Переход на конкурсную систему отбора директоров школ: задачи, опыт регионов и предложения по нормативно-методическому обеспечению
По заказу Минобрнауки РФ АНО «Центр исследований корпоративных отношений» ведет научно-исследовательскую работу по формированию нормативно-методического обеспечения процедуры перехода на конкурсную систему отбора директоров школ. Специалистами был проведен комплексный анализ нормативно-правовой и методической базы на различных уровнях управления данным процессом – регион, муниципалитеты, школы. Был организован мониторинг деятельности муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации (72 муниципалитета и 63 школы из всех федеральных округов России). Изучалась система оценки эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений и то, каким образом внедряется в эту систему учет мнения учащихся и их родителей.
Обобщая региональный опыт по разработке показателей эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений, а также лучших практик процесса перехода на конкурсную систему отбора руководителей общеобразовательных учреждений в субъектах Российской Федерации, можно выделить направления деятельности руководителя, которые должны быть учтены при оценке ее эффективности:
- качество и общедоступность общего образования в учреждении;
- создание условий для осуществления учебно-воспитательного процесса;
- кадровые ресурсы учреждения;
- социальный критерий;
- эффективность управленческой деятельности.
Отдельные регионы, например, Костромская область, помимо перечисленных направлений отмечали следующие направления для оценки деятельности руководителей общеобразовательных учреждений:
- обеспечение деятельности образовательного учреждения в соответствии с законодательством;
- финансовое обеспечение образовательной деятельности;
- обеспечение государственно-общественного характера управления образовательным учреждением;
- оценка эффективности деятельности руководителя образовательного учреждения родителями, обучающимися и общественностью.
Последнее направление говорит о том, что регионы отмечают значимость учета мнения потребителей образовательных услуг.
Интересный опыт реализован в нескольких регионах - основным информационным источником при оценке эффективности работы директора является Публичный отчет общеобразовательного учреждения, ежегодно представляемый руководителем Учредителю и размещаемый на сайте школы. Данные публичного отчета учреждения позволяют оценить эффективность управления учреждением по пяти основным направлениям:
- эффективность реализации образовательной программы ОУ;
- эффективность инновационной (научной, методической, организационной) деятельности общеобразовательного учреждения;
- эффективность реализации государственно-общественного характера управления общеобразовательным учреждением;
- эффективность финансово-экономической и имущественной деятельности общеобразовательного учреждения;
- уровень исполнительской дисциплины.
Таким образом, при оценке эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений должны быть учтены три основных вектора оценки:
Вектор «Личностные и профессиональные компетенции» нереализуем без участия школьного психолога, который проводит комплексную оценку компетенций руководителя – не только с помощью психологических тестов, но и с помощью методов наблюдения, опроса окружения, социометрии. Данный момент должен быть обязательно закреплен нормативно, должны быть разработаны методические рекомендации для психологов школы по их участию в конкурсном отборе директоров.
По результатам мониторинга были сформулированы критерии оценки эффективности деятельности директора школы при конкурсном отборе:
- Оценка качества результатов образовательного процесса в ОУ
- Оценка качества результатов воспитательного процесса в ОУ
- Оценка расширения спектра образовательных программ и качества образовательных услуг в соответствии с социальным заказом
- Кадровые условия реализации образовательного процесса в ОУ
- Материально-технические условия реализации образовательного процесса в ОУ
- Создание комфортных условий для участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей)
- Система управления организацией
- Профессиональная компетентность руководителя ОУ (деятельностная и личностная составляющая)
Задачами оценки эффективности профессиональной деятельности руководителей, кроме собственно принятия решения об объемах вознаграждения регионы видят:
- получение объективных данных о текущем состоянии, в динамике успешности, конкурентоспособности деятельности руководителей образовательных учреждений на основе внешней экспертной оценки деятельности;
- выявление потенциала и проблемных направлений для работы по повышению эффективности деятельности руководителей образовательных учреждений согласно полученным данным;
- проведение системной самооценки руководителем собственных результатов профессиональной деятельности.
Учет мнения родителей и учащихся целесообразно проводить по следующим критериям оценки эффективности работы руководителей общеобразовательных учреждений, применяются в следующих направлениях оценки:
- материально-технические условия реализации образовательного процесса в ОУ;
- создание комфортных условий для участников образовательного процесса (учителей, учащихся, родителей);
- система управления организацией.
Методом анкетирования выявляется информация по следующим показателям при учете мнения родителей и учащихся:[j]
- определение доли учащихся, удовлетворенных информационной средой обучения от общего числа учащихся ОУ с учетом результатов анкетирования (опроса) учащихся;
- определение доли родителей, удовлетворенных информационной средой обучения от общего числа родителей ОУ с учетом результатов анкетирования (опроса) родителей;
- определение доли родителей, удовлетворенных развитием материальной базы ОУ для занятий физической культурой от общего числа родителей с учетом результатов анкетирования (опроса) родителей учащихся;
- определение доли родителей, удовлетворенных реализацией в ОУ программ оздоровления школьников от общего числа родителей с учетом результатов анкетирования (опроса) родителей учащихся;
- определение доли родителей, удовлетворенных реализацией в ОУ инклюзивного образования детей с проблемами физического развития от общего числа родителей с учетом результатов анкетирования (опроса) родителей учащихся;
- определение доли учащихся, удовлетворенных обеспечением безопасности здоровья и условиями обучения (санитарно-гигиенические условия, безбарьерная среда, школьное питание, психологический комфорт и т.д.) от общего числа учащихся ОУ с учетом результатов анкетирования (опроса) учащихся;
- определение доли родителей, удовлетворенных обеспечением безопасности здоровья и условиями обучения (санитарно-гигиенические условия, безбарьерная среда, школьное питание, психологический комфорт и т.д.) от общего числа родителей ОУ с учетом результатов анкетирования (опроса) родителей;
- определение доли родителей, удовлетворенных полнотой и доступностью информации о деятельности школы (наличие и качество школьного сайта, система оперативного информирования, публичных докладов администрации, внешней оценки результатов деятельности школы и т.п.) от общего числа родителей ОУ с учетом результатов анкетирования (опроса) родителей;
- определение доли родителей, удовлетворенных изменением полномочий органов самоуправления и органов государственно-общественного управления по решению актуальных задач функционирования и развития общеобразовательного учреждения от общего числа родителей ОУ с учетом результатов анкетирования (опроса) родителей.
Основанием для оценки результативности профессиональной деятельности руководителей общеобразовательных учреждений, таким образом, могут служить как формальные результаты деятельности школы, выраженные в количественных показателях, так и результаты социологической информации полученной при опросе участников образовательного процесса, однако в большинстве случаев используется экспертное оценивание, на основе формальных показателей.
Создание системы критериев и показателей это только малая часть решения проблемы оценки результатов деятельности руководителей, важно видеть эту работы целиком, включая решение технологических проблем.
На основе критериев необходимо в дальнейшем разработать соответствующий инструментарий для их определения, а также разработать технологическую модель оценки на основе автоматизированной информационной системы (АИС), включая разработку электронной оболочки системы внешней оценки качества образования, возможно включающей электронную аттестацию педагогов и управленцев.
В данной области накоплен региональный и муниципальный опыт. К элементам такого опыта можно отнести:
- формирование показателей, утверждаемые на республиканском уровне, позволяющие оценить деятельность руководителя общеобразовательного учреждения;
- утверждение Положением системы показателей качества и результативности труда руководителей общеобразовательных учреждений со значениями индикаторов;
- создание электронной системы учета качества и результативности труда руководителей;
- определение механизмов заполнение оценочных бланков путем внесения данных в электронную систему.
В этом контексте одним из ключевых факторов качества и эффективности дальнейшего совершенствования показателей, методик, технологии системы конкурсного отбора директоров школ являются успешные практики регионов страны и их сотрудничество с методологами в сфере управления образованием.
Авторы: Сазанова Мария Владимировна, Данилова Ольга Анатольевна
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.