От нынешних учеников практически в любой сфере деятельности потребуется умение быть «креативным»: проявлять самостоятельность в поисках способов решения проблемы, правильно определять свою роль в выполнении задачи и при необходимости организовать деятельность целой группы единомышленников. Эти навыки невозможно выработать у учеников, используя только традиционные методики обучения. И потому в современных условиях незаменимым помощником учителя становится метод учебных проектов. Ведь именно работая над проектом, ребята учатся самостоятельно формулировать задачи, выбирать способы их решения, практически применять свои знания, а также учатся самоанализу, рефлексии и умению предъявлять продукт проектирования.
Что касается моей преподавательской деятельности, то с проблемой выбора педагогических методов и технологий я столкнулась очень рано. Представьте, романтичная особа 22 лет, выпускница филологического факультета университета, мечтающая о журналистской карьере, оказывается 1 сентября в выпускном классе в качестве учителя русского языка и литературы. Я хорошо помню, что на первые уроки шла как на бой: всё своё свободное время я «штудировала» методическую литературу, расписывала каждую минуту урока, не забывая о возможных каверзных вопросах моих подопечных и их желании «раскусить» молодую учительницу. Как вы понимаете, позволить себе проиграть я не могла, и с тех пор мои уроки в первую очередь направлены на живой отклик учеников, а потому в мой педагогический арсенал вошло всё, что может вызвать интерес и активизировать познавательную деятельность ребят.
Я очень быстро освоила методику Ильина в преподавании литературы: вместо традиционного анализа произведения я начинала разговор с самого интересного для ребят ракурса, а затем выводила их на нужные поиски и размышления. Очень скоро мои ученики, даже те, кто до этого считал для себя зазорным читать классику, включились в уроки. На уроках русского языка, заставляя себя не паниковать, видя, какие мои ученики "грамотеи", я включала в уроки занимательную грамматику, проводила опросы в виде составления кроссвордов и их разгадывания, вводила элементы игры "Что?Где?Когда?". В ежедневную практику моего преподавания вошли индивидуальные, строго дифференцированные по знаниям и умениям ребят задания.
К чему я всё это?! Дело в том, что именно тогда я поняла, что труд учителя очень тяжёлый, но в то же время очень творческий. И небольшая победа в виде горящих глаз учеников и куда-то мчащихся когда-то бесконечно длинных минут урока стоят моих иногда непомерных душевных затрат. Мне в то время казалось, что пришла я в школу ненадолго, но вечное желание победить трудности заставило открыть в этой профессии так много увлекательного, что о том, чтобы уйти, я вспоминаю всё реже и реже. И благодарные звонки тех, кто сейчас учится на филфаке, журфаке, всё чаще останавливают меня от опрометчивого шага. Да, кстати, а ученица с того первого выпуска не просто стала коллегой-филологом, но и одним из лучших в профессии, в Екатеринбурге она победила в конкурсе Учитель года.
Так, я очень рано на собственном опыте убедилась, что высоких результатов в обучении можно добиться, лишь сочетая традиционную методику преподавания с проблемно-поисковой; что включение в учебный процесс наряду с коллективными формами форм групповых и индивидуально-дифференцированных является абсолютной необходимостью; что разнообразными должны быть сами уроки и что уроки в форме ролевой игры или интегрированные намного более эффективны; что неотъемлемой составляющей успешного преподавания является включение в процесс обучения, урочный или внеурочный, индивидуальной и групповой исследовательской деятельности ребят, позволяющей активизировать их познавательную мотивацию.
И моё обращение к методу учебных проектов объясняется неугасающим желанием сделать процесс обучения не только максимально эффективным, но и всё более творческим и интересным для учителя и учеников.
Что касается моей преподавательской деятельности, то с проблемой выбора педагогических методов и технологий я столкнулась очень рано. Представьте, романтичная особа 22 лет, выпускница филологического факультета университета, мечтающая о журналистской карьере, оказывается 1 сентября в выпускном классе в качестве учителя русского языка и литературы. Я хорошо помню, что на первые уроки шла как на бой: всё своё свободное время я «штудировала» методическую литературу, расписывала каждую минуту урока, не забывая о возможных каверзных вопросах моих подопечных и их желании «раскусить» молодую учительницу. Как вы понимаете, позволить себе проиграть я не могла, и с тех пор мои уроки в первую очередь направлены на живой отклик учеников, а потому в мой педагогический арсенал вошло всё, что может вызвать интерес и активизировать познавательную деятельность ребят.
Я очень быстро освоила методику Ильина в преподавании литературы: вместо традиционного анализа произведения я начинала разговор с самого интересного для ребят ракурса, а затем выводила их на нужные поиски и размышления. Очень скоро мои ученики, даже те, кто до этого считал для себя зазорным читать классику, включились в уроки. На уроках русского языка, заставляя себя не паниковать, видя, какие мои ученики "грамотеи", я включала в уроки занимательную грамматику, проводила опросы в виде составления кроссвордов и их разгадывания, вводила элементы игры "Что?Где?Когда?". В ежедневную практику моего преподавания вошли индивидуальные, строго дифференцированные по знаниям и умениям ребят задания.
К чему я всё это?! Дело в том, что именно тогда я поняла, что труд учителя очень тяжёлый, но в то же время очень творческий. И небольшая победа в виде горящих глаз учеников и куда-то мчащихся когда-то бесконечно длинных минут урока стоят моих иногда непомерных душевных затрат. Мне в то время казалось, что пришла я в школу ненадолго, но вечное желание победить трудности заставило открыть в этой профессии так много увлекательного, что о том, чтобы уйти, я вспоминаю всё реже и реже. И благодарные звонки тех, кто сейчас учится на филфаке, журфаке, всё чаще останавливают меня от опрометчивого шага. Да, кстати, а ученица с того первого выпуска не просто стала коллегой-филологом, но и одним из лучших в профессии, в Екатеринбурге она победила в конкурсе Учитель года.
Так, я очень рано на собственном опыте убедилась, что высоких результатов в обучении можно добиться, лишь сочетая традиционную методику преподавания с проблемно-поисковой; что включение в учебный процесс наряду с коллективными формами форм групповых и индивидуально-дифференцированных является абсолютной необходимостью; что разнообразными должны быть сами уроки и что уроки в форме ролевой игры или интегрированные намного более эффективны; что неотъемлемой составляющей успешного преподавания является включение в процесс обучения, урочный или внеурочный, индивидуальной и групповой исследовательской деятельности ребят, позволяющей активизировать их познавательную мотивацию.
И моё обращение к методу учебных проектов объясняется неугасающим желанием сделать процесс обучения не только максимально эффективным, но и всё более творческим и интересным для учителя и учеников.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.