Барсукова Татьяна Викторовна, 01.08.2012 0

Внедрение новых информационных технологий в обучение русскому языку и литературе

tanyushech@yandex.ru

Использование компьютера на уроке предоставляет преподавателям и учащимся уникальные возможности, связанные с интерактивностью электронных учебных пособий. При оперативном сочетании компьютера с другими средствами обучения появляется также возможность экономить время урока, увеличивая при этом объем информации и используя наглядный материал.В данной статье рассматриваются только некоторые приемы использования НИТ. Средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

В современных условиях большое значение придается повышению качества образования. Влияет ли внедрение новых информационных технологий на повышение качества? Зачем вообще на уроках нужен компьютер? Ведь обходились же мы без него. Мел и доска надежней. Зачем учитель-предметник, в течение многих лет использующий учебники, методические пособия, и другие, не менее эффективные, средства обучения, должен осваивать новые технологии?

В настоящее время ясно, что главное, стратегическое направление развития системы образования находится в решении проблемы личностно-ориентированного образования, в котором главное - познавательная деятельность, а не преподавание.

Учитель должен уметь диагностировать деятельность своих учеников, чтобы вовремя помочь квалифицированными действиями устранить намечающиеся трудности в познании. Эта роль значительно сложнее, нежели при традиционном обучении, и требует от учителя более высокого уровня мастерства. Внедрение информационных технологий на уроке рассматривается не как цель, а как еще один способ постижения мира ребенком; как источник дополнительной информации по предмету; как способ самоорганизации труда и самообразования учителя и учащихся; как возможность личностно-ориентированного подхода для учителя; как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка.

Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. Само время требует иного подхода к методике преподавания дисциплин гуманитарного цикла. Практика показала, что использование компьютерных технологий в изучении русского языка и литературы весьма эффективно, так как дидактические функции данных технологий очень широки. Использование компьютерных технологий позволяет повышать и стимулировать интерес учащихся, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, моделировать и визуализировать абстрактные понятия и процессы, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести экстренную коррекцию.

Назовем очевидные преимущества работы учителя словесности, использующего компьютерные технологии. Во-первых, при выявлении каких-либо трудностей в усвоении новой темы возможно вновь запустить презентацию темы, и учащиеся самостоятельно проводят коррекцию собственных знаний. И эта коррекция ненавязчивая. Создается благоприятный психологический климат, ученик не комплексует из-за незнания темы, а самостоятельно добывает знания. Таким образом моделируется ситуация успеха. Во-вторых, на следующем уроке программы, использованные для закрепления материала, можно применить для контроля знаний.

Использование компьютера на уроке предоставляет преподавателям и учащимся новые уникальные возможности, связанные с интерактивностью электронных учебных пособий. При оперативном сочетании компьютера с другими средствами обучения появляется также возможность экономить время урока, увеличивая при этом объем информации и используя наглядный материал.

Введение элементов проникающих компьютерных технологий позволяет значительно разнообразить учебный процесс, вывести его на качественно новый уровень, восполнить несовершенство учебных пособий, а также развивать личность, формировать её познавательную активность, творческий потенциал.

Практика внедрения элементов компьютерных технологий в изучение русской словесности показывает, что у школьников достаточно успешно формируются знания и умения осуществлять поиск, исследовать новую информацию, умение проводить анализ, сравнение, конструировать содержание собственного знания по предмету. А также позволяет развить мотивацию учения и стимулировать работу детей.
Но чтобы компьютерный урок был эффективным, необходимо, чтобы и учитель, ведущий его, владел методикой использования новых информационных технологий.

Проблемой использования компьютерных технологий в учебном процессе мы занимаемся не первый год. Компьютерные уроки, разработанные нами, успешно прошли апробацию в школе и стали победителями городского и республиканского конкурсов «Использование новых информационных технологий в образовании».
На наш взгляд, наиболее эффективно в учебном процессе компьютер может использоваться:

1. При объяснении нового материала, мотивации введения понятия. Широко используется на этом этапе обучения презентация. Главное здесь – тезисность и наглядность. При демонстрации слайдов презентации учитель может показать разнообразный иллюстративный материал, тезисно записать основные положения лекции, сопроводить показ музыкальными фрагментами. Так, например, презентация урока «Поэзия серебряного века» знакомит учащихся с новым для них понятием «серебряный век», знакомит с философскими и эстетическими взглядами символистов, акмеистов, футуристов, исследует творческую манеру некоторых наиболее ярких представителей этих литературно-поэтических направлений, подготавливает к целостному анализу поэтического текста. Презентация составлена следующим образом.
Проект охватывает всю тему «Поэзия серебряного века» и рассчитан на 6 уроков.

На первом уроке учащиеся знакомятся с понятием «серебряный век», «литература рубежа веков» и выясняют различия в этих понятиях, анализируется таблица «Литературные течения рубежа XIX – начала XX века». Сравнительная таблица литературных направлений рубежа веков рассматривает наиболее важные аспекты каждого течения: отношение к реальности, взгляд на призвание поэта, отношение к традициям, близкий род искусства и т.д. Выход на все темы осуществляется со слайда № 61 (содержание). На втором уроке речь идет о символизме как литературном течении (старшие символисты), затем подробно рассматриваются поэтические индивидуальности: Брюсов, Бальмонт, Кузмин, Мережковский, Гиппиус, Сологуб. На третьем уроке происходит знакомство с младосимволизмом и представителями этого направления: Блоком и Белым. Четвертый урок посвящен теме «Акмеизм», знакомству с Гумилевым, Ахматовой, Мандельштамом, демонстрируются. На пятом уроке анализируются слайды 5, 20-23, 32, 35, 36, 41, 42. Здесь речь идет о футуризме и поэтах-футуристах: о Маяковском, Хлебникове, Бурлюке. Достаточно полно представлены поэтические индивидуальности серебряного века. По каждому поэту дается краткая биографическая справка, исследуется его творческая манера, проиллюстрированная отдельными стихотворениями, предлагаются вопросы и задания для анализа, а также занимательные вопросы игры-конкурса, расширяющие знания учащихся о поэтах серебряного века. Итогом данной работы становится умение выполнять анализ поэтического текста.

Заключительным, шестым уроком рекомендуется проведение литературной игры «Поэзия серебряного века» (в папке: Методический материал/ Урок – игра «Поэзия серебряного века») или контрольной работы (в папке: Дидактический материал / КР 11). Переход с одного слайда на другой осуществляется гиперссылками и управляющими кнопками «стихотворение», «таблица», «содержание». В презентации используются иллюстрации Кандинского, Малевича, характеризующие эпоху серебряного века, а также музыкальные фрагменты из произведений Скрябина, Прокофьева, Стравинского, Рахманинова. Музыкальные заставки так же, как и иллюстрации, помогают отразить эпоху рубежа веков, подчеркнуть особенности каждого литературного направления.
В качестве домашнего задания предлагается создание проекта презентации, буклета, литературного альманаха по одному из поэтов серебряного века.
Буклет, содержащий информацию о литературных течениях рубежа веков, может быть использован как памятка ученику.
WEB-страница дает представление об учебно-методическом проекте, целях и задачах проекта «Поэзия серебряного века»

2. При отработке определенных навыков и умений на уроках закрепления и обобщения материала могут быть использованы электронные тесты. Они могут быть простыми (карточки с вопросами и вариантами ответов) и сложными, многоуровневыми. Так, например, в презентации «Лексика и фразеология. 5 класс», выполненной в форме Путешествия по стране Слов, ученикам предлагается ответить на тестовые вопросы, а забывчивым – еще и повторить материал. Отвечая на вопросы, учащиеся переходят от одного слайда к другому, или «путешествуют» из одной лексической страны в другую, попутно повторяя теорию и проверяя её на практике. Материал сопровождается иллюстрациями, анимационными картинками. Имеется карта Страны Лексикологии, информационные слайды «Повтори», на которых дается подробная информация по темам «Лексика и фразеология». Буклет выполнен в форме приглашения совершить увлекательное путешествие по дорогам Страны Слов. Таким образом, уже в 5 классе мы начинаем подготовку учащихся к ГИА и ЕГЭ. В качестве домашнего задания предлагается дифференцированная творческая работа – создание собственной компьютерной презентации, буклета, кроссворда, игры, тестов.

3. На контрольных уроках использование компьютера тоже возможно. Это может быть электронное тестирование, контрольный словарный диктант, контрольная работа, где вопросы демонстрируются с помощью мультимедиа на экран или раздаются учащимся. Тексты контрольных вопросов, диктантов, тестов уже разработаны образовательной компанией Кирилл и Мефодий и широко используются в школьной практике.

4. При организации исследовательской деятельности учащихся НИТ также успешно используются. Например, в качестве проектной работы учащиеся получают задание разработать презентации по определенным темам. Для этого им необходимо эту тему изучить, собрать материал, отобрать его, систематизировать, обобщить, найти иллюстративный материал. Работая над проектом, учащийся имеет максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создается с таким расчетом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными. Обязательная задача педагога при работе над проектом – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость в работе над проектом. Методика работы над мультимедийным проектом состоит из нескольких этапов:

  1. постановка проблемной ситуации и формирование группы;
  2. сбор и обработка материала;
  3. презентация проекта;
  4. обсуждение результатов.

Например, изучая поэзию Серебряного века, учитель ставит задачу провести углубленный анализ стихотворений А. Ахматовой, А. Блока, Н. Гумилева, В. Маяковского и др., привлечь к творчеству поэтов максимальное внимание учащихся. Учащимся предлагается взять для анализа стихотворения поэтов, относящиеся к какой-то одной теме творчества, например, любовной лирике и попытаться проследить сюжетную последовательность от робкого юношеского чувства до жертвенной всепоглощающей любви. Работающие над проектом делятся на четыре группы: художники или фотографы, аниматоры, чтецы и редакторы, ответственные за музыкальное оформление проекта. Далее перед учащимися ставится задача создать видеообраз стихотворения, позволяющий наглядно увидеть героев, мир, в котором они живут, дать им возможность заговорить. Т.о., анализ стихотворения начинает получать объемное выражение. Участник проекта начинает воспринимать художественный текст не как набор типографских знаков на бумаге, а как многогранный и многоцветный мир. Литература начинает восприниматься как вид искусства, причем школьник, работая над проектом, вступает в общение с творцами искусства и сам начинает творить.

Так знания, полученные на уроке, закрепляются, становятся более осознанными и целостными. А ведь эффективность урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Мониторинг, проводимый нами после изучения тем с использованием НИТ, показал, что эти темы быстрее усваиваются и повышается качество обучения.

Возможности использования компьютера на уроках очень широки. Пока мы рассмотрели только то, что сами научились делать и делаем успешно. Вопросов и проблем пока много. Но сейчас ясно одно - использование компьютерных технологий – необходимость. Средства информационных технологий при соблюдении необходимых условий их применения могут оказывать существенную поддержку традиционным, поднимая тем самым процесс обучения на качественно новый уровень.
Компьютерные технологии уже не завтрашний день, это наше сегодня, это возможность личностно - ориентированного подхода для учителя, которая позволит повысить качество образования. Компьютер на уроке литературы не дань моде, а жизненно необходимое средство обучения.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?