Особенностью нашего времени является то, что изменившиеся условия жизни остро ставят вопрос об их практической реализации в школе как необходимом условии самореализации личности и безопасности страны.
Именно поэтому формирование общеучебных умений и навыков − умений фиксирования затруднений в собственной учебной деятельности и выявления их причин, целеполагания и планирования, выбора, способов и средств проектирования, самоконтроля и самооценки и др. − является сегодня приоритетом начального общего образования
Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные действия.
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
В рамках подготовки Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения на ступени начального общего образования проводились исследования по оцениванию универсальных учебных действий (УУД) в первых классах. Контрольно- измерительные материалы отличались от традиционных тем, что они нацелены не на традиционную проверку усвоения детьми знаний и навыков, входящих в содержание учебной программы, а на выявление общепредметных (универсальных) учебных действий. При анализе результатов выполнения заданий учитывалась взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: состояние здоровья детей; успеваемость по основным предметам; уровень развития речи; степень владения русским языком; умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; стремление принимать и решать учебную задачу; навыки общения со сверстниками; умение контролировать свои действия на уроке.
Анализ результатов выполнения заданий учащихся показал, что наибольшие затруднения учащиеся испытывали при выполнении заданий, где нужно было оценивать поступки детей в приведенных ситуациях, выявлять элементарные коммуникативные умения при установлении контактов в работе в парах, при выполнении заданий на пространственную ориентацию на листе бумаги и т.д.
Мой опыт работы в начальной школе показывает, что моделирование уроков по формированию УУД – дело непростое, но сегодня – это требование времени. На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаково-символическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью ученикам предлагаю ряд заданий, в котором необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым.
Предметом ориентировки и целью решения математической задачи становится здесь не конкретный результат, а установление логических отношений между данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач, независимо от того, на каком предметном материале они будут предъявлены – математических, физических, химических и других. Часто предлагаю ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служит коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, часто практикую приемы самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаю тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляю правила проверки текста, определяющий алгоритм действия. Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь – речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание. Словесное проговаривание является средством перехода ученика от выполнения действия с опорой на правило, представленное на карточке в виде текста, к самостоятельному выполнению контроля, сначала медленно, а потом быстро, ориентируясь на внутренний алгоритм способов проверки. Успешность обучения в начальной школе во многом зависит от сформированности универсальных учебных действий.
Внедрение ФГОС позволят выпускнику школы обучаться и развиваться всю жизнь. Это очень важно в условиях, когда жизнь меняется быстро и учителя не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся выпускнику в будущем. Важно помочь детям вырасти самостоятельными, успешными и уверенными в своих силах личностями, способными занять свое достойное место в Жизни, умеющими постоянно самосовершенствоваться и быть ответственными за себя и своих близких.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.