19.11.2012 0

Индивидуальная исследовательская деятельность на примере работы НОУ «Поколение»


В последние годы словосочетание «исследовательская работа учащегося» стало неотъемлемой частью лексикона учителей-практиков. Употребляют его, как правило, в контексте разговора об использовании новых педагогических технологий. Исследования учеников и метод проектов актуализировались в условиях современной России, что еще раз доказывает их универсальность и наличие большого воспитательного и образовательного потенциала.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Охарактеризуем кратко имеющийся в нашем районе опыт организации и ведения исследовательской работы школьников – это поможет оценить эффективность деятельности исследовательского типа, увидеть ее специфику.

Основной формой презентации результатов исследовательской деятельности школьников стали научно-практические, краеведческие конференции. Методическим объединением учителей истории района было разработано Положение о Научно-практической конференции школьников. Интерес к данному виду деятельности поддерживается также с помощью проведения внутришкольных мероприятий.

Для оценивания результативности исследовательских проектов методическим объединением учителей истории и обществознания были разработаны критерии. В их число вошли: степень новизны проблемы, осмысленность постановки цели и задач исследования, характер источниковой базы и глубина работы с источниками, свободное владение информацией, способность заинтересовать проблемой аудиторию и т.п. Данные показатели позволяют увидеть, какие знания приобретены школьником в ходе работы, выявить специфику ведения исследовательской деятельности, оценить приобретенные навыки создания «продукта» и проведение его презентации.

Успешному выступлению способствует система работы по формированию навыков исследовательской деятельности.
Вначале работы по развитию исследовательских способностей проводится диагностика индивидуально-типологических особенностей учеников с целью сформировать группы детей по уровню достижений по истории или обществознанию. Используются следующие методы диагностики:
1. Информационно-комментирующий: анкета, беседа.
2. Продуктивный: участие в конкурсах, участие в краеведческой конференции, участие в предметных олимпиадах.
3. Оценочный: самооценка, тестирование результатов учащихся.
4. Действенно-поведенческий: наблюдение, самоанализ, анализ урока, занятия.

Со временем определяются уровни достижений ученика по базовой дисциплине и развитию творческих способностей: I –высокий; II – резервный; III – обычный.

Если видна заинтересованность ученика в изучении предмета, то формируется конкретная проблема, над решением которой нужно работать дальше. Для этого предлагается следующий алгоритм деятельности:
1. Поставь цель, исходя из темы.
2. Отбери содержание для достижения цели, т.е. определи круг вопросов, которые необходимо рассмотреть.
3. Выбери средства деятельности.

Определив группу учеников, которые могут участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах и конференциях, учитель ставит перед собой цель: обеспечить условия для развития творческих способностей и познавательного запроса своих учеников. Для этого была разработана программа деятельности, включающая в себя следующие разделы:
I. Теоретическая подготовка, практические навыки.
1. Организовать диагностику учащихся: первичная диагностика с целью определения познавательных интересов учащихся.
2. Самоопределение учащихся: выбор темы и формы работы над проектом (реферат, подготовка к конкурсам, олимпиады).
3. Индивидуальные консультации.
4. Проведение школьной олимпиады.
5. Организация работы секции «Юный исследователь» школьного музея.
II. Организация работы по самообразованию учащихся: индивидуальные консультации.
III. Работа над индивидуальным проектом (реферат, исследовательская работа).
1. Планирование работы.
2. Обучение учащегося умению работать с источником, книгой, находить нужную информацию.
3. Сбор информации.
4. Оформление результатов исследования.
5. Защита результатов исследования: выступление на государственном экзамене, школьной или районной конференции.
IV. Подведение и анализ итогов.
1. Предъявление проекта.
2. Анализ работы на методическом совете школы или методическом объединении учителей истории района.
V. Самообразование руководителя.
1. Изучение литературы по выбранным проблемам учащихся.
2. Подбор и разработка развивающихся заданий.
3. Работа в методическом совете школы и МО учителей истории района.

Постигая методику исторического исследования, ученики выясняют содержание таких понятий как источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.

Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы, ученики закрепляют их написанием учебных рефератов, проведением социологических мини-исследований.

Данная программа предполагает овладение основными способами познавательной работы:
• Работа с источниками. Прекрасные возможности для развития внимания и наблюдательности предоставляются во время работы с источниками, когда дети изучают виды источников, подбирают их для своих исследований.
• В той или иной степени учащиеся овладевают исторической критикой. Работая самостоятельно, ребята иногда высказывают сомнения в истинности данной в документе оценки. Для разрешения сомнений осуществляется поиск противоречий внутри источника, сравнения его с другими материалами; анализируется и оценивается вероятность и правдоподобность конкретного свидетельства, выделяются оценки и интерпретации различных авторов.
• Работа с документами в архиве, музее, библиотеке также позволяет овладеть историческим анализом. Ребята устанавливают связь между различными событиями, восстанавливают их последовательность, причинно-следственные связи, пытаются проводить сравнительный анализ сходных результатов, восстанавливать целостную картину событий по фрагментам, строить свои версии.
• В ходе исторического исследования учащиеся развивают умение формулировать сделанные выводы, а, значит, овладевают таким способом познавательной работы как объяснение.
• Ознакомление с историческими технологиями, юные исследователи берут на себя смелость исторического предвидения, прогнозирования, опровергают чужие выводы, навязанные точки зрения. Конечно, разные темы исследования представляют возможность овладеть теми или иными технологиями в разной степени.

Нами используется метод последовательной адаптации школьников к проведению исследований. Работа делится на несколько этапов.
I этап – выбор формы участия.
- Предметные месячники,
- Исторический марафон,
- Исторический аукцион,
- Конкурсы художественного творчества.
II этап – тип своего участия.
- Индивидуальные консультации,
- Работа в Совете Музея школы.
III этап – обнародование результатов.
- Участие в конкурсах и конференциях различного уровня.
IV этап – «отличный результат».

Ученик обгоняет сверстников по качественным показателям своих исследовательских работ и проектов. Основная забота учителя – рост мастерства воспитанника.
Формы:
- Участие в краевых и всероссийских конкурсах и конференциях.
Это позволяет целенаправленно формировать мотивацию к непрерывному образованию и возможности самореализации.
Мотивация, самоорганизация во многом зависят от умения перестраивать учебный материал, систематизировать его; самостоятельно структурировать материал с учетом поставленной задачи.

Как показывает опыт, школьники испытывают определенные трудности при работе с информацией. В связи с этим с ними проводятся отдельные занятия по технологии подготовки реферата и исследовательской работы.

Получив необходимую теоретическую базу, ученики пишут проектные и исследовательские работы. Большинство исследовательских, проектных работ и рефератов становится вспомогательным фондом школьного музея.

Ученики, активно осуществляя поиск необходимых сведений, повышают культуру взаимоотношений и ориентации в современной информационной среде, приобретают необходимые для этого навыки.
Наиболее удачными с точки зрения осознанности всех этапов исследовательской деятельности являются историко-краеведческие проекты, выполнение на материалах региональной или локальной истории. По содержанию их можно сгруппировать следующим образом:
• Проекты-реконструкции, характеризующие историю конкретного локального объекта;
• Проекты-реконструкции, выполненные на материале истории конкретной семьи, рода;
• Проекты, рассматривающие преломление общероссийских процессов в истории одного или нескольких объектов: селений района, промышленных предприятий;
• Проекты, реконструирующие политическую или творческую биографию личности того или иного земляка.

Формирование источниковой базы исследования – наиболее сложная и важная составляющая исследовательского проекта. При написании работ могут использоваться источники различного типа: архитектурная и поселенческая среда, периодическая печать, воспоминания, делопроизводственные материалы, в том числе хранящиеся в архивах, этнографические, историко-бытовые коллекции предметов и фотографий, собранные в районном и школьных музеях, материалы личных наблюдений.

Продуктивным может оказаться использование не только традиционных источников различного типа – большую значимость авторы и координаторы проектов начали придавать материалам устной истории: мифам и семейным легендам, фольклору, рассказам и мнениям. Часто источниковая база создается автором за счет опроса респондентов по составленным им самим анкетам, это позволяет выяснить «образ» того или иного исторического объекта в сознании современников, гостей района и т.д., отношение к тому или иному историческому процессу или явлению, либо реконструировать творческий портрет личности. Работа с источниками дает возможность выходить на уровень диалога при презентации проектов, оценивать степень достоверности той или иной версии своего коллеги, в какой-то степени подводила к возможности «оценивая» репрезентативности выводов различных историков.

Педагогический потенциал исследовательской проектной деятельности обусловлен следующими факторами:
• Высокой степенью мотивации учащихся к самостоятельному получению результата;
• Личной значимостью результата, обусловленной как интересом к самой теме, так и осознанием ее «научной новизны», ощущением собственной успешности, получением положительных эмоций при работе над темой;
• Возможность сверять результаты своей работы и собственные успехи с работой «коллег», что усиливает механизмы самообразования и самовоспитания.
Результативность исследовательских проектов заключается в том, что деятельность такого рода обеспечивает ее участникам:
• Формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности;
• Формирование большинства общеучебных информационных умений;
• Освоение ряда специальных умений работы с исторической информацией (анализ и сопоставление различных точек зрения историков, выявление оснований для исторических «разночтений» и др.) и историческими источниками различного типа;
• Более осознанный подход к выбору профессии и мировоззренческих ценностей, жизненных установок.

Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная частица педагогического процесса. Любой урок должен являться конкретным воплощением и выражением той или иной методической концепции, определяющей ее правомерность и эффективность.

Подготовка современного урока год от года усложняется, поэтому требует более высокой организации труда самого учителя. Функция педагога не сводится к информативно-иллюстративной. Все должно быть пронизано духом совместной деятельности и коллективного учебного творчества. Обновляющейся школе необходимы такие методы обучения, которые:
• Формулируют активную, самостоятельную и инициативную позицию обучающегося;
• Развивают, в первую очередь, общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
• Формируют компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
• Нацелены на развитие познавательного интереса;
• Реализуют принцип связи обучения с повседневной жизнью.
Педагогам-историкам сегодня так или иначе приходится искать ответы на фундаментальные вопросы: каковы цели и задачи исторического образования? Зачем школьники изучают историю? История в школе воспитывает или развивает?

Общей целью исторического образования является приобщение школьников к национальным и мировым культурным традициям, овладение ими языков культуры, развитие личности учащихся на основе изучения прошлого. Важнейшая цель исторического образования – воспитание гражданина и патриота, развитой личности, способной к самореализации. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределиться и интегрироваться в этот мир.
Предмет изучения исторической науки – прошлое в его неповторимости. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, республики, региона и как частица всемирной истории. При изучении проблемы личности в истории важно обратить внимание учеников на раскрытие фактов жизни конкретного человека в контексте эпохи, его вклада в развитие цивилизационного процесса.

Вокруг нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и надо сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано. Жизнь каждого человека связана с жизнью страны. Судьба человека – часть большой истории. Прошлое продолжает жить в старых летописях, фотографиях, документах, семейных преданиях, передаваемых из поколения в поколение. Маленькая потертая фотография представляет собой точное, отражение действительности. Фотографии могут рассказать о героях исследований, об обстановке, которая их окружала.

Иногда в семейном архиве встречается довольно интересная переписка.
Работа с письмами дает уникальную возможность участникам не только познакомиться с основами генеалогии и правилами составления родословной, но и проявить интерес к истории, преданиям своей семьи, разобраться с родственными связями.

Прикасаясь к истокам рода, мы пытаемся понять и оценить жизнь, поступки и желания своих прародителей, почувствовать дух и атмосферу тех дальних и ближних времен, выявить свои корни, определить свое место в истории рода, в конечном счете – в судьбе всего народа. Знание родословной, занятий и быта, традиций и обычаев предков нужно для лучшего понимания прошлого, настоящего и будущего, это помогает ощущать себя частицей страны и обязывает к тому, чтобы оставить след в истории, передать личные знания детям и внукам. Рассказы деда, прадеда, отца о своем участии в каких-то событиях, о человеческих характерах и поступках, проникнутых высоким патриотизмом, воспитывают любовь к Родине. Исторический процесс наполняется действующими лицами, характерами, устремлениями людей, кипением страстей. В сознании даже «слабого» ученика формируется образ исторического пространства, на котором во времени произошли определенные изменения. Вся работа способствует воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействует формированию личностного отношения к истории своей страны.

Четкой организации разнообразной деятельности учащихся способствует использование метода проектов, что позволяет сделать ведение учебных предметов более занимательными и полезными и помогает поддерживать интерес к учебе. Проектная работа – это одна из форм деятельности, при которой ученики в сотрудничестве с преподавателями выполняют работу исследовательского характера и проводят поиск и обработку данных по одной или нескольким теоретическим или практическим проблемам. Для работы над проектом необходимы творческий подход, энергия и активность. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью, предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность.

Деятельность учащихся:
1. Обсуждение предмета с учителем и получение при необходимости дополнительной информации;
2. Составление плана действий, формулирование задач;
3. Сбор информации;
4. Выполнение исследования, решение промежуточных задач;
5. Анализ и обработка информации.
Достижение высоких результатов возможно лишь при правильном сочетании информационного, эвристического и исследовательского методов познавательной деятельности. Особо значимо эмоционально-психологическое состояние ребенка. В ходе работы стимулируется спокойная уверенность учащихся в своих успехах, что порождает свободу мысли.

В девятом классе на уроках истории и обществознания ребятам дается задание по работе над родословной. Они заводят папку, заготавливают конверты. Каждый конверт подписывают. И начинается самое интересное, так как дети часто сталкиваются с фактами из жизни семьи, о которых до сих пор не знали. Собираются и записываются биографические данные, сведения и воспоминания близких о жизни и поступках старших членов семьи, о разных случаях из жизни, которые сохранились в их памяти.

С вещами, как с людьми, происходит в жизни всякое. Они появляются и исчезают, на их месте появляются новые. Но есть среди вещей такие, к которым по-особому относятся в доме, семье, рассказывают о них истории и легенды, стараются их беречь и сохранять. Вещи отражают личность и образ жизни их владельца. Об этом ребята тоже рассказывают в своих работах.

Первое время основным способом сбора информации будет опрос родственников. Возможно, среди них уже кто-то собирал материал. Бывает, что на ранних этапах работы складывается впечатление, что неоткуда брать информацию. Но времени достаточно, ребята пишут письма родственникам, живущим в других городах и селах, с кем-то удается встретиться. Иногда очень трудно «разговорить» человека, поэтому приходится это делать неоднократно. Постепенно в работу втягиваются родители, которые помогают детям в поисках архивных документов. Родители и дети становятся значительно ближе друг к другу. У детей появляется чувство гордости, что именно в этой семье родились. Они узнают о профессиях близких, их увлечениях, выявляют долгожителей в своем роду. Им приходится обращаться к историческим источникам, что является обязательным при изучении истории; у них развивается умение анализировать, сопоставлять, оценивать информацию. Работая с историческим материалом и беседуя с близкими, дети пропускают полученные данные через себя. Учитель может использовать их в качестве обучающих с целью усиления доказательности, убедительности изложения, подтверждения раскрываемых тем, как основу для проведения учебной дискуссии, для создания проблемной ситуации, как тематику для эссе. Привлечение собранного материала способствует созданию ярких образов и картин прошлого, помогает ввести учащихся в обстановку изучаемой эпохи, дать им почувствовать ее колорит. Именно в рассуждениях учеников о важности тех или иных событий, в их оценках деятельности исторических персонажей проявляется результативность изучения истории. Они лучше усваивают такие периоды истории, как коллективизация, раскулачивание, индустриализация, голод, репрессии и др. Особенно сильное воздействие на учащихся оказывает информация о войне.

Пока еще есть свидетели этих страшных событий. В определенных кругах существует мнение, что война и только лишь война является наиболее мощным рычагом прогресса. Все наиболее прогрессивные находки человечества обязаны своим появлением войне или подготовке к ней. Так было всегда, так будет и впредь. Эти достижения могут в дальнейшем послужить и созидательному труду, но первична их военная необходимость. Даже такая миролюбивая профессия, как врачевание делала наивысшие качественные скачки в периоды войн. Некоторые аргументы учащихся бывают настолько серьезными и зрелыми, что заслуживают особого поощрения. На основе знаний о прошлом развивается умение человека ориентироваться в событиях дня сегодняшнего, в сфере политики, экономики, культуры. Активизируется познавательная деятельность учащихся, повышается уровень учебной мотивации, создаются такие ситуации, которые требуют от детей самостоятельно оценивать и анализировать те или иные факты, сопоставлять количественные и качественные характеристики, делать выводы и обобщения. Данный подход в преподавании также повышает воспитательную значимость полученных знаний, пробуждая чувство благородства, любви и сострадания к людям, готовность к защите Отечества. Собирая и обрабатывая материалы, ребята осваивают информационные технологии, приходится часто обращаться к компьютеру. Работая над родословной, ребята находят интересный материал для исследовательских работ, с которыми принимают участие в окружных, областных конкурсах.

Роль человека благородна и вечна – любить и хранить свой большой дом, свою малую родную землю, хранить и строить ее всех тех, кто войдет в этот дом после нас. Время подобно течению реки. Бежит, струиться вода, и в этом неукротимом, животворном беге – своя история с ее далеким прошлым и сегодняшним днем. А каким станет будущее, зависит от нас и наших учеников.

Григорян Арман Фрунзикович., учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории МКОУ СОШ 6 с Спицевка Грачевского муниципального района Ставропольского края. Победитель конкурса лучших учителей РФ – 2012 г.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?