Огромное место во внеурочной деятельности отводится организации дополнительного образования детей посредством разнообразных форм организации: кружки, секции, творческие объединения и т.д.
Все это наиболее полно можно реализовать в школе полного дня. Школа полного дня – это новый тип школы, открытой целый день и обеспечивающей максимальное раскрытие способностей ученика, его всестороннее психосоциальное развитие через коллективную совместную работу с учениками и педагогами, общение и дискуссии с другими обучающимися. Специфической особенностью такой школы является сочетание обязательных для учащихся видов деятельности со свободно избираемыми. Работа нашей школы строится с учетом интересов семьи, возможностей школы, специфики
дифференцированной работы с учащимися, стремлений и интересов самих учащихся. Особая роль в этой работе отводится педагогам, воспитателям, которые являются консультантами и координаторами деятельности детей по выбору того или иного творческого объединения.
В новом квалификационном справочнике появилась должность тьютора. Именно в школе полного дня воспитателю необходимо обеспечивать тьюторское сопровождение обучающихся, который консультирует и поддерживает учеников в процессе их самостоятельной деятельности. Воспитатель - тьютор создает благоприятную творческую атмосферу и направляет ребенка с помощью обзорной информации, наводящих вопросов, совета, обеспечивает возможность попробовать себя во всех видах деятельности. Внеурочная деятельность школьников помогает формировать у них такие качества как инициативность, доброжелательность, открытость, наблюдательность, творческую и интеллектуальную активность, способность к нестандартным решениям, гибкость и критичность мышления, бережное и внимательное отношение к опыту старших, оптимизм, толерантность. Но далеко не каждый ребенок в 7-8 лет знает, чем он хочет заниматься. А уж о скрытых способностях своих детей не знают даже многие родители. Вот здесь и приходят на помощь воспитатели школы полного дня.
Мы хотим поделиться опытом организации дополнительного образования детей в условиях школы полного дня. С момента поступления ребенка в нашу школу мы проводим диагностическую работу, которая позволяет выявить все личностные качества и возможности конкретного ребенка. И, в зависимости от результатов, планируем работу с тем или иным ребенком. Не бывает одинаковых детей! Именно поэтому, исходя из возможностей ученика, стараемся подобрать тот вид деятельности, который будет интересен конкретному ребенку, а соответственно и будет способствовать его развитию. И в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов, соответствующих требованиям ФГОС НОО. И всегда рядом с ребенком находятся воспитатели, которые помогают, направляют, координируют, советуют, поддерживают, т.е. выполняют роль тьютора.
В нашем 2 «В» классе 28 человек: девочек и мальчиков примерно поровну. И все они с огромным удовольствием посещают нашу школу. Гладя на их счастливые лица, когда они пришли к нам в первый класс, мы с классным руководителем еще не догадывались, сколько творческого потенциала, желания трудиться скрыто за их счастливыми улыбками. И началась школьная трудовая жизнь. В течение всего первого года обучения мы дали возможность обучающимся посещать все творческие объединения, включиться в реализацию дополнительных общеобразовательных программ. А как же еще? Ведь сначала нужно попробовать свои силы и оценить возможности! Ребенок имеет право на пробу и ошибку, свободу выбора любимой деятельности. Каждый ребенок проживает свою жизнь в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией, которая выстраивается совместно с помощью всех участников образовательного процесса: детей, педагогов, воспитателей, родителей для наиболее полного развития каждого ребенка.
Индивидуальная образовательная траектория - это та траектория, по которой каждый конкретный ученик продвигается в процессе развития. На особенности этой траектории оказывает влияние огромное количество внешних и внутренних факторов. В качестве внутренних факторов выступают особенности познавательной сферы, интересы, мотивы и потребности, эмоциональное и физическое состояние обучающегося. К внешним факторам можно отнести любые (в том числе и сиюминутные) влияния на ребенка со стороны окружающей среды: поведение педагога и одноклассников, обстановка в классе, особенности самой ситуации выбора и т.п. Благодаря личностно – ориентированному подходу ребенок добивается больших личностных результатов.
В каждом классе есть дети со слабо развитыми коммуникативными умениями, агрессивным поведением. Проведенные совместно со школьным психологом диагностики по адаптации среди учащихся выявили такого ученика с высоким уровнем тревожности и агрессии и в моем классе. На основании полученных результатов психологом были даны рекомендации повышать самооценку тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться установкой на его успех. В совместной работе с педагогами дополнительного образования мы выявили у него способности к театральной деятельности, и теперь ни один праздник не обходится без его участия. Кроме того у него прекрасный слух и голос. Именно творческая деятельность стала для него успешной, об этом говорят его победы на городских и областных конкурсах. Благодаря творчеству он завоевал уважение одноклассников. А последние социометрические исследования выявили, что он входит в четверку лидеров класса. Со второго года обучения, по нашим рекомендациям, мальчик начал посещать музыкальную школу, так как родители мальчика решили развивать проявившиеся вокальные способности своего ребенка более профессионально и индивидуально.
Индивидуальные образовательные траектории в нашей школе разрабатываются для каждого ребенка, и если «особенным» детям они помогают адаптироваться в обществе, то одаренным детям - достичь более высоких личностных результатов.
Наши ребята уже в первом классе принесли в школьную копилку несколько дипломов за участие в различных конкурсах. Это всероссийские конкурсы детских рисунков «О далеких мирах», «Паучок и червячок», «Вспоминаем лето». Танцевальная студия «Солнышко», которую посещают наши ученики, стала призером областной экологической конференции «За единство с природой» за театрально-хореографическую постановку «В заповедном краю» и лауреатами всероссийского экологического детского форума «Зеленая планета 2011». Театрализованная постановка «Жила – была Улица» заняла второе место в городском конкурсе экологических театров и дети были приглашены с этим спектаклем на празднование «Дня Волги», который проходил на Набережной.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения общеобразовательных программ, работая по программам дополнительного образования детей мы в большей степени обеспечиваем личностный рост обучающихся. У детей развиваются навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из проблемной ситуации; этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей; самостоятельность и личная ответственность за свои поступки «на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формируется целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий».
Все дети талантливы! И наши ученики не исключение. Только может быть им повезло немного больше в том, что они учатся в школе полного дня. И с каждым из них, кроме учителя работает еще и воспитатели, которые вовремя заметят желание ребенка заниматься каким – то видом деятельности, организуют эти занятия, привлекут квалифицированных специалистов.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.