическую направленность учебного процесса
Вся работа нашей школы направлена на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», одним из направлений которого является развитие системы поддержки талантливых детей. Приведена в систему деятельность педагогического коллектива в работе с одаренными детьми через реализацию школьной программы «Одаренные дети». Для этого организованы методические семинары в помощь учителю, на которых учителя делятся опытом практико-ориентированного подхода в образовании, планируют свою работу по выявлению и развитию одаренности наших учащихся. Разрабатывается ежемесячный план мероприятий по реализации программы. На методическом совете школы каждое полугодие заслушиваются отчеты по её реализации. В школе созданы благоприятные условия для развития талантливых учащихся, через структуру школьного и дополнительного образования. Благодаря свободному доступу к сети интернет, у педагогов и учащихся расширились возможности для участия этих детей в районных, краевых, всероссийских дистанционных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, научно-практических конференциях. В школе оформлен стенд «Одаренные дети» для учащихся и учителей, на котором регулярно чествуются победители и призеры конкурсов и олимпиад. Благодаря слаженной системе работы всех структур школы, видны положительные результаты: победы в муниципальном этапе Всероссийской предметной олимпиаде: 9 победителей и 13 призеров, 1 победа на региональном уровне.
Порадовали своими результатами члены научного общества «Икар в научно-практической конференции «Эврика»»:
- 3 победы и 3 призера на муниципальном уровне,
- 2 победы и 2 призера на зональном уровне;
- 2 победы на краевом уровне.
Рассуждая о приоритетных направлениях обновления системы школьного образования надо говорить об усилении практической ориентации и инструментальной направленности общего среднего образования.
Практическая направленность фундаментального образования усиливается посредством увеличения внимания к технологиям обучения, которые формируют:
- практические навыки анализа информации;
- стимулируют самостоятельную работу учащихся;
- формируют опыт ответственного выбора и поведения.
Данные параметры являются важными в организации учебно-исследовательской работе и практике. Более свободной формой организации учебного процесса является полевая практика. В зависимости от способа организации учебно-воспитательного процесса можно предложить учащимся усиленные интегративные курсы, а для более глубокого изучения - выполнить исследовательские проекты. Такая организация потребует определенной материально технической базы.
В перечнях учебного оборудования для общеобразовательных учреждений общего (полного) среднего образования есть разнообразное оборудование и средства оснащения практических работ для учебных исследований и оценки состояния окружающей среды, учебно-наглядные пособия, природные объекты и др. В настоящее время активно решается проблема материального обеспечения таким оборудованием школ. Развиваются отрасли промышленного выпуска учебного, полевого, экспедиционного и лабораторного оборудования. Приобрести его необходимо для организации комплексной экологической практики в школе.
Экологическую учебно-исследовательскую работу можно рассматривать как реально существующее направление практико-ориентированного обучения. Есть сложившаяся учебно-материальная база и методическое обеспечение. Работа в данном направлении имеет повышенный уровень сложности обучения и реализуется в рамках профильного обучения и дополнительного образования школьников. Она направлена на приобретение исследовательских умений, формирование навыков, оценочных суждений об экологическом состоянии среды родного города и всестороннее использование этих знаний при изучении базовых и профильных предметов. Практические знания и навыки, полученные учащимися в процессе подготовки и выполнения экологических исследований, отвечают целям дополнительного образования, значит данное направление перспективно. Необходимо отметить социальную значимость результатов труда школьников, а, следовательно, актуализацию всей эколого-образовательной деятельности.
Опыт школы № 13 показал, что такое сложное дело имеет положительный результат тогда, когда оно хорошо подготовлено и продуманно. Для реализации экологических исследований нужно спланировать систему. Она, с одной стороны, направлена на обучение методам изучения природы, с другой – на использование этих методов в исследовании конкретного природного участка. Например: вначале теоретический вброс, где знакомятся с содержанием проблемы, формулируют цели, задачи. Отвечают на вопрос, зачем и какие должны получить результаты. После этого, надо научить, как применить этот навык на экскурсии в природу. Затем – мини экспедиция, где уже в условиях слабо нарушенной природы учащиеся применяют навыки, проводят исследовательскую работу и накапливают статистические данные. И, наконец, лабораторные занятия. Камеральная обработка результатов. Здесь анализируются и обобщаются полученные сведения, составляются по ним графики, таблицы, схемы, карты. Делают выводы по реализованной программе исследований. Так выстраивается логическая цепочка мероприятий, которая проводится в школе и обеспечивает прочное усвоение формируемых навыков и умений. Способствует эффективному их применению на конкретных природных примерах.
Проект это буквально «брошенный вперед», прототип какого либо объекта, вида деятельности. Под проектом понимается самостоятельная, творческая, завершенная работа, выполненная учащимися или группой учащихся под руководством или при консультации учителя. Процесс создания проекта называется проектирование. Отличительной чертой нового столетия, является его «всепронизывающая проектность». Проектная культура является общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления.
Проективность - образовательная тенденция будущего. В условиях высокой динамики общественных процессов и огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности школьника. Обновляющейся школе требуются такие методы обучения, которые;
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в обучении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки- исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
Ведущее место среди таких методов в педагогической практике принадлежит методу проектов. Метод учебных проектов выступает как возможное средство решения актуальных проблем. Из разнообразных инновационных направлений я предлагаю метод проектов. По нескольким причинам.
- Во-первых, потому, что в условиях классно- урочной системы занятий, он легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать стандартов образования по любому учебному предмету, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии.
- Во-вторых, этот метод дает успешное усвоение материала, и способствует интеллектуальному и нравственному развитию детей.
- В-третьих, потому, что проекты сплачивают обучающихся, развивают: коммуникабельность, желание помочь другим, уметь работать в команде. У меня и моих коллег накоплен достаточно большой и успешный опыт организации работы над проектами.
В течение учебного года работают над выбранной темой. Итогом такой деятельности являются проекты. Затем работы защищают в образовательных событиях в школе, где происходит их рецензия, корректировка и доработка. После этого самые удачные работы выставляются на конкурсы, конференции на более высокие уровни.
Однако, как показывает опыт организовать такую деятельность очень сложно и у многих школ есть масса проблем. Учитывая опыт школы №13, можно выделить следующие проблемы, с которыми мы столкнулись.
- Недостаточное оснащение лабораторий и кабинетов, нехватка оборудования и материалов для проведения исследований в той или иной области знаний.
- Отсутствие методической литературы по решению экспериментальных задач.
- Опыт проведения лабораторных и полевых исследований.
Оказавшись в таких условиях, мы не отказались от своего намерения отдать предпочтение исследовательской деятельности обучающихся и работе по проектной технологии. Организацию мы начали с полной инвентаризации имеющихся в наличии оборудования материалов, методик проведения экспериментов, опытов и анализов и их правильной интерпретации. Качественной переработки имеющейся литературы, интернет ресурсов, компьютерной техники. Необходимо было определиться с программами и технологиями в дальнейшей работе.
Сегодня проекты обучающихся школы № 13, отличаются выбором тем, основанных на реальных исследованиях в природной среде родного города. Отличаются социально значимым продуктом проектов. Этот факт объясняет столь высокие результаты достижений обучающихся школы по предметам естественнонаучного цикла. Участники НОУ «Икар», это призеры предметных олимпиад экологии, биологии, химии муниципального и регионального уровня. Эти ребята активные пропагандисты охраны природы, оказывают практическую помощь природе. Выступают в СМИ. Можно выделить основные требования к использованию метода проектов. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания исследовательского поиска решения. Практическая значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная деятельность обучающихся на уроке и вне его. Структурирование содержательной части проекта. Использование исследовательских методов.
Организация проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки учителей и учащихся. От учителя требуется умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов. Владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать самостоятельную работу учащихся. Необходимо переориентировать всю учебно-воспитательную работу по своему предмету. Применять разнообразные виды самостоятельной деятельности учеников индивидуальную, групповую, парную. Это вовсе не означает, что надо отказаться от традиционных видов работ. Речь идет о расстановке приоритетов, смещении акцентов. Владение учителем искусством коммуникации, способностью генерировать идеи, умение устанавливать и поддерживать устойчивый эмоциональный настрой. Необходимо владеть компьютерной грамотностью. Уметь интегрировать знания из различных научных областей. От обучающихся требуется знание и владение исследовательскими методами, владение компьютером. Быть коммуникабельным и уметь самостоятельно интегрировать ранее полученные знания по разным учебным дисциплинам.
Метод проектов обладает рядом важных характеристик: концептуальность, системность, воспроизводимость и универсальность. Проект может быть:
- Индивидуальный или групповой;
- Монопредметный или межпредметный;
- Краткосрочный или долгосрочный;
По преобладающему виду деятельности проекты делятся на информационные, исследовательские, прикладные. Работа над проектом дает возможность оценить учителю практическую подготовленность обучающихся их умение, выбрав для изучения экологический объект, заранее намечать тему, определять цель, ставить задачи, формулировать гипотезу, подбирать методы и строить схему предстоящего эксперимента или наблюдения. Совокупность всех перечисленных компонентов исследования называют научным аппаратом исследования. Успешное выполнение проекта дает обучающимся помимо опыта планирования исследовательской деятельности ясное представление о содержании, объеме и связях понятий, составляющих понятийный аппарат основных разделов экологии: общей, прикладной, социальной.
Выполненный проект обучающийся публично защищает. Публичное представление проекта представляет собой подготовленное заранее сообщение, которое включает:
- Описание конкретной ситуации;
- Актуальную экологическую проблему;
- Анализ экологической проблемы;
- Конкретные и обоснованные рекомендации по ее решению;
- Содержит источники информации;
Разработанный научный аппарат исследования, который может стать источником для решения представляемой в проекте проблемы. Публичная защита проекта дает возможность презентовать полученный результат и развивает коммуникативные навыки.
Значение компонентов научного аппарата проекта. Тема проекта это свернутое (сокращенное) описание изучаемого свойства объекта или явления. Актуальность это важный элемент любого исследования, показывающий важность, значимость (социальную или личную) изучения именно этого экологического объекта или явления для фундаментальной науки или для решения вполне конкретных экологических проблем.
Цель исследования. Свернутое (сокращенное, сжатое) описание предполагаемого (планируемого) результата изучения экологического объекта (явления) и обобщенное описание направленной на объект деятельности (получение новой информации об объекте, изменение свойств объекта, передача информации заинтересованным лицам).
Задачи исследования. Краткое описание действий, которые необходимо выполнить для достижения намеченного целью результата. Цели и задачи должны быть сформулированы четко, лаконично, конкретно и понятно. Число задач зависит от содержания моделируемого исследования и, как правило, не превышает пяти. Гипотеза проекта это предположение о причинно-следственной связи между изучаемыми в исследовании свойств экологического объекта и определенными факторами среды. Гипотеза выражается формулой, включающей две части: «Если (далее следует описание фактора и, или состояние объекта), то (дальше следует описание характера связи между объектом и фактором)». Выводы описывают основные результаты исследования. Количество выводов должно примерно соответствовать количеству задач исследования и показывать результаты их выполнения. Выводы должны быть краткими, четкими, конкретными и соответствовать цели и задачам исследования.
Использование практико-ориентированного подхода в образовании обеспечивает достижение главной задачи ЭО. Таким образом, цель ЭО (экологическое образование) – становление экологической культуры личности и общества, как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Задачей ЭО – формирование рационального взаимоотношения обучающихся и окружающей среды, через "формирование научных и практических знаний, умений, ценностных ориентаций, поведения и деятельности" обеспечивающих эти самые рациональные отношения. Высказывание Зои Тюмасевой, профессора ЧГПИ.
Андреева Ирина Григорьевна, учитель биологии, МБОУ СОШ №13» станицы Ленинградской, Краснодарского края.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.