Речь - удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. (Г. Гегель)
В большинстве своём мы не задумываемся, какое впечатление производим на детей, в частности мы и наша речь. А ведь ситуация складывается следующим образом: сказала любимая уважаемая учительница «у меня было день рождение» и тем самым либо потеряла авторитет, либо её ученик так и будет говорить всю жизнь, потому что так сказал уважаемый педагог, и, значит, это правильно.
Если мы говорим красиво и правильно, то нас приятно слушать, приятно и самому себе. На многих людей неправильная речь действует раздражающе. Можно надеть дорогой костюм, прийти на собеседование и сказать «здрасьте». Грамотный работодатель в уме своём как минимум поставит первую галочку.
Мы сейчас говорим именно о профессии Учитель. Она накладывает отпечаток, и в жизни мы невольно выявляем ошибки, допущенные другими людьми, но порой не замечаем своих. А ведь наша задача развивать речь детей, пополнять их словарный запас, независимо от предмета, будь то математика или физкультура. Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок, при этом, зачастую, единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще.
Я выделила виды ошибок, которые чаще всего встречаются в речи.
Орфоэпические ошибки. Нечеткая артикуляция приводит к неясной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. В настоящее время наблюдаются колебания в произношении слов, к примеру, бассейн, декан, дефис (можно использовать и твёрдое, и мягкое произношение). А вот такие слова, как Одесса и шинель произносятся только мягко. А слова бутерброд, лазэр и грэйпфрут – только твёрдо. К этому виду ошибок можно отнести сокращение (проглатывание) слов: щас, ваще, короче, скока, здрасьте, чо.
Лексические. К таким ошибкам относятся употребление слов-паразитов.
Словообразовательные. Многие люди даже не догадываются о том, что МКАД, оказывается, женского рода, потому что это дорога. И день рождения никак не было, а был. Встречается произношение слова «ихний». А почему же тогда не «еёшный»? Признаться, нет ни одного вразумительного объяснения, почему в родительном падеже множественного числа нужно говорить носков, но чулок. Если Вы скажете носок, это будет страшная ошибка. Я считаю самой ненавистной и презираемой ошибкой употребление глагола «ложить». Почему же 80 % жителей России продолжают употреблять этот глагол? Случилось так, что некоторые глаголы образовали совершенный вид не с помощью приставки, например: делать – сделать, а самостоятельные слова. Например: говорить – сказать, брать – взять, класть – положить. Ещё Владимир Иванович Даль отмечал, что глагол «ложить» без приставки не употребляется:
Уложить, положить, предложить – пожалуйста, а ложить – ни в коем случае.
По тому, что и как мы говорим и пишем, о нас складывается впечатление у окружающих. Поэтому грамотная речь и умение контролировать ее – важнейший навык любого современного человека. Существует много средств и способов для того, чтобы сделать речь выразительной, яркой, правильной. Главное – это желание работать над собой и не останавливаться на достигнутом.
Однако, наверное, наибольшее значение для речевого искусства имеют особенности внутреннего мира педагога, его культура и душевное богатство, его убежденность в правоте своих слов.
Кочкина Светлана Александровна
Директор ГБОУ ВСОШ № 66
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.