Тутаева Тамара Викторовна, 09.11.2012 0

Отношение в социуме к роли женщины в армии

t.tutaeva@mail.ru

Отношение в социуме к роли женщины в армии
Изменения, происходящие в экономической и социальной сферах, существенным образом повлияли на многие стереотипы общественного сознания. В настоящее время переосмыслены роль и место женщины в обществе. В результате многие профессии, ранее считавшиеся «не женскими», в настоящее время успешно осваиваются представительницами прекрасного пола. Женщины все чаще занимаются бизнесом и политикой. Не стала исключением и военная служба: теперь служба в армии, полиции или в других силовых структурах не является уделом исключительно мужчин.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Изменения, происходящие в экономической и социальной сферах, существенным образом повлияли на многие стереотипы общественного сознания. В настоящее время переосмыслены роль и место женщины в обществе. В результате многие профессии, ранее считавшиеся «не женскими», в настоящее время успешно осваиваются представительницами прекрасного пола. Женщины все чаще занимаются бизнесом и политикой. Не стала исключением и военная служба: теперь служба в армии, полиции или в других силовых структурах не является уделом исключительно мужчин.

Анализ законодательства по вопросу о возможности прохождения женщинами военной службы показал его зависимость от конкретного исторического периода [5]. В настоящее время можно выделить ряд причин расширения возможности интеграции женского воинского контингента в Вооруженные Силы:

  • расширение сферы участия женщин в социальной, политической и экономической жизни общества;
  • влияние «внешнего фактора», в частности опыта многих стран НАТО, где количество военнослужащих-женщин составляет значительный процент общей численности вооруженных сил;
  • интеллектуализация всех сфер воинской деятельности в условиях модернизации и повышения технической оснащенности, что ведет к дифференциации труда и изменению роли женщин;
  • снижение престижа военных профессий;
  • неукомплектованность воинских частей кадрами;
  • осложнение демографической ситуации, вызванной социально-экономическим кризисом 90-Х годов ХХ столетия [4; 5].

Однако как показывает исследование И. Ю. Сурковой, для большинства мужчин-военнослужащих характерно негативное отношение к процессу феминизации военной сферы. Основные гендерные стереотипы фиксируются в следующих аспектах: когда женщины начинают служить в армии - это унижение для мужского достоинства; армия - это мужская работа; мужчине природой предопределено быть руководителем, умеющим быстро реагировать, принимать решения и не поддаваться эмоциональным проявлениям; мужчины и женщины разные, поэтому должны выполнять различные функции, как в семье, так и в обществе; если женщина служит в армии, то она может быть только подчиненной, выполняя приказы профессиональных военных - мужчин; мужчины сильные и умные, а женщины слабые и добрые; «сильное мужское плечо» - женская опора. Такие стереотипы в повседневных практиках стали моделями жизненных стратегий [6]. Подобное отношение в значительной степени мешает реализации потенциальных возможностей, что ведет к низкой активности участия женщин в сфере защиты Отечества.

Целью нашего исследования являлось изучение и анализ отношения в социуме к роли женщины в армии. В исследовании приняли участие 35 учеников 10-11-х кадетских классов им. Ф. Ф.Ушакова МОУ «СОШ №3» г. о. Саранск и 33 ученика 10-11-х некадетских классов МОУ «СОШ №5» г. о. Саранск, 37 сотрудников МВД г. Саранска и г. Братска, 10 сотрудников МЧС г. Саранска, а также 30 гражданских лиц (учителя, продавцы, бухгалтера, водители, банковские служащие и др.). Выбор данных лиц в качестве испытуемых обусловлен тем, что одной из задач обучения в кадетских классах является ориентация на дальнейшее обучение воинским специальностям, а условия службы сотрудников правоохранительных органов и ведомства гражданской обороны имеют некоторые схожие черты с особенностями службы в армии.

Респондентам была предложена анкета со следующими вопросами:
АНКЕТА

  1. Может ли женщина наряду с мужчиной служить в армии?
  2. Может ли женщина наряду с мужчиной служить в силовых структурах (МВД, ФСБ) и ведомстве гражданской обороны (МЧС)?
  3. Какие должностные обязанности может выполнять женщина: а) в армии, б) в МВД, ФСБ, МЧС?
  4. Как вы относитесь к возможности прохождения срочной военной службы женщиной?
  5. В каком % соотношении должны быть представлены мужчины и женщины: а) в армии; б) в МВД, ФСБ, МЧС?
  6. Какими качествами должны обладать женщины военнослужащие?
  7. Перечислите преимущества военной службы для женщин.
  8. Перечислите недостатки военной службы для женщин.
  9. Какие требования должны предъявляться к женщинам, поступающим на службу в Вооруженные Силы.
  10. Назовите женщин, сыгравших значительную роль в защите Отечества.
  11. Закончите предложение: «Женщина – защитница отечества – это…».
  12. Закончите предложение: «Если женщина служит в армии, то…».

Анализ полученных данных показал, что 80% опрошенных гражданских специальностей, 51% сотрудников правоохранительных органов и ведомства гражданской обороны, 60% кадет и 30% учащихся считают, что женщина может служить в армии наряду с мужчиной. Большинство опрошенных (от 75% до 83% в каждой группе респондентов) считают, что женщина вполне может работать в МВД, ФСБ и МЧС.

Половина опрошенных (за исключением сотрудников МВД и МЧС) затруднились определить обязанности, которые может выполнять женщина, служащая в армии, правоохранительных органах и ведомстве гражданской обороны. Среди наиболее распространенных должностей указывались: медицинский и обслуживающий персонал, работники связи и бухгалтерии. 4% сотрудников МВД и МЧС и 2% учащихся МОУ «СОШ №5» указали должность психолога. По данным Министерства обороны Российской Федерации 72% офицеров-женщин проходят службу по медицинским специальностям, 8% в структурах связи, 4% в финансовом секторе, а прапорщики-женщины занимают должности войскового хозяйства, штабных, ремонта и хранения вооружения [1].

Только 4% сотрудников МВД и МЧС, 2% учащихся некадетских классов, 2% респондентов гражданских специальностей считают, что женщина может занимать в армии руководящую должность.

Также выявлено, что 57% сотрудников МВД и МЧС, 73% гражданских лиц, 62% кадет и 24% учащихся МОУ «СОШ №5» г.о. Саранск положительно относятся к прохождению срочной военной службы женщиной.

Многие военные и общественные эксперты сходятся во мнении, что в недалёком будущем соотношение мужчин и женщин в армии придёт в соответствие с их долей в численности населения планеты [1]. Однако процентное соотношение мужчин и женщин на службе в армии, по мнению 63% учащихся, 28% кадет, а так же 23% сотрудников МВД и МЧС и гражданских ведомств, должно быть представлено, как 100% : 0%.

Испытуемые всех групп указали, что наиболее значимыми качествами женщины-военнослужащей являются: выносливость, смелость, дисциплинированность, исполнительность, хорошая физическая и моральная подготовка, мужество, честность, ум. В наименьшей степени должны быть представлены обаяние, уважение к работе, жестокость, ответственность, целеустремленность, умение соблюдать субординацию.
Учащиеся школ при определении преимуществ воинской службы для женщины в качестве основных определяют ее позитивное влияние на формирование личностных качеств (выносливости и стойкости). Так же, по их мнению, служба в армии может повлиять на ощущение женщиной собственной независимости и стабильности. Респондентов гражданских специальностей, как и сотрудников МВД и МЧС характеризует прагматическое отношение к данному вопросу. Самыми важными преимуществами с их точки зрения являются: высокая заработная плата и более раннее достижение пенсионного возраста при соответствующей выслуге лет.

Ранжирование, выделенных респондентами недостатков военной службы для женщины, показало, что: на первом месте стоят особенности несения службы; на втором – отсутствие личного времени и профессиональная деформация (появление жесткости характера); на третьем – ненормированный рабочий день; на четвертом – отсутствие социальных льгот. Представители гражданских специальностей так же отметили отсутствие соответствующих санитарно-гигиенических норм.

35 % учащихся кадетских и некадетских классов затруднились в определении требований, предъявляемых к женщине, поступающей на службу в армию. 26% сотрудников МВД и МЧС считают, что при приеме на службу в Вооруженные Силы нельзя разграничивать требования для мужчин и женщин. Этой же точки зрения придерживаются 16% гражданских лиц. Остальные испытуемые указали следующие требования: хорошая физическая подготовка, наличие образования по соответствующей специальности, крепкое здоровье, наличие определенных личностных качеств (например, дисциплинированности).

Представители старшего поколения назвали больше женщин, сыгравших значительную роль в защите Отечества, чем учащиеся школ. Последние вспомнили только З. А. Космодемьянскую и В. В. Терешкову. Наиболее известной оказалась З. А. Космодемьянская (53 % ответов). Далее следуют В. В. Терешкова, Л. Г. Шевцова, У. М. Громова, М. М. Раскова, П. Д. Осипенко. Это составляет только 4% от количества женщин имеющих почетные звания Героя Советского Союза (95 человек), Героя
Российской Федерации (15 человек) и являющихся полными кавалерами ордена Славы (4человека) [2, 3].

Ответы на вопросы, отражающие отношение к абстрактному представительству женщин на военной службе («Женщина – защитница отечества – это…», «Если женщина служит в армии, то…») можно условно распределить на 3 группы:

  1. Патетические высказывания с ярко выраженным положительным отношением. Например, « … герой», «… национальная гордость», «… ум, честь и совесть нашей страны», «… совокупность мудрости, власти, красоты», «… человек, посвятивший себя службе на благо народа» (38 % ответов);
  2. Саркастические высказывания, характеризующие отрицательное отношение: «… это странно», «… это не женщина», «… никому не нужная прихоть», «… конец света», «… развал армии», «… у нее не может быть семьи», «… этой женщине нужно было родиться мужчиной» (35 % ответов).
  3. Высказывания, отражающие социальные изменения в обществе: «… это вполне нормальное явление», «… в стране должно быть полное равноправие, ведь остается мало настоящих мужчин, способных защитить свою страну …», «… она доказывает мужчинам, что женщина – далеко не слабый пол», «… это ее право» (21 % ответов).

Статистическая достоверность полученных различий в отношении к роли женщины в армии между разными группами респондентов определялась посредством использования метода углового преобразования Фишера.

Выводы:

  1. Респонденты гражданских специальностей с большим оптимизмом относятся к возможности интеграции женщин в армию, чем сотрудники правоохранительных органов и ведомства гражданской обороны (φ=2,5, для Р≤0,01). Такая же тенденция выявлена у кадет в отличие от учащихся некадетских классов (φ=1,45, для Р≤0,01).
  2. У сотрудников МВД и МЧС (φ=2,98, для Р≤0,01), учащихся некадетских классов (φ=2,05, для Р≤0,01) преобладает отрицательное отношение к возможности прохождения срочной военной службы женщиной.
  3. У учащихся кадетских и некадетских классов, а так же у представителей гражданских специальностей представления о возможных функциональных обязанностях женщины в армии достаточно поверхностны.
  4. Большинство представителей социума считают, что на службе в армии, правоохранительных органах и ведомстве гражданской обороны должны преобладать мужчины.
  5. В обществе крайне ограничены знания о женщинах, сыгравших значительную роль в защите Отечества. С целью восполнения пробелов по данному вопросу необходимо расширить содержание элективных курсов в кадетских классах и больше внимания уделять этой теме при проведении классных часов и внеклассных мероприятий в некадетских классах общеобразовательных школ.
  6. В социуме в равной мере представлено как положительное, так и отрицательное отношение к роли женщины в армии.
  7. Политика государства, направленная на повышение авторитета женщины-военнослужащей, обращение к героическому прошлому нашей страны, где подвиги женщин сыграли не последнюю роль в защите Отечества, позволят расширить возможности женщины в социальном и профессиональном аспектах, создать более благоприятные условия для ее развития в Вооруженных Силах РФ.


Анализ результатов исследования доказал сложность и многогранность изучаемой проблемы. Полученные результаты требуют дальнейшего уточнения. Перспективами дальнейшего теоретического и экспериментального поиска могут быть: изучение гендерных различий у представителей различных социальных группы в отношении к роли женщины в армии.

Литература:
1. Более 32 тысяч женщин служат в российской армии и на флоте. // РИА Новости. 8.03.2007 [Электронный документ]. - // ht-tp: /www.rian.ru/defense_safety/armu_navv /200703085/61715163.html
2. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев /. — 911 с.
3. Кавалеры ордена Славы трёх степеней: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии Д. С. Сухоруков. — М.: Воениздат, 2000. — 703 с.
4. Павлова, В. Г. О роли женщин в армии. [Электронный документ]. - http: // pskovichka.ru /publ / 76_desantno_shturmovaja_divizija_vdv /zhenshhiny_voennosluzhashhie / 9-1-0-92
5. Стренина, Е. А. Женщины в российской армии: история и развитие законодательства [Электронный документ]. - http://www.oboznik.ru/?p=12590
6. Суркова, И. Ю. Гендерные стереотипы в повседневных армейских практиках / И. Ю. Суркова // Социологические исследования. - № 12, Декабрь. - 2008. - C. 104-112 .

Борисова С. В., Загидулина Е. Р., Тутаева Т. В.
(МОУ «СОШ №3» г. о. Саранск)

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?