В 5-х классах главной целью является пробуждение интереса к предмету через игру, и поверить в свои силы. Ученики с удовольствием готовят математические КВНы, учувствуют в соревнованиях самых смекалистых, самых находчивых. Учитель дает старт на уроках, разбивая на команды, а итог обычно подводим на недели математики, которые выливаются математический праздник. Например: «Вечер веселых и находчивых».
Главное, возможно, не в проведении праздника, а, наверное, в подготовке к празднику. Ребята сами готовят ребусы, находят интересным математические конкурсы и задачи, составляют кроссворды, сочиняют математические сказки, а на празднике лучшие инсценируют или рассказывают.
В течении года еженедельно дети решают логические задачи, которые сами и подбирают. Все их творчество собирается в математическую шкатулку «Интеллект 5 класса». В 6 классе провожу праздник «Путешествие в страну дроби». К каждому празднику дается задание: разбиться на команды. Команды готовят название, приветствие, девиз, эмблему, а так же выпускают газеты. Для проведения праздника каждая команда готовит домашнее задание:
- Историческая справка о появлении дроби в математике;
- Подготовить по одному ребусу и одному кроссворду;
- Подготовить сценку (инсценировать сказку, фантастическую историю или историю в детективном жанре, где героями являются дроби или знаки математических действий).
В прошлом году для 5, 6 классов у нас удачно прошла математическая конференция по теме «Различные системы счисления». При проведении конференции возник вопрос о виде изменении традиционной для старших классов конференции, в мероприятие, адекватное особенностям школьников 5, 6 классов. Проблемой становится не только подготовка сообщений, но и настрой зрителей на адекватное восприятие информации. Основные этапы организации данной конференции на этапе разработке сценария было решено дополнить информационные составляющие элементами соревнования между командами классов. Поэтому домашнее задание каждой из 4 команд включало не только типовые представления и стен газету, но и отбор 5 адресованных соперникам задач на перевод из десятеричной системы счисления в другую ( римскую, двоичную, славянскую и т.д.) и обратно. Действительно, необходимость использования предоставляемой соперниками информации послужило весомым мотивом для мобилизации внимания, напряжение мысли слушателей. На заключительном этапе было предложено задание на применение знаний по всем 4 обсуждаемым системам счисления, после замены ответов буквами была получена фамилия математика Галуа. Краткая биографическая справка и портрет Эвариста Галуа предшествовали этапу подведения итогов.
Об успешности проведенной формы работы с учащимися свидетельствовали:
А) Заинтересованность участников, их активность и творчество в процессе подготовки и самого мероприятия;
Б) Вопросы ребят о сроке следующей похожей игры.
Важно, что участники были из разных классов и даже параллелей, у них появился опыт публичного выступления. Успешность такой конференции является залогом удачных выступлений школьников на следующих этапов – в 7, 8 и более старших классов. В роли ассистентов и консультантов на всех этапов подготовки и проведения мероприятия, могут выступать старшеклассники, ранее прошедшие подобную школу математического взросления.
Хорошо в 6 классе идет математический Брейн-ринг: игра, в которой участвуют 4 команды. В первых двух турах играют по две команды, а в третьем туре встречаются победители первых двух.
Можно провести игру «Математик бизнесмен». Правила игры заключаются в том, что каждая из команд - это представление банка, которые выбирают себе президента банк и стартовый капитал, на основе которого проводится вся игра. При подготовке к этой игре учитель дает задание каждой и 4 команд, придумать по 4 задания, цена которых возрастает по мере сложности, от 50 рублей до 200 рублей. Выигрывает та команда, которая наберет больший капитал. В 7 классе появляется новый предмет-физика. В конце 3 четверти целенаправленно проводим интегрированное мероприятие математика + физика + триз (теория решения исследовательских задач). С целью привлечения детей подготовке, игра называется «Физико-математическое кафе Фитризма». Ребята частично участвуют в создании меню, куда входят: салаты, первые блюда, вторые блюда, напитки, десерт. Исходя из этого меню, участникам дается задание: подготовить составляющие винегрета (пословицы с числами, виды физических явлений), составляющие коктейля (физико-математические загадки), компот (представление мира глазами дельфинов).
С 7 классов с предматематической подготовкой начинаем проводить математические бои. Подготовка, к которым является знакомство детей с правилами математического боя, и даются тренировочные задачи.
Но как можно обойтись, без математического вечера? Чем отличается математический вечер от математического боя?
Математический вечер требует большой подготовки, как со стороны учителя, так и со стороны ребят. Запомниться ли он детям? Это зависит от того, насколько они приняли в нем участие.
Например, на «Ура» в нашей школе идет красивый математический вечер, который так и называется «Математика и красота». Начинается он парадам слагаемых красоты, которые выходят под музыку Вивальди, в греческих костюмах: Пропорция, Симметрия, Периодичность и Спираль.
Красивый выход, слова, которые они произносят, конечно, репетируют с учащимися заранее учитель. А далее ведущие вечера объявляют математические законы красоты в архитектуре, музыке, живописи, скульптуре и технике. Представляют эти материалы, учащиеся класса, поделенные по группам. Поэтому учитель заранее дает задания всему классу разбиться на творческие группы по желанию. Готовятся и сценки: «Легенда о шахматной доске», «Репетитор» А.П.Чехова, которые оживляют вечер и показывают связь математики с литературой.
Конечно, во всех параллелях с 5 по 10 классы всегда дети с
удовольствием играют в КВН и опять - таки учитель всегда, организуя детей, дает им интересные творческие задания. Так на КВНе в 10 классе ученикам давалось домашнее задание: «Модель человека будущего», которого надо было обыграть и представить. Одним из интересных домашних заданий являлось создание детьми НМО ( неопознанный математический объект), которые представляют собой зашифрованные математические символы. Например, пентаграмма, число π, спираль Архимеда, логарифмическая спираль, кардиода.
Великолепно, быстро и динамично разыгрывали детективную историю в духе Дена Брауна «Код да Винчи», только искали они «Код Вселенной».
Работая с одаренными ребятами, стараемся привлекать их к исследовательской деятельности, так например, сейчас дети готовят выступления на конференцию последующим темам:
- Многообразие гексамино;
- Парадоксы ленты Мёбиуса;
- Бином Ньютона и треугольник Паскаля;
- Фракталы;
- Невозможные объекты;
- Отражение математических отношений в искусстве;
- Геометрические интерпретации формул сокращенного умножения.
И быть может бесконечное множество классных часов с призывами детей учиться, не сделает того, что сделает один хорошо организованный и проведенный математический праздник.
Спасибо за внимание.
С.А. Зенькова
Учитель математики школы №625
(Санкт-Петербург 2012 г.)
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.