Патриотическое воспитание на уроках английского языка, во внеклассной деятельности и классном руководстве.
Воспитание гражданского самосознания - сердцевина воспитательной системы школы. Содержание этого процесса - совместная деятельность взрослых и детей по изменению условий жизни, когда происходит историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России.
Моя миссия – воспитание учащихся в интернациональном духе, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих терпимость, уважительное отношение к языку, традициям и культуре других народов с акцентом на российскую действительность.
В наши дни Россия переживает духовный кризис, который выражается в «угасании» патриотических чувств, смене нравственных ценностей. Происходит «разрушение традиционных устоев семьи» [5]. Это побудило меня задать себе вопрос: «Как помочь ребёнку самоидентифицироваться как носителю родной культуры?»
Главным в своей педагогической деятельности я считаю не только обучение, но и воспитание гражданина своей Родины, способного вести успешный диалог с представителями других культур.
Я разработала систему урочной и внеурочной деятельности: определила цели и задачи, содержание (усиление гражданско-патриотического компонента), методы, приёмы, способы деятельности, которые приводят к планируемому результату - воспитанию гражданина, любящего свою Родину и достойно представляющего родную культуру. В диалоге культур важную роль играет знание иностранного языка, которое позволяет взаимодействовать с представителями другой культуры на более качественном уровне.
На уроках английского языка
Цель - Патриотическое воспитание я реализую через решение следующих задач:
- воспитывать патриота своей школы, Перми, России;
- формировать мотивацию к изучению английского языка - средства
- общения с представителями другой культуры;
- развивать коммуникативную компетенцию.
Я учу детей занимать и отстаивать гражданскую позицию, стараюсь пробудить в детях чувства эмпатии, неравнодушия, соучастия и сопереживания к другим людям. Дети не готовятся к будущей жизни, а живут «здесь и сейчас».
Организую работу на уроке так, чтобы учащиеся «пропустили каждую тему через себя», структурируя содержание с акцентом на российскую действительность, активизирую чувства и эмоции, чтобы материал остался в памяти и стал жизненным опытом ученика.
Для формирования и развития умений представления культуры малой родины мною разработан спецкурс «Место, где я живу». Данный спецкурс рассчитан на три ступени учащихся, глубже раскрывает уже имеющиеся в учебном плане темы о России и предполагает изучение тем города Перми, Кировского района. Данный спецкурс способствует расширению кругозора учащихся, формированию языковой компетенции.
Тема программы Развитие темы Проект
П Е Р В А Я С Т У П Е Н Ь (1-4 классы)
Тема «Семья»
("Family”)
Раскрытие особенностей семьи. Традиции. Хобби. Ценности. Семейные реликвии. Проект «Моё семейное дерево»
Тема «Дом. Квартира»
("House. Flat”)
Любимые уголки, предметы в доме. Их ценность. Что в доме вызывает чувство гордости? Почему? Раскрытие понятия «дорогая вещь». Мини – мир (окружение дома, квартиры, домашняя атмосфера) Проект «Мой дом будущего»
Тема «Спорт»
("Sport”)
Различные виды спорта в Перми и Кировском районе. Спортсмены, которыми гордится город. Личный опыт в спорте каждого члена семьи. Проект « Мой любимый вид спорта», «Моя спортивная семья»
Каждая тема базового курса заканчивается проектом, традиционно совместный проект разрабатывают и реализуют ученики разных классов. В такой деятельности я вижу не только развитие коммуникативной компетенции учащихся, но и развитие умений толерантного взаимодействия учащихся между собой, умений уважать культуру других народов, достойно представлять свою культуру в диалоге культур. Тематика проектов разнообразна: «Интересные люди моего района», «Моя семья богата традициями», «У подножия Уральских гор», «Мои соседи по Уралу», «Интернациональная Россия».
Для повышения качества знаний необходимо, чтобы все участники образовательного процесса - родители и учащиеся - чувствовали ответственность за образование. Совместное целеполагание, мониторинги успеваемости, анализ рейтинга успеваемости ведут к стабильному повышению качества знаний учащихся и развитие ответственности за свою учёбу. Это формирует гражданскую позицию учащегося, когда он делает осознанный выбор способов и средств достижения образовательного результата.
Продемонстрировать иноязычную коммуникативную компетентность учащиеся могут, принимая участие в Российской и Оксфордской олимпиадах, что в свою очередь мотивирует их на дальнейшие успехи и достижения.
Количество участников в Российской олимпиаде
муниципальный региональный федеральный
2007-2008 2,1%
2008-2009 2,1% 1,05% 1,05%
2009-2010 3,2% 1,05% 1,05%
Прирост 1,1%
Количество участников в Оксфордской олимпиаде
2006-2007 3,16%
2007-2008 4,21% 1,05%
2009-2010 6,32% 1,05%
Прирост +2,11%
Внеклассная деятельность
Для повышения языковой компетенции во внеурочное время поддерживаю интерес к предмету через разнообразные мероприятия: инсценировка сказки, литературного произведения, участие в неделе иностранного языка, конкурс чтецов на английском языке, концерты для родителей. Умение презентовать свое творчество, проявить себя в том виде творчества, который тебя интересует – важный показатель успешности ученика.
Третий раз я формирую группу для проведения социокультурных практик в Великобритании. Я уверена, что в обучении и воспитании подрастающего поколения важно уделять внимание семейным духовным ценностям, традициям школы, изучению особенностей своей малой родины.
Классное руководство
Воспитывать патриотизм нужно через любовь к своей семье, школе, поселку. Тематические классные часы направлены на развитие нравственности: «Чувство долга», «Ответственен перед собой», «Даю слово!», «Я защищу тебя!», «Тебе нужна моя поддержка!»; на развитие патриотизма: «Я – частица мира», «Мой дом», «Традиции», «Мои соседи», «Подарки», «Школа среди сосен», «Горжусь тобою, Пермь!»
Большую помощь в сплочении коллектива класса оказывают родители. Сделав три выпуска и воспитывая сейчас детей восьмого класса, отмечаю, что «только в тесном союзе с родительским коллективом можно достичь намеченных целей при условии выработки единых требований ибо родители являются партнёрами в процессе обучения и воспитания детей» [2].
Создан клуб «Корни», совместными проектами детей и родителей которого стали «Семейное древо», «Не забывайте учителей», «Самая старая фотография моей семьи», «Профессии и традиции семьи» вызывает у детей чувство гордости, толерантности, сопричастности и желание продолжить дело родителей, таким образом вырабатывается умение сделать выбор своей будущей профессии, а это - гражданская позиция.
Как результат постоянной работы, направленной на создание комфортного микроклимата для учёбы и общения, для развития лидерских и организаторских качеств, а также в результате совместной деятельности всех участников образовательного процесса в классах, где я была классным руководителем, была 100% успеваемость, 2 золотых медалиста; 4 серебряных медалиста; 18 хорошистов; 12 участников региональных олимпиад по различным предметам.
Мой многолетний опыт по обучению и воспитанию детей показывает, что только во взаимодействии педагога, ребёнка и родителей, через проектную деятельность, через рефлексию своей деятельности, в совместном творческом поиске, происходит, с одной стороны, становление и развитие профессионального мастерства учителя, с другой стороны, максимальное раскрытие потенциала ученика, его личностное самоопределение и становление гражданской позиции.
Используемая литература
1. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 гг. – Т.2. - М., 1992
2. Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы. Учебное пособие.- М.: ИЦ МарТ Феникс, 2010
3. Лесняк В.И. Патриотическое воспитание: проблемы и пути их решения . ж.Педагогика и жизнь №5 - 2006
4. Никандров Н.Д., Россия: Социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.-М. :Педагогическое общество России, 2000
5. Никандров Н.Д., Россия: Ценности общества на рубеже XXI века.-М.: Педагогическое общество России, 1997
6. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей
М.: Издательство "Планета 2000", 2002
7. www.librero.ru/article/social/patriotik.htm
8. www.referats.
Л.А.Бакланова
Учитель английского языка высшей категории
МБОУ «СОШ №65 с углубленным изучением английского языка» г. Пермь, стаж 29 лет
Практический психолог, стаж 20 лет
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.