Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы
Мой поиск решения данной проблемы привел к следующим выводам.
- Необходимо объединять в крупные блоки учебный материал, чтобы значительно увеличить объем изучаемого материала.
- Для развития речи учащихся необходимо использовать опоры, схемы, модели, ориентиры построения рассказов.
- В системе использовать метод воздействия на ученика через других учащихся.
- Улучшать качество организации самостоятельной работы при помощи введения КСО.
- Учить различным способам работы с учебником, учебными пособиями.
- В системе использовать дифференциацию, при которой задания для всех дополняются индивидуальными заданиями для каждого. При этом задания для всех составляются в соответствии с Госстандартом образования, задания для каждого — с учетом индивидуальных способностей ученика, для учеников разной подготовленности — групповые задания.
Основная форма обучения русскому языку и литературе в малокомплектной школе — это индивидуальная работа с учениками. Ее нужно направить на определение типа способностей учащихся, на этой основе учить и обучать умениям и навыкам учения. Учесть индивидуальные особенности учащихся при планировании учебного процесса по русскому языку и литературе поможет технология дифференциации, в основе которой лежит распределение заданий для самостоятельной работы по степени сложности в зависимости от развития учащихся, индивидуального темпа работы.
При индивидуальной форме обучения наиболее эффективны в использовании различные виды самостоятельной работы, например:
- работа учеников с книгой, которая должна быть систематической;
- изучение материала блоками; работа по листам самоконтроля.
Важно обучать школьников схематически представлять новую информацию. Этот навык значительно способствует повышению уровня знаний учащихся.
При проведении самостоятельной работы важно соблюдать следующие требования:
- дать четкую формулировку цели работы;
- определить объем содержания задания и точно сформулировать его;
- выделить на уроке время, необходимое и достаточное для выполнения данной работы;
- после выполнения задания проверить результаты самостоятельной работы.
Использование инструктивных карт по выполнению самостоятельной работы учащихся значительно повышают уровень овладения общеучебными и предметными умениями. Активизирует мыслительную деятельность школьников обсуждение инструктивных карт с учащимися, совместное составление таковых по проблемным темам.
Считаю, что «вертикальная» интеграция является рациональным способом организации учебного процесса по русскому языку и литературе в малочисленных классах. Учитель в данном случае сосредоточен на одном предмете, больше отводит времени на устную беседу с учащимися обоих классов, тщательно организует самостоятельную работу и руководит ею, дает своевременные пояснения к ней, конкретизирует индивидуальную работу.
Групповую работу целесообразнее применять при проверке (взаимопроверке) знаний. Учение становится более эффективным, если самостоятельную деятельность учащихся сделать преимущественной. Задача учителя — соотнести свою деятельность и деятельность учащихся на уроке.
С данной целью четко расписываю алгоритмы учебных действий школьника, готовлю разноуровневые дифференцированные задания, составляю комплекты тестов, карточки само- и взаимопроверки, само- и взаимоконтроля, графы с критериями оценок для учащихся.
Важно выдерживать временное соотнесение различных этапов урока при «вертикальной» интеграции построения программ по русскому языку и литературы.
В условиях малокомплектной школы при подготовке к восприятию нового материала должна доминировать индивидуальная самостоятельная работа учащегося: работа с учебником, наблюдения за языковыми явлениями по таблице с записью результатов наблюдения, рассматривание картин с определенным заданием и т.д. Наблюдение и анализ учебного материала начинаются разъяснениями учителя, в котором указывается цели, задания и приемы его выполнения.
Далее функции учителя, выражающиеся в стремлении обратить внимание учащегося на необходимые для вывода факты, явления, закономерности, в подведении с помощью вопросов к умозаключению, принимают на себя указания, вопросы, предложения, заранее подготовленные и записанные учителем на доске.
Проверочные письменные работы целесообразно проводить в одно время в обоих классах, диктанты или изложения — раздельно. При обучении орфографии наиболее эффективны два главных метода: списывание и диктант.
Так при проведении предупредительного диктанта учитель предлагает выполнить какое-то задание и «продиктовать» на это правило свои примеры; можно указать страницу учебника и предложить прочитать названное правило. Эту часть диктанта ученики выполняют самостоятельно, учитель использует данное время для занятий с другим классом. Затем учитель диктует предложения, учащиеся записывают их.
Организационная сущность однопредметного урока, распространенного в условиях вертикальной интеграции, выражается в умелом сочетании индивидуальной работы учителя с отдельными учащимися с самостоятельной деятельностью школьников, фронтальной работы в обоих классах с обучением отдельного класса.
Задача учителя в дидактически грамотном соотнесении режимов деятельности учителя и деятельности учащихся на уроке. При линейном способе построения программ за один урок изучается новая тема, закрепляется и обобщается. На каждом уроке каждый класс знакомится с новой темой.
Качества знаний по русскому языку и литературе можно достичь при условии, если 50% всего времени на уроке в каждом классе расписать по алгоритму как самостоятельную работу учащихся.
Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.