Методика работы над коллективными проектами в начальной школе
Целью всего обучения в начальной школе становится овладение учениками умением учиться. Об этом нам говорит и Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, где на первое место выходят метапредметные результаты.
В связи с этим перед каждым учителем встает вопрос, как можно развивать универсальные учебные действия. Такой вопрос озадачил и меня. Я решила попробовать использовать коллективные проекты. Что это такое?
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Что же такое коллективный проект? За основу коллективного проекта берется какая-то актуальная на текущий момент тема. Она прорабатывается, обсуждается с детьми на уроке или во внеурочное время. Затем, работая в парах или в группе, мы создаем основу (исходные данные) для формирования будущего проекта. И только изучив всю тему с различных сторон, каждый выполняет свою личную, индивидуальную часть работы. Результатом нашей деятельности является, как правило, плакат (наглядная агитация), основа которого создана коллективно, а на ней, как мозаика собраны индивидуальные работы.
Выделим плюсы использования коллективных проектов:
Для детей - возможность достаточно быстро увидеть свой результат, а это не просто очень важно, а необходимо с точки зрения психологов для детей 1-3 класса.
Для учителя - тема, проработанная таким образом очень хорошо воспринимается и запоминается; знания, полученные ребенком в результате исследования, а затем в обсуждении целым классом, закрепляются в момент создания итогового творческого продукта.
Рассмотрим структуру создания коллективного проекта.
Первый этап- мотивация (очень важно заинтересовать ребенка)
Второй этап – исследование в малых группах(обычно это человека 4-5, т.к. это самая продуктивная рабочая группа)
Третий этап- обмен информацией. Здесь важно дать возможность группе представить собранные в ходе исследования материалы. Ребята имеют возможность задать уточняющие вопросы.
Четвертый этап – связывание информации. Выслушав ребят сформулировать обобщение.
Пятый этап- подведение итогов. Где мы смотрим, какие наши предположения, высказываемые вначале, подтвердились, а какие мы опровергли.
Далее переходим к следующему блоку - связь с другими предметами и внеклассными мероприятиями.
Где расширяются знания детей по этой проблематике.
И только пройдя все эти этапы, мы приступаем к изготовлению творческого продукта.
Чтобы не быть голословной давайте рассмотрим конкретный пример.
Окружающий мир тема "Кто такие птицы?".
Непосредственно на самом уроке организуется исследовательская ДД. Каждая группа получает свое задание, которое состоит из научного текста и рабочего листа с заданиями. Далее идет обмен информацией, мое добавление. Подведение итогов. Затем на кружке по информатике ребята ищут информацию в интернет ресурсах по данной тематике и создают презентацию о выбранной птице. На уроке рисования каждый рисует понравившуюся птицу, а дома добавляет текст с ее описанием.
Таким образом, накопив большое количество материала, мы компонуем все в книгу-брошюру. А на уроке технологии в технике пластилиновой живописи каждый создает свою птичку. И во внеурочное время общими усилиями создаем итоговый коллективный проект.
Хочется отметить, что посредством работы над коллективным проектом простое детское любопытство трансформируется в ценнейшее, на мой взгляд, свойство – познавательную потребность.
И моя задача с помощью образовательной среды стимулировать это.
Конечно же, рассказывая о некоторых из наших работ, мне хотелось привлечь внимание своих коллег к такому интересному и самое главное очень результативному приему в обучении младших школьников. Как мне кажется, только придумывая что-то новое, не позволяя себе топтаться на месте, можно побудить ребенка и к поиску необходимой информации, и к ее анализу, и к умению ставить перед собой цели. А именно это является приоритетной линией в ФГОС.
Список использованной литературы
1. Шумакова Н.Б. Развитие исследовательских умений младших школьников – Москва "Просвещение", 2011.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт – М.: «Просвещение», 2011.
3. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе – М.:"Просвещение", 2010.
4. Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству «Разноцветный мир».- М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
5. Примерные программы по учебным предметам / начальная школа – М.:"Просвещение", 2011.
6. Фотографии детских работ из личного архива.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://pravinfo.narod.ru/info_r4.htm
Фоминых Татьяна Алексеевна-учитель начальных классов ГБОУ прогимназии № 1893
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.