ИКТ как основной инструмент осуществления преемственности при переходе из начальной школы в среднее звено
Информационные коммуникационные технологи прочно вошли во все сферы нашей жизни, современный человек не может себя представить без интеллектуального помощника – персонального компьютера. ИКТ являются неотъемлемой частью сферы образования и предоставляют возможность оптимизировать процесс обучения, увеличить насыщенность образовательного процесса. Новые технологии можно использовать в любом предмете, на любом этапе урока.
Использование ИКТ является эффективным методом обучения и таким методическим приемом, который активизирует мысли школьников, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний. В современной школе эти навыки активно развиваются на уроках с использованием информационных технологий.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее. Как говорится в английской пословице: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил». Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.
Сегодня учащиеся начальной школы широко применяют в своей работе на различных уроках портативные детские ноутбуки, осваивают новые информационные горизонты цифрового пространства. Активное использование этих ноутбуков становится неотъемлемым условием для продолжения работы на пути освоения информационных технологий и в 5 классе. Это важное направление реализации процесса преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено, позволяющее не только сохранять, но и преумножать навыки работы с современными информационными средствами, а также применять их в дальнейшем в широких сферах, при работе на различных учебных предметах.
Для успешной реализации данного направления 3 года назад в нашем образовательном учреждении была запущена экспериментальная работа по осуществлению преемственности с использованием информационных технологий при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено.
Главная цель экспериментальной работы – сохранение и преумножение у пятиклассников уже имеющихся, а также развитие новых навыков работы с современным персональным компьютером через создание специальных дополнительных условий для применения информационных знаний в решении поставленных задач и их грамотного использования в различных областях деятельности.
Основные задачи эксперимента:
- Сохранение и повышение качества обученности, мотивации и степени удовлетворения познавательных интересов учащихся за счет освоения современных информационно-коммуникационных технологий.
- Формирование коммуникативной компетенции (грамотности) учащихся на уроках с использованием ИКТ.
- Осуществление процесса преемственности через использование информационных технологий в образовательном процессе.
- Последовательная реализация дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся в процессе обучения.
- Создание условий, обеспечивающих свободный доступ учащихся к значимым информационным ресурсам с помощью электронных средств хранения, обработки и передачи информации.
Экспериментальная площадка предусматривает проведение традиционных уроков, практических занятий, обобщающих уроков, интегрированных (межпредметных) уроков с использованием ПК, детских ноутбуков, технических и мультимедийных средств обучения.
Особое место в овладении материалом отводится самостоятельной практической работе.
Учащиеся очень любят создавать мультимедийные презентации, которые прочно вошли в нашу жизнь. Презентация быстро и доходчиво изображает вещи, которые сложно передать словами, демонстрирует наглядность предметов и объектов; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления; мотивирует к выполнению индивидуальной или групповой работы.
Другим значимым современным методом реализации ИКТ на уроках являются разнообразные тематические проекты. Проектная деятельность на уроках создает устойчивую положительную мотивацию к изучению соответствующего материала и самостоятельному решению прикладных задач; формирует чувство ответственности за выполняемую работу; создает условия для отношений сотрудничества между учащимися; формирует навыки применения программного обеспечения в разных прикладных областях; способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения; позволяет создать реальный продукт.
Применение ИКТ и метода проектов позволяют активизировать работу учащихся на уроках, повысить их познавательный интерес.
Информационные технологии во многом определяют сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. Но могущество компьютера определяется человеком и теми знаниями, которыми он обладает. В процессе освоения современных технологий необходимо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего мира.
Одна из важнейших задач экспериментальной работы заключается в формировании информационной компетенции учащихся, особенно в столь важном и одновременно уязвимом возрасте, когда младшие школьники становятся учащимися среднего звена, и для них на новом этапе крайне важным становится вопрос мобилизации всех сил и знаний.
Сегодня существует достаточно большой набор средств информационных технологий, доступных школьному учителю. При подготовке и проведении своих уроков я активно использую информационные технологии, повышающие качество преподавания – средства мультимедиа, компьютерные обучающие и демонстрационные системы. Мультимедиа системы и проекционное оборудование позволяют задействовать все каналы восприятия учебной информации (визуальный, кинестетический, аудиальный), что, несомненно, повышает качество усвоения учебного материала. Мультимедиа системы помогают разнообразить подачу учебных материалов, обеспечить удобное восприятие и запоминание. Все это способствует повышению мотивации к учебной деятельности, росту познавательного интереса учащихся.
Система обучения с использованием технологии проектирования и ИКТ строится на интеграции учебных дисциплин (информатика, математика, история, биология, география и т. д.), и ориентирована на формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, что, в свою очередь, повышает интерес к различным предметам.
Для повышения качества знаний, развития личностных качеств и самостоятельности необходимо использовать приемы, помогающие ученикам чувствовать себя на уровне учителя, а для этого нужно его заинтересовать в необходимости предмета, в его практическом применении. Этому во многом способствуют методы диалога и рассказа учениками дополнительного материала.
Вместе с учениками мы создаем различные проекты, показывающие связь информатики с другими предметами школьного образования. На всех этапах творческой работы, начиная с поиска материала до создания, например, презентации, ученик получает новые технологические навыки работы с компьютером, учится анализировать отобранный материал, выделять главное, ставить задачи и решать их.
Учитель наряду с передачей необходимой информации обучаемому должен развивать его способности, мотивацию к учению и познанию окружающей действительности, создавать условия для формирования индивидуального «склада ума».
Анализируя опыт, можно говорить о том, что использование ИКТ как основного инструмента осуществления преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднее звено позволяет:
- делать процесс обучения более интересным, ярким и увлекательным за счет богатства мультимедийных возможностей современных компьютеров и новизны такой формы работы для учащихся;
- эффективно решать проблему наглядности обучения, расширять возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся;
- индивидуализировать процесс обучения за счет возможности создания и использования разноуровневых заданий, усвоения учащимися учебного материала в индивидуальном темпе, с использованием удобного способа восприятия информации;
- совершенствовать навыки самоконтроля, поскольку учащиеся могут самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки и корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи;
- организовывать учебно-исследовательскую деятельность учащихся (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций и т.д.), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Современный учитель обязан уметь работать с современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить одно из главнейших прав наших детей – право на качественное образование. При этом применение современных технологий на уроках повышает статус учителя, идущего не только в ногу со временем, но и со своими учениками.
С компьютеризацией обучения во всем мире связаны надежды на повышение эффективности учебного процесса. Умелое использование различных компьютерных технологий приобретает в наши дни общегосударственное значение, и одна из важнейших задач школы – вооружать учащихся навыками их использования.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.