Не менее важно сформировать у младших школьников умение слушать и понимать других, вступать в диалог, задавать вопросы, аргументировать свое мнение, осмысливать собственную деятельность, осуществлять самооценку.
У нас возникла проблема с выбором методов и приемов, которые способствовали бы достижению этих целей. В 2008 году мы стали работать по комплекту учебников "Планета знаний". В данном комплекте основной формой организации внеурочной деятельности выступает проектная деятельность. Изучив подробнее метод проектов, мы пришли к выводу, что это один из эффективных способов, помогающих учителю вырастить творческую, самостоятельно мыслящую, умеющую организовывать свою познавательную деятельность личность.
Под понятием «проект» понимается целенаправленная, фиксированная во времени, управляемая учителем деятельность ребенка по самостоятельному поиску и усвоению новых знаний или умений, завершающаяся созданием творческих работ и их презентацией.
В процессе работы над проектом у учеников формируется большое количество надпредметных умений (в новых образовательных стандартах называемых универсальными учебными умениями), а именно:
- осмысливание задачи, планирование этапов предстоящей деятельности;
- самостоятельно находить источники информации, извлекать информацию, относящуюся к теме проекта;
- взаимодействовать с руководителем и участниками проекта, умение слушать и понимать других, объяснять и отстаивать свое мнение, задавать вопросы;
- осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности.
Кроме этого дети расширяют свой кругозор, у них появляется познавательная потребность, что способствует повешению качества обучения. А также мы обратили внимание, что многие наши ученики с заниженной самооценкой стали увереннее в своих силах и возможностях, перестали бояться публичных выступлений.
Согласно идее авторов комплекта «Планета знаний» любой наш проект состоит из двух взаимосвязанных блоков работы:
- сбор сведений по теме проектной деятельности;
- работа над самими проектами, включенными в содержание темы.
Сначала по выбранной теме собираются все сведения, которые относятся к теме проекта. После этого идет работа над проектами: создание энциклопедий, журналов, стенных газет, изготовление поделок, подготовка устных выступлений, проведение спектаклей, викторин и другое.
Первый блок работы над проектом начинается со знакомства с темой проекта, а также с выбора детьми интересующих их аспектов темы. Далее идет коллективное обсуждение, какую информацию необходимо собрать, выявляются источники информации. На следующем этапе идет сбор информации.
Приступая ко второму блоку работы, учитель знакомит детей с возможными видами проектов по данной теме. Ученики выбирают проект над которым будут работать, совместно с учителем планируют этапы своей деятельности. Если проект коллективный, распределяют роли, в зависимости от того, кто какую работу будет выполнять. Заканчивается работа над проектом презентацией.
Первый проект был реализован нами в первом классе по предмету «Технология». Планируя этот проект, мы ставили перед собой следующие цели: развивать творческие способности детей, прививать навыки самостоятельной работы, развивать умения планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца. Это был индивидуальный проект. При изучении темы «Бумажная страна» дети познакомились со свойствами бумаги. Научились делать поделки и аппликации из мятой, скрученной, мокрой и рваной бумаги. Ребятам было предложено выполнить самостоятельно любую из работ: «Подводное царство» (аквариум с рыбками, морские животные), «Ваза с цветами для мамы» (цветы и орнамент вазы выполнить различной техникой), «В мире животных» (сделать аппликацию любого животного). Каждый должен был определить, какие материалы ему необходимы, продумать этапы и выполнить работу. Во время презентации ребенок объяснял, последовательность выполнения поделки, с какими трудностями столкнулся, как их преодолевал, чему научился. Презентация данного проекта проводилась в виде выставки работ.
Интересно то, что сначала работать над проектом захотели не все дети. Но в процессе создания творческих работ, к нему подключились почти все ученики, а некоторые выполнили не одну поделку.
Следующий проект по «Литературному чтению» также был проведен в первом классе. Тема проекта «Русские народные сказки». Учащиеся могли выбрать для себя следующие проекты:
- Герои сказок в рисунке, в лепке…
- Сборник сказок об одном животном.
- Постановка спектакля.
Подготовка спектакля началась с выбора сказок. Здесь задача учителя была помочь детям реально оценить свои возможности, выбрать те сказки, которые они смогут поставить, в которых будет большое количество ролей. Учитель также помогал распределить роли, объясняя свой выбор, при этом прислушиваясь к мнению детей. Также на репетициях проходило совместное обсуждение характеров персонажей. Ребята придумывали, как показать зрителям характер того или иного героя. Были в этой группе дети, которые захотели принимать участие в создании костюмов, декораций к спектаклю. В работе над этим проектом приняли активное участие и многие родители.
Этот проект завершился большим праздником в конце первого класса. Ребята, принявшие участие в создании поделок и сборников сказок, рассказали, почему выбрали именно эту тему, какие сказки больше всего любят и как они выполняли свою работу. На празднике были показаны постановки сказок.
Данная проектная деятельность была и индивидуальной, и групповой. Она развивала навыки взаимодействия и общения в группе, в семье, в классном коллективе.
Одним из самых интересных и продуктивных проектов в нашей практике оказался проект, проведенный в третьем классе по теме «Мы живем в космосе». При изучении раздела «Космос» во втором классе, мы заметили, что эта тема интересна детям. У ребят возникало много вопросов, на которые ответить во время уроков не хватало времени. И тогда было решено провести проект «Тайны и загадки вселенной» в третьем классе. Работа началась с определения вопросов, на которые ребята хотели бы получить ответ. Эти вопросы записывались на стенде в классе. Одновременно проводилось обсуждение и выбор источников информации. Ребята приносили в класс энциклопедии, книги, интересные факты, найденные в интернете. Далее проходил отбор нужной информации. Во втором блоке работы над проектом каждый ребенок выбрал для себя одну из форм работы:
- создать энциклопедию;
- создать макет Солнечной системы;
- придумать и создать костюм инопланетянина, который мог бы жить на одной из планет;
- придумать кроссворды, конкурсы к игре «Знатоки».
Ребята, которые предпочли для себя написание энциклопедии и создание костюмов инопланетян, распределили между собой роли:
- авторы статей;
- оформители.
- разведчики (сбор информации о планете);
- сценаристы, редакторы (создание рекламы, рассказ о ее жителях)
- модельеры (создание костюмов для показа мод);
- декораторы (создание рисунков, макетов, поделок)
Участники второй группы должны были в результате совместного обсуждения предположить, какие существа могли бы жить на одной из планет Солнечной системы, исходя из особенностей этой планеты. Ребята определили, что они должны знать о планете: ее размеры, поверхность, есть ли у нее атмосфера, как далеко находиться от солнца.
Презентация проекта проходила в несколько этапов. Первыми представили результат своей работы авторы энциклопедии. Они рассказали, кто, чем занимался, какие разделы есть в энциклопедии, на какие вопросы можно найти ответы, как быстро найти нужную информацию, что научились делать в ходе работы. Затем прошел показ костюмов. Каждый из участников проекта рассказывал, почему такой костюм возможно носить именно на этой планете. Отдельно прошла игра «Знатоки». Ребята, которые создавали кроссворды, рассказали, как это сделать.
Активность детей в этом проекте мы объясняем прежде всего тем, что, во-первых, тема проекта отвечала познавательным потребностям детей, во-вторых, проекты отличались видами деятельности: проведение исследований, создание творческих работ, подготовка к проведению игры. Кроме этого, проект был разноуровневым. Дети, у которых возникают трудности работы в группе могли выполнить индивидуальный проект: макет или рисунок Солнечной системы.
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время дала свои результаты: у детей возрос познавательный интерес, большинство учащихся наших классов умеют планировать свою деятельность при выполнении учебных и творческих задач, использовать различные источники информации, работать в группе, добиваться поставленных целей.
Список литературы:
1. М. В. Дубова «Организация проектной деятельности»
2. Методические рекомендации к комплекту «Планета знаний»
Данилова Ирина Николаевна
Играева Ольга Анатольевна
ГОУ школа № 212, Санкт- Петербург
Учителя начальной школы
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.