Неотъемлемой частью процесса специального обучения музыканта является навык чтения нот с листа.
Я. Рябинков
Что же такое – хорошее чтение с листа? На этот вопрос есть разные, но взаимодополняющие ответы: «…это понимание характера читаемой музыки, свидетельствующее об общей музыкальной культуре исполнителя и проявляющееся в окраске звука, динамике, характере штрихов»; «…хорошо читающий умеет держать первоначальный темп, владеет внутренней пульсацией. В то же время ритм его не строго метричен, а следует живому течению музыки»; «…ясная фразировка, умение показать динамику…уверенное ориентирование в высоких позициях и в тональностях со многими знаками»; «…читают тогда хорошо, когда это делают не задумываясь».
В психологическом плане чтение с листа существенно отличается от других видов игры по нотам, так как требует особой сосредоточенности и использования всех способностей интеллекта и эмоционального самовыражения.
Если читающий с листа стремится как можно полнее передать выразительность музыки, то такое чтение нот – художественный процесс.
Для умеющего читать с листа открывается возможность самостоятельно знакомиться с новым репертуаром, пополнять его новыми произведениями и расширять свой музыкальный кругозор. Таким образом чтение с листа имеет большое развивающее значение и способствует общему профессиональному росту учащегося.
При чтении литературного текста взрослому читателю не обязательно рассматривать каждую букву. По нескольким начальным буквам он может догадаться о смысле всего слова, а дальше и фразы. Также и при чтении нот с листа необходимо развивать способность ускоренного восприятия нотного текста, уметь одним взглядом охватить по возможности все нотные и буквенные обозначения.
Основные факторы – музыкальный слух и чувство ритма – определенно влияют на развитие навыка чтения с листа, помогая «зрительно прочесть» мелодию и ритм музыкального произведения.
К ним нужно присоединить как развивающие моменты: подбор по слуху, транспонирование, пение с дирижированием.
Основными составляющими этой области являются знания, получаемые учащимися на уроках сольфеджио, теории музыки, музыкальной литературе и задача педагога по специальности найти им практическое применение.
Следующей ступенью в развитии чтения нот с листа является способность опережать развитие музыкальной мысли или « забегания глазами вперед».
Умение читать с листа, как любое другое профессиональное умение, вырабатывается согласно общему методическому принципу «от знания – к навыку». Каждый педагог теоретически представляет себе некоторые моменты обучения учащихся этому навыку, основанные на личном опыте. Поэтому нельзя четко определить последовательность методических указаний и придерживаться строгих правил в преподавании данного предмета, но некоторые направления можно выделить в последовательности «от простого к сложному».
В начальный период обучения особенно важно развивать музыкальный слух, одним из основных компонентов которого «является способность слухового представления музыкального материала». Наиболее эффективными формами можно назвать подбор по слуху, транспонирование и чтение с листа.
Это именно то, чем занимаются учащиеся начальных классов на уроках сольфеджио.
Подбор по слуху можно начинать в период до изучения нот. Несложные мелодии следует несколько раз пропеть и запомнить, а затем подобрать на инструменте. Для этой цели можно использовать струну «ре», так как она больше соответствует диапазону детского голоса.
Транспонирование предварительно выученной мелодии следует осуществлять вначале на квинту вверх или вниз (это легче, так как сохраняется аппликатура) и только в дальнейшем на другие интервалы.
Пение с движениями рук – эффективный прием, подготавливающий к чтению с листа на инструменте. Основной смысл его заключается в том, чтобы ученик получил первые навыки чтения без инструмента, а потом закрепил их на скрипке. Пение с движениями рук позволяет выработать навык «забегания глазами вперед», так как внимание ученика, не отвлекаемое техническими и интонационными трудностями, легче направить на одну или несколько нот, которые ему предстоит спеть.
Далее чтение с листа продолжается на инструменте и проходит несравненно продуктивнее:
Ученик, уже имея представление об исполняемом фрагменте (как двигательное, так и звуковысотное), работает уже более осознанно.
Прием чтения с листа при помощи пения с движениями рук можно разделить на две ступени сложности.
Задача первой ступени заключается в том, чтобы помочь ученику выработать слуховое представление несложного нотного текста: вижу (текст) – слышу – пою (с движениями рук) – играю (на инструменте). Вначале следует использовать примеры в диапазоне струны «ре», удобным для пения.
На второй ступени ученик должен научиться читать с листа более сложные в ритмическом отношении тексты также при помощи пения с движениями рук, пропевая примеры с отсчетом метрических долей.
Это примеры помогают ученику ощутить непрерывность движения музыки, равномерность пульсации.
Следующий этап освоения чтения с листа следует обратить на более художественное исполнение нотного материала, соблюдая при чтении указанные нюансы.
Также необходимо дать ученику представление о музыкальном темпе, о связи темпа с характером музыки. Оно должно быть не количественным (как о скорости), а качественным (как о характере движения музыки): медленные темпы – это спокойная кантилена, неторопливая песня, романс или торжественное шествие; средние темпы выражают размеренность, упорядоченность, где вся «техника» должна быть «прослушана» и сыграна в спокойном, «удобном» темпе. Быстрые темпы передают эмоции, связанные с активными действиями.
Простой арифметический счет, который используется на начальном темпе прочитывания нотного текста, является необходимым вспомогательным средством. Однако длительное использование такого счета нежелательно, так как может приобрести механический характер. И задача педагога направить ученика на более живое исполнение, передающее его личные чувства. Может быть, этим и объясняется многообразие интепретаций одного и того же сочинения?
Одновременно с чтением следует проводить и посильный для ученика теоретический анализ музыкального текста, выясняя, как строится мелодия (встречаются ли в ней повторы, секвенции), где границы фраз, предложений, каков тональный план т.д.
Особенно подробно следует проанализировать фразировку. Для объяснения принципа фразировки мы прибегаем к различным сравнениям, сохраняющим все же главный принцип: начало – кульминация – уход. Начиная фразу, советуем пользоваться небольшим количеством смычка, подход к кульминации – увеличение количества смычка и переход к его более звучной части – середине; конец фразы – тихий уход, постепенное затихание.
Учитывая дефицит времени ученика и зачастую перегруженную программу, мы считаем, что регулярное 15-20минутное чтение в классе раз в неделю – тот минимум, который необходимо уделять этой важной стороне музыкального обучения. Конечно, ученику следует читать самостоятельно и дома.
Чтение с листа – искусство, доступное каждому музыканту, проявившему при этом настойчивость и терпение.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.