13.02.2013 0
Развитие речи учащихся
Во многих пословицах и поговорках говорится о слове и русском языке, который является «общим нашим инструментом, орудием мысли, чувства и дела». [1,3]. Под влиянием социальных сдвигов нашего времени изменение в структуре общественно-политического строя приводят к известному расшатыванию традиционных литературных норм. Русская речь звучит сегодня на радио и телевидении гораздо демократичнее, чем в предыдущие годы. Молодое поколение повторяет слова, «залепанные многими губами». [2;3].
Н.К Рерих писал: «…Но не скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, выразительности, о вместительности своего родного языка». [6,3]. У школьников необходимо воспитывать языковой эстетический идеал, помочь прибрести им убеждение, что «…родной язык не только универсальное средство общения людей, национально-культурное общение, но и эстетический феномен, способный вызвать языковое эстетическое чувство». [6,3].
Развитие речи вошло в программы русского языка и в учебники, в настоящее время расценивается как главная задача. Но, несмотря на сумму полученных заданий, многие выпускники школ по-прежнему весьма слабо ориентируются в вопросах, связанных с культурой речи. Это, например, показывают результаты централизованного тестирования по русскому языку, уже несколько лет проводимого в нашей стране. Их трех разделов текста: «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи», - как показывает опыт, самым сложным является последний раздел.
Для учителя-словесника развитие речи учащихся – наиболее важная и трудоемкая задача. В своей педагогической практике часто сталкиваюсь с проблемой развития коммуникативных и языковых компетенций у учащихся.
Чтобы максимально развить речь ребенка, учитель-словесник должен учить детей речевому творчеству, адекватному восприятию чужой речи, развивать навыки устной и письменной речи, воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Обращаясь к историческому аспекту развития русского языка, можно увидеть, что изучением культуры речи занимался М.В. Ломоносов. Последователи Ломоносова – Н.М. Карамзин, А.И. Галич продолжили работу ученого деятеля. «Раскрытие А.И. Галичем признаков «современного языка» - это, по существу, теоретическое обращение к основным категориям и принципам, определяющим и характеризующим образцовый язык с точки зрения лучших качеств речи». [6,8].
В наши дни интерес к культуре речи продолжает возрастать. Это связано с социальными и общественно-политическими изменениями в обществе. Какова современная концепция культуры речи? Культура речи – понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка, его норма. Становление норм современного литературного языка неразрывно связано с А.С. Пушкиным. Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднороден, состоявший из диалектов, просторечия и других обособленных образований. Пушкин сумел на основе разных проявлений народного языка создать язык, принятый обществом. С появлением литературного языка возникает и культурная речь, состоящая из нормативного, этического и коммуникативного аспекта.
Нормативный аспект культуры речи требует создания определенного текста, который с максимальной эффективностью будет выполнять поставленные задачи общения или коммуникативные задачи.
Второй аспект – коммуникативный, требующий активный речевой деятельности с использованием литературного языка. Как отмечал С. И. Ожегов, что «высокая культура речи – это умение правильно и выразительно передавать свои мысли средством языка, которая заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее уместное и, следовательно, стилистически оправданное». [7,17].
Этический аспект требует знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий.
Культура речи тесно взаимосвязана с языком. Язык – общая схема всех «речений». В школе изучается язык для совершенствования речи учащихся. К сожалению, познавательные и духовно-нравственные горизонты школьника сейчас в большей мере определяется средствами массовой информации, журнальной литературой, популярной эстрадной музыкой, низкопробными фильмами, рекламными роликами. На смену традиционным методам в последнее время пришли интегральные технологии, где решающее место занял компьютер. Несомненно, это приводит к расширению интеллекта ребенка, но постепенно происходит отторжение школьника от общения с окружающими людьми, в жизни школьника становится невостребованным языковое и коммуникативное обучение.
Учитель-словесник в своей педагогической практике опирается на определенную и установленную им методику преподавания уроков развития речи. В нашей педагогической деятельности уделяется внимание развитию языковой культуры у учащихся в учебно-познавательной деятельности при изучении русского языка посредством работы с текстом. Поэтому вводятся в практику работы, которые позволяли бы ученику видеть в каждом уроке урок осмысления жизни. Воспитываются через текст нравственные качества личности, нравственные основы поведения и формируется языковая культура. Необходимо сформировать у детей языковую потребность, стремление пользоваться разнообразными языковыми и речевыми средствами родного языка, понимание того, какие преимущества дают разнообразные языковые и речевые умения, как с их помощью можно мыслить, выражать себя.
Школьные уроки с применением текстов нравственного характера развивают в детях уверенность в себе, способность решать проблемы и создавать здоровую обстановку в своем окружении; готовность содействовать делу справедливости в их повседневной жизни; уважение прав друг к другу, другим людям, школе и обществу. Поэтому стараемся предоставить ученикам возможность общаться на уроке друг с другом и с учителем на равных, самостоятельно строить процесс познания.
Глядя на привычное «новыми глазами», стараемся осуществлять свободный поиск методических идей и приемов. На наш взгляд, изучая текст, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, разных эпохах, учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать и исправлять свои ошибки, овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи. Личность ученика и язык вступают как взаимосвязанные части одних и тех же структур. Поэтому необходимо, чтобы Слово для подростка стало явлением, событием, ключом к познанию мира и высшего смысла. Уроки развития речи являются главным связующим звеном в формировании коммуникативных и языковых компетенций у учащихся. Сформировать мотивацию можно, если ребенок ощутит, что, овладев тем или иным умением, он расширяет свои возможности в области знаний родного языка.
Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы и методы, зависящие от личности самого учителя, и от его специфики учебного предмета. Русский философ И.А. Ильин отмечал: «Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть России, когда они познают и почувствуют нашу речь. А до тех пор Россия им будет непонятна и недоступна». [1, 46]. Но в первую очередь сами русские должны «познать и почувствовать» русский язык, так как многие из них недостаточно хорошо его знают. И только русские несут ответственность за состояние русского языка, его дальнейшее развитие, обогащение, его достойное место в мире. Формирование языковой культуры - это сложнейшая деятельность, включающая в себя использование языковых средств, предполагающих сознательное отношение к системе языка, его категориям и нормам, умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать. Нам, учителям – словесникам, необходимо показать детям красоту русского слова, продолжать развивать эстетическое чувство к языку, так как молодое поколение является проводником сохранения русской культуры слова в будущем.
Список литературы
1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. - М:. Издательство РАПС, 2005. - 581с.
2. Голуб И.Б. Книга о хорошей речи – М:. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.- 268 с.
3. Колесов В.В Гордый наш язык - издание 2, АВОЛОН, Санкт-Петербург, 2007.-346 с.
4. Лымарь Н.А. Азы красноречия – М:. Институт учебника «Пайдея», 1998.- 227с.
5. Любичева Е.А. Учиться языку как искусству – Санкт-Петербург, «Паритет», 2005.- 264 с.
6. Русский язык в школе. - 2004. - № 6.
7. Ширяев Е.Н. Культура русской речи: учеб. пособие – М:. Издательство НОРМА, 2005. – 549 с.
Н.К Рерих писал: «…Но не скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, выразительности, о вместительности своего родного языка». [6,3]. У школьников необходимо воспитывать языковой эстетический идеал, помочь прибрести им убеждение, что «…родной язык не только универсальное средство общения людей, национально-культурное общение, но и эстетический феномен, способный вызвать языковое эстетическое чувство». [6,3].
Развитие речи вошло в программы русского языка и в учебники, в настоящее время расценивается как главная задача. Но, несмотря на сумму полученных заданий, многие выпускники школ по-прежнему весьма слабо ориентируются в вопросах, связанных с культурой речи. Это, например, показывают результаты централизованного тестирования по русскому языку, уже несколько лет проводимого в нашей стране. Их трех разделов текста: «Орфография», «Пунктуация», «Культура речи», - как показывает опыт, самым сложным является последний раздел.
Для учителя-словесника развитие речи учащихся – наиболее важная и трудоемкая задача. В своей педагогической практике часто сталкиваюсь с проблемой развития коммуникативных и языковых компетенций у учащихся.
Чтобы максимально развить речь ребенка, учитель-словесник должен учить детей речевому творчеству, адекватному восприятию чужой речи, развивать навыки устной и письменной речи, воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Обращаясь к историческому аспекту развития русского языка, можно увидеть, что изучением культуры речи занимался М.В. Ломоносов. Последователи Ломоносова – Н.М. Карамзин, А.И. Галич продолжили работу ученого деятеля. «Раскрытие А.И. Галичем признаков «современного языка» - это, по существу, теоретическое обращение к основным категориям и принципам, определяющим и характеризующим образцовый язык с точки зрения лучших качеств речи». [6,8].
В наши дни интерес к культуре речи продолжает возрастать. Это связано с социальными и общественно-политическими изменениями в обществе. Какова современная концепция культуры речи? Культура речи – понятие многозначное. Одна из основных задач культуры речи – это охрана литературного языка, его норма. Становление норм современного литературного языка неразрывно связано с А.С. Пушкиным. Язык русской нации к моменту появления литературного языка был весьма неоднороден, состоявший из диалектов, просторечия и других обособленных образований. Пушкин сумел на основе разных проявлений народного языка создать язык, принятый обществом. С появлением литературного языка возникает и культурная речь, состоящая из нормативного, этического и коммуникативного аспекта.
Нормативный аспект культуры речи требует создания определенного текста, который с максимальной эффективностью будет выполнять поставленные задачи общения или коммуникативные задачи.
Второй аспект – коммуникативный, требующий активный речевой деятельности с использованием литературного языка. Как отмечал С. И. Ожегов, что «высокая культура речи – это умение правильно и выразительно передавать свои мысли средством языка, которая заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее уместное и, следовательно, стилистически оправданное». [7,17].
Этический аспект требует знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий.
Культура речи тесно взаимосвязана с языком. Язык – общая схема всех «речений». В школе изучается язык для совершенствования речи учащихся. К сожалению, познавательные и духовно-нравственные горизонты школьника сейчас в большей мере определяется средствами массовой информации, журнальной литературой, популярной эстрадной музыкой, низкопробными фильмами, рекламными роликами. На смену традиционным методам в последнее время пришли интегральные технологии, где решающее место занял компьютер. Несомненно, это приводит к расширению интеллекта ребенка, но постепенно происходит отторжение школьника от общения с окружающими людьми, в жизни школьника становится невостребованным языковое и коммуникативное обучение.
Учитель-словесник в своей педагогической практике опирается на определенную и установленную им методику преподавания уроков развития речи. В нашей педагогической деятельности уделяется внимание развитию языковой культуры у учащихся в учебно-познавательной деятельности при изучении русского языка посредством работы с текстом. Поэтому вводятся в практику работы, которые позволяли бы ученику видеть в каждом уроке урок осмысления жизни. Воспитываются через текст нравственные качества личности, нравственные основы поведения и формируется языковая культура. Необходимо сформировать у детей языковую потребность, стремление пользоваться разнообразными языковыми и речевыми средствами родного языка, понимание того, какие преимущества дают разнообразные языковые и речевые умения, как с их помощью можно мыслить, выражать себя.
Школьные уроки с применением текстов нравственного характера развивают в детях уверенность в себе, способность решать проблемы и создавать здоровую обстановку в своем окружении; готовность содействовать делу справедливости в их повседневной жизни; уважение прав друг к другу, другим людям, школе и обществу. Поэтому стараемся предоставить ученикам возможность общаться на уроке друг с другом и с учителем на равных, самостоятельно строить процесс познания.
Глядя на привычное «новыми глазами», стараемся осуществлять свободный поиск методических идей и приемов. На наш взгляд, изучая текст, дети невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представление о разных сторонах жизни, разных эпохах, учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать и исправлять свои ошибки, овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи. Личность ученика и язык вступают как взаимосвязанные части одних и тех же структур. Поэтому необходимо, чтобы Слово для подростка стало явлением, событием, ключом к познанию мира и высшего смысла. Уроки развития речи являются главным связующим звеном в формировании коммуникативных и языковых компетенций у учащихся. Сформировать мотивацию можно, если ребенок ощутит, что, овладев тем или иным умением, он расширяет свои возможности в области знаний родного языка.
Создавая условия для успешного учения, каждый педагог ищет свои приемы и методы, зависящие от личности самого учителя, и от его специфики учебного предмета. Русский философ И.А. Ильин отмечал: «Пусть же другие народы поймут и запомнят, что им только тогда удастся увидеть и постигнуть России, когда они познают и почувствуют нашу речь. А до тех пор Россия им будет непонятна и недоступна». [1, 46]. Но в первую очередь сами русские должны «познать и почувствовать» русский язык, так как многие из них недостаточно хорошо его знают. И только русские несут ответственность за состояние русского языка, его дальнейшее развитие, обогащение, его достойное место в мире. Формирование языковой культуры - это сложнейшая деятельность, включающая в себя использование языковых средств, предполагающих сознательное отношение к системе языка, его категориям и нормам, умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать. Нам, учителям – словесникам, необходимо показать детям красоту русского слова, продолжать развивать эстетическое чувство к языку, так как молодое поколение является проводником сохранения русской культуры слова в будущем.
Список литературы
1. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие. - М:. Издательство РАПС, 2005. - 581с.
2. Голуб И.Б. Книга о хорошей речи – М:. Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.- 268 с.
3. Колесов В.В Гордый наш язык - издание 2, АВОЛОН, Санкт-Петербург, 2007.-346 с.
4. Лымарь Н.А. Азы красноречия – М:. Институт учебника «Пайдея», 1998.- 227с.
5. Любичева Е.А. Учиться языку как искусству – Санкт-Петербург, «Паритет», 2005.- 264 с.
6. Русский язык в школе. - 2004. - № 6.
7. Ширяев Е.Н. Культура русской речи: учеб. пособие – М:. Издательство НОРМА, 2005. – 549 с.
Т.Н. Зинькова, учитель русского языка и литературы,
О.В. Кулабухова, учитель начальных классов,
МБОУ «Большанская ООШ»
О.В. Кулабухова, учитель начальных классов,
МБОУ «Большанская ООШ»
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.