Анализируя произведение, школьники совместно с учителем и самостоятельно учатся использовать во время чтения средства выразительности: темп, силу голоса, выделение главных, «нужных слов», паузы, мелодику голоса, мимику, жесты.
Все названные компоненты выразительного чтения, особенно чтения наизусть, помогают учащимся самореализоваться на уроках.
Младший школьный возраст — наиболее благоприятный период для развития творческого потенциала личности. Для него характерны: активность протекания всех процессов; слабое выражение рефлексии и критичности, рост поля реального самовыражения и самореализации за счет расширения круга общения, вхождение ребенка в новые социальные группы, развитие мотивации, самосознания; потребность в оценке взрослого человека; потребность в игровой деятельности; свобода воображения и фантазии, эмоциональная подвижность и чувствительность; стремление к новым впечатлениям и др. Новизна воспринимаемого, игры и занятия, опирающиеся на воображение, требуют от ребенка интуиции и изобретательности. Высокая умственная активность обнаруживается, в частности, в легкости возникновения новых ходов мысли, в домыслах, необычных суждениях. То, что у детей подчас возникают неожиданные сопоставления и обобщения, которые несут на себе печать оригинальности. Учитель способствует самореализации учащихся на уроках чтения и положительно влияет на конечный результат, т.е. на сформированность навыка чтения.
Важнейшей задачей уроков чтения является совершенствование навыка выразительного и беглого чтения. Выразительное чтение — интонационно правильное чтение, передающее идеи и чувства, заложенные в произведении. Оно эмоционально воздействует на слушателей и передает правильное отношение к изображаемым в произведении фактам, событиям и людям, их мыслям и чувствам.
Формирование навыка выразительного чтения у школьников требует специальной работы учителя. По справедливому утверждению ученых-методистов М.Р. Львова, В.Г. Горецкого и Н.А. Щербаковой, «...учить вы-разительно читать — это значит учить глубже понимать читаемый текст. Сознательность и выразительность — качества чтения, связанные между собой. Если выразительное чтение помогает осознанию читаемого, то полная выразительность определяется глубиной понимания текста».
В выразительном чтении должны активно проявляться мысли, отношение учащихся к тому, о чем они читают. Читая текст вслух, ученик должен четко и правильно передать мысли автора, выражать свое отношение к фактам, событиям, действующим лицам.
Следовательно, основными дидактическими условиями в работе по выразительному чтению являются:
- Ясное понимание учащимися содержания текста.
- Наличие определенного отношения ученика к тому, о чем он читает.
- Чтение произведения с намерением воздействовать на слушающих.
На уроках чтения школьники вместе с учителем учатся находить нужную вырази¬тельную интонацию, исходя из содержания произведения. Для этого они определяют тему, т.е. о ком или о чем говорится в тексте; выделяют опорные слова, которые способствуют выразительному чтению.
Анализируя произведение, школьники совместно с учителем и самостоятельно учатся использовать во время чтения средства выразительности: темп, силу голоса, выделение главных, «нужных слов», паузы, мелодику голоса, мимику, жесты.
Все названные компоненты выразительного чтения, особенно чтения наизусть, помогают учащимся самореализоваться на уроках. На уроках чтения целесообразно использовать упражнения по технике речи, способствующие формированию четкой дикции, интонационной выразительности речи, что помогает каждому ученику реализовываться в силу своих способностей.
- Для развития речевого аппарата «Фонетическую зарядку». Ученики произносят различные звук подражания с разной силой голоса, меня темп речи.
- Для формирования четкой дикции учащиеся сначала читают буквы, затем слоги, карточки с которыми вразброс прикреплены на доске. Потом самостоятельно составляют слова и объясняют лексическое значение каждого из них.
- Используется чтение скороговорок сначала в медленном, затем в быстром темпе.
- Работа с чистоговорками способствует развитию творческих способностей учащихся. По образцу ученики самостоятельно придумывают свои чистоговорки, порой очень веселые. Например: Лы-лы-лы— любим мы с тобой каникулы.
- Игра «Произнесите правильно». Задание: Произнесите стихотворение без ошибок. (Стихотворение пишется на доске.)
- Для отработки интонационной выразительности речи учащиеся читают разные по эмоциональной окраске предложения, стараясь голосом передать восторг, удивление, сожаление, радость, грусть и т.д. Для формирования умения правильно интонировать, можно петь небольшие детские песенки. Каждая из них имеет свою мелодию (веселую, грустную), что позволяет выражать свое отношение к содержанию текста.
- Для того чтобы школьники научились выделять главные «нужные» слова, можно использовать скороговорки, пословицы, поговорки и прочие афористические изречения. (Проворонила ворона вороненка. Задание: Прочитайте так, чтобы логическое ударение было на первом слове, затем на втором и третьем).
- Для совершенствования темпа чтения проводится упражнение «Гонка за лидером». Сначала ученики читают текст с учителем, т.е. формируется беглость и способ чтения (чтение целыми словами). Затем на роль учителя приглашается хорошо читающий ученик, и ученики читают вместе с ним. Так в течение всего учебного года все ученики выступают в роли учителя. Это упражнение одновременно стимулирует учащихся, ведь они в роли учителя и должны хорошо читать.
- С целью развития творческих способностей учащихся, обучения составлению небольших рассказов, стихов, сказок применяется иллюстративный материал, сюжетные и предметные картинки.
- Используется прослушивание записей с литературным материалом. Профессиональное актерское чтение очень нравится ученикам, оно является для них образцом для подражания.
На уроках чтения можно предложить задание — показать актерские пробы, чтобы «режиссер» утвердил на роль. Можно предложить школьникам «выступить по радио». Участники разбиваются на группы — актерские составы. Сначала читает текст первый состав, затем читает второй состав. После этого происходит анализ услышанного и выбирается «Лучший актерский состав». Часто на уроках (особенно при изучении тем «Устное народное творчество», «Писатели — детям») используется видеофильм, в котором отключается звук и школьники с увлечением озвучивают героев фильмов. Эта работа развивает в школьниках творческие способности, воображение, фантазию.
На своих уроках часто применяю методический прием, рекомендованный авторами УМК «Гармония» - радиотеатр. Это позволяет каждому ученику найти способ самореализации: в роли актера или ведущего программы. С 1 класса используем в своей работе дневники читателя, которые также дают возможность всем учащимся, независимо от их способностей и уровня знаний, найти свой способ самореализации. В 1 классе это рисунки, во втором – рисунки и предложения, которые наиболее понравились, в 3 классе – рисунки и ответы на вопросы, которые готовят, формируют умение писать отзыв о прочитанном произведении, а в 4 – учимся писать отзывы.
Участие детей в научно-практических конференциях, по нашему мнению, также влияют на степень самореализации. Подготовка докладов, выступлений, рефератов дает возможность любому ученику проявить себя и показать свои знания. Прием, который широко используется в технологии Кушнира – уроки выразительного чтения, также широко применяем не только на уроках чтения.
Выполнение психолого-физиологических, гигиенических и дидактических условий обучения чтению, а также описанные методические приемы положительно влияют на формирование навыка чтения и на самореализацию учащихся начальной школы.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.