Колганова Татьяна Николаевна,
23.02.2013 0
Русские обычаи и обряды. Истоки, традиции и современность. Исследовательская работа по устному народному творчеству "Ах, эта свадьба!"
Выполнена учителем русского языка и литературы
ГБОУ средняя школа №569
Колгановой Т.Н.
Неужели это будет,
Неужели я дождусь –
Белянку рядышком посадят,
Неужели насижусь?
Хорошо гармонь играет,
Слова выговариват.
Хорошо с милым сидеть –
Замуж уговариват!
Полно, миленький сердиться,
Полно губы надувать,
Пришло времечко жениться,
Пора свадебку играть
Приду с улицы домой,
Об пол топну я ногой,
Хоть корову продавай,
Меня замуж отдавай!
Косить буду сенокос.
Дроля придет на покос.
Глянько, родной батюшко,
Какой фортовый зятюшко!
Если ягода созрела,
Надо ягоду срывать.
Звать невестой надоело,
Знать, пора женою звать!
Позволь, батюшка жениться,
Позволь взять, кого хочу.
Не позволишь мне жениться –
Я те скулы сворочу!
Ах, эта свадьба!
Приходилось ли вам задумываться, отчего множество волшебных сказок заканчивалось свадьбой?
Главный герой появляется на свете, растет, достигая некоторого возраста, отправляется в путь, встречает новых друзей, совершает подвиги, достигает своей цели, возвращается домой уже в новом качестве и тут – свадьба, где жених – князь, а невеста – княгиня.
(Свадьба - общеслав. образовано с помощью –ьба от сватъ
Сват – «-» суф. производ. от той же местоим. основы, что и свой
Свой – общеслав. общеиндоевропейского характера – собственный. Особа)
Стремление к красоте и истине, искра Божья, «королевское начало» - есть в каждом человеке, но нужно проделать длинный и сложный путь для того, чтобы уникальный индивидуальный дар каждого человека (как у сказочного героя) был применен и раскрыт.
Свадьба в русской традиции - коронование. Это этап, когда «королевское начало» героя получает предметное воплощение. Жених – князь, а невеста – княгиня. И свадьба как символ завершенности процесса воссоединения, восстановления целостности.
Об этом гласит народная мудрость.
ГБОУ средняя школа №569
Колгановой Т.Н.
Неужели это будет,
Неужели я дождусь –
Белянку рядышком посадят,
Неужели насижусь?
Хорошо гармонь играет,
Слова выговариват.
Хорошо с милым сидеть –
Замуж уговариват!
Полно, миленький сердиться,
Полно губы надувать,
Пришло времечко жениться,
Пора свадебку играть
Приду с улицы домой,
Об пол топну я ногой,
Хоть корову продавай,
Меня замуж отдавай!
Косить буду сенокос.
Дроля придет на покос.
Глянько, родной батюшко,
Какой фортовый зятюшко!
Если ягода созрела,
Надо ягоду срывать.
Звать невестой надоело,
Знать, пора женою звать!
Позволь, батюшка жениться,
Позволь взять, кого хочу.
Не позволишь мне жениться –
Я те скулы сворочу!
Ах, эта свадьба!
Приходилось ли вам задумываться, отчего множество волшебных сказок заканчивалось свадьбой?
Главный герой появляется на свете, растет, достигая некоторого возраста, отправляется в путь, встречает новых друзей, совершает подвиги, достигает своей цели, возвращается домой уже в новом качестве и тут – свадьба, где жених – князь, а невеста – княгиня.
(Свадьба - общеслав. образовано с помощью –ьба от сватъ
Сват – «-» суф. производ. от той же местоим. основы, что и свой
Свой – общеслав. общеиндоевропейского характера – собственный. Особа)
Стремление к красоте и истине, искра Божья, «королевское начало» - есть в каждом человеке, но нужно проделать длинный и сложный путь для того, чтобы уникальный индивидуальный дар каждого человека (как у сказочного героя) был применен и раскрыт.
Свадьба в русской традиции - коронование. Это этап, когда «королевское начало» героя получает предметное воплощение. Жених – князь, а невеста – княгиня. И свадьба как символ завершенности процесса воссоединения, восстановления целостности.
Об этом гласит народная мудрость.
- Не женат – не человек.
- Не та счастлива, которая у отца, а та счастлива, которая у мужа.
- Худ мой Устин, да лучше с ним.
- Худ мой мужичишка, а завалюсь за него – не боюсь никого.
- Побереги Бог мужа, не возьмет нужа.
- Дай Бог, с кем венчаться, с тем и кончаться.
- Семья воюет, а одинокий горюет.
- Одному спать – и одеяльце не тепло.
- Холостой – полчеловека.
Свадьба – торжественный ввод в новое достоинство, где муж и жена должны жить вместе.
Один мужчина с одной женщиной, потому что самая глубинная потребность человека в верности и преданности другого… И жизни мало, чтобы понять друг друга. Очень важно настроить себя на служение другому, не прислуживание, а взаимное служение, стремиться к контакту. И поэтому каждой свадьбе – свой век, свой срок.
День вступления в брак – зеленая свадьба, праздник молодости и любви.
Год – ситцевая, в жизнь молодых уже вошла повседневность.
5 лет – деревянная свадьба
7 лет – медная свадьба, когда обмениваются медным монетками, порукой дальнейшей счастливой жизни.
8 лет – жестяная свадьба и как символ – новая блестящая кухонная посуда.
10 лет – розовая свадьба, день роз (красных!).
15 лет – стеклянная свадьба, как напоминание о том, что между супругами отношения должны быть чистыми, как стекло,
20 лет – фарфоровая свадьба, 25 лет – серебряная, 30 лет – жемчужная, 35 лет – полотняная, 40 лет – алюминиевая, 50 – золотая (с новыми кольцами), 60 лет – бриллиантовая свадьба, 75 лет – коронная (почти в сказке!).
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье нас самих
Во всех других,
Как бы им в даренье.
Только свадьба, вглубь окон
Рвущаяся снизу,
Только песня, только сон,
Только голубь сизый.
(Б.Л. Пастернак)
Восторг, удивление, гордость и самые теплые воспоминания вызывают у меня наши южные казачьи свадьбы, в которых отразились традиции и обрядность и русских, и молдаван, и украинцев. На таких свадьбах я побывала несколько раз в своей жизни в разных качествах: гостья, дружка, старшая дружка, невеста, нанашка (посаженная мать).
Мой суженый, как и положено по семантике слова, от судьбы, что посылает невесте жениха. Да и я как невеста оказалась неизвестная, неведомая.
Сватовство было тоже почти по правилам, но только почти. А вот как следовало бы: сваты (родственники со стороны жениха) с хлебом (калачом) и вином (а можно еще и с посохом) входят в дом к невесте и говорят с отцом (а у меня – с матерью и бабушкой). Кстати, посох для постукиваний, выражающих нетерпеливое желание услышать вопрос о причине прихода, так как разговоры ведутся издалека. Ведь есть опасность услышать: «Спасибо на любви сваты, но нынче отдавать дочку не хотим». Но если призывают дочь и ей нравится жених, то всем сватам дарят (перевязывают через плечо) по вышитому рушнику или полотенцу.
С этим радостным знаком старосты (сваты) идут к жениху, жених ведет их к отцу и все назначают день свадьбы. С этого дня ежедневно жених посещает невесту, к которой все эти дни ходят ее подруги (но без песен, без даров).
Когда-то моя бабушка, Евфросиния Михеевна Звягинцева, а в девичестве Каракулина рассказывала мне, что жених имеет дозволение, если желает, с невестой быть наедине и даже ночевать, причем строго воспрещается предпринимать что-либо противное целомудрию невесты (такой же обычай описан Забылиным в кн. «Русский народ, его обычаи и поэзия» 1996г. Ростов-на-Дону «Феникс»).
Очень приятно, когда приглашают по обычаю на свадьбу. Пекут калачи «на славу». Человек из дома, где устраивается торжество, обходит предполагаемых гостей, неся с собой вино и хлеб (калачи). В каждом доме он угощает хозяина, приветствуя его и приглашая на праздник: «Просыли мамуня и татко, молодый и молодая – будьте ласковы прийти на весiля».
Бракосочетание по правилам назначалось в воскресенье, после субботнего девичника у невесты. Но теперь два дня, начиная с субботы, «смешивают» всех гостей вместе, со стороны жениха и со стороны невесты. «Дружки» (девушки) и бояре (парни) садятся друг против друга за столы. В центре жених с невестой (молодые) с нанашулами (посаженными), «боярином» и старшей дружкой (в Средней полосе она зовется светелкою). В знак особого почета сваха и светелка пришивают боярам, старостам, нанашулам квитки, за что получают от них деньги. А молодые сидят на подушках (в Сред. полосе России на мехах шубой кверху). Перед ними каравай с запеченными деньгами, который будут резать только на следующее утро и есть с медом (так как уже не горько, а сладко). Молодые и нанашула принимают дары.
Когда молодые под руку входят в дом (или во двор) родителей жениха, то свёкор и свекровь встречают молодых хлебом-солью на вышитом рушнике и благословляют семейной иконою.
Ни одна свадьба не обходится без того, что невесту крадут. Причём выкупать её должен старший боярин, а крадёт чаще брат. Когда его находят, он сидит рядом с невестой (своей сестрой) и не отдаёт её. Ему сначала предлагают разное, например, «налить», или курицу, или конфеты, или… грабли, но он отказывается. Весёлый торг длится до тех пор, пока брат не получит денег, всех до последнего рубля, что назначены им в качестве выкупа за невесту. (В Древнем Риме существовал похожий обычай. Но если кольцо на руке жениха, то она уже не продаётся)
Перед женихом и невестой всегда ставилась одна тарелка. Хотя раньше во время пира им есть и не полагалось, но курица, пирог со свининой, свечи рядом с молодыи.
Свадьба в доме жениха продолжается и после того, как к полуночи жених и невесту уводят спать. С невесты снимают фату и надевают платок. Молодые уходят спать в дом невесты.
На следующий день свадьба отправляется «за сладким». Снова посох у старосты, играет гармошка, всю дорогу в дом жениха пляшут, выкрикивают озорные частушки, прибаутки. Например,
У меня милого нет,
Что же я поделаю?
Возьму палку и топор
Пойду в сарай и сделаю!
А посох с красными ленточками - красный флаг, за которым все гости идут в дом жениха с угощением в дом невесты. Их встречают словами:
- Хлеб-соль берём, а вас пировать зовём! От добрых людей хлеб-соль. А молодых в придачу!
И свадьба продолжается до поздней ночи, кто сколько выдержит…
А потом начинается семейная жизнь, которую строит по- своему, как сумеет, каждая пара. И это уже особая история, новое достоинство, свои обычаи и обряды, где муж и жена должны жить вместе.
Один мужчина с одной женщиной, потому что самая глубинная потребность человека в верности и преданности другого… И жизни мало, чтобы понять друг друга. Очень важно настроить себя на служение другому, не прислуживание, а взаимное служение, стремиться к контакту. И поэтому каждой свадьбе – свой век, свой срок.
День вступления в брак – зеленая свадьба, праздник молодости и любви.
Год – ситцевая, в жизнь молодых уже вошла повседневность.
5 лет – деревянная свадьба
7 лет – медная свадьба, когда обмениваются медным монетками, порукой дальнейшей счастливой жизни.
8 лет – жестяная свадьба и как символ – новая блестящая кухонная посуда.
10 лет – розовая свадьба, день роз (красных!).
15 лет – стеклянная свадьба, как напоминание о том, что между супругами отношения должны быть чистыми, как стекло,
20 лет – фарфоровая свадьба, 25 лет – серебряная, 30 лет – жемчужная, 35 лет – полотняная, 40 лет – алюминиевая, 50 – золотая (с новыми кольцами), 60 лет – бриллиантовая свадьба, 75 лет – коронная (почти в сказке!).
Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье нас самих
Во всех других,
Как бы им в даренье.
Только свадьба, вглубь окон
Рвущаяся снизу,
Только песня, только сон,
Только голубь сизый.
(Б.Л. Пастернак)
Восторг, удивление, гордость и самые теплые воспоминания вызывают у меня наши южные казачьи свадьбы, в которых отразились традиции и обрядность и русских, и молдаван, и украинцев. На таких свадьбах я побывала несколько раз в своей жизни в разных качествах: гостья, дружка, старшая дружка, невеста, нанашка (посаженная мать).
Мой суженый, как и положено по семантике слова, от судьбы, что посылает невесте жениха. Да и я как невеста оказалась неизвестная, неведомая.
Сватовство было тоже почти по правилам, но только почти. А вот как следовало бы: сваты (родственники со стороны жениха) с хлебом (калачом) и вином (а можно еще и с посохом) входят в дом к невесте и говорят с отцом (а у меня – с матерью и бабушкой). Кстати, посох для постукиваний, выражающих нетерпеливое желание услышать вопрос о причине прихода, так как разговоры ведутся издалека. Ведь есть опасность услышать: «Спасибо на любви сваты, но нынче отдавать дочку не хотим». Но если призывают дочь и ей нравится жених, то всем сватам дарят (перевязывают через плечо) по вышитому рушнику или полотенцу.
С этим радостным знаком старосты (сваты) идут к жениху, жених ведет их к отцу и все назначают день свадьбы. С этого дня ежедневно жених посещает невесту, к которой все эти дни ходят ее подруги (но без песен, без даров).
Когда-то моя бабушка, Евфросиния Михеевна Звягинцева, а в девичестве Каракулина рассказывала мне, что жених имеет дозволение, если желает, с невестой быть наедине и даже ночевать, причем строго воспрещается предпринимать что-либо противное целомудрию невесты (такой же обычай описан Забылиным в кн. «Русский народ, его обычаи и поэзия» 1996г. Ростов-на-Дону «Феникс»).
Очень приятно, когда приглашают по обычаю на свадьбу. Пекут калачи «на славу». Человек из дома, где устраивается торжество, обходит предполагаемых гостей, неся с собой вино и хлеб (калачи). В каждом доме он угощает хозяина, приветствуя его и приглашая на праздник: «Просыли мамуня и татко, молодый и молодая – будьте ласковы прийти на весiля».
Бракосочетание по правилам назначалось в воскресенье, после субботнего девичника у невесты. Но теперь два дня, начиная с субботы, «смешивают» всех гостей вместе, со стороны жениха и со стороны невесты. «Дружки» (девушки) и бояре (парни) садятся друг против друга за столы. В центре жених с невестой (молодые) с нанашулами (посаженными), «боярином» и старшей дружкой (в Средней полосе она зовется светелкою). В знак особого почета сваха и светелка пришивают боярам, старостам, нанашулам квитки, за что получают от них деньги. А молодые сидят на подушках (в Сред. полосе России на мехах шубой кверху). Перед ними каравай с запеченными деньгами, который будут резать только на следующее утро и есть с медом (так как уже не горько, а сладко). Молодые и нанашула принимают дары.
Когда молодые под руку входят в дом (или во двор) родителей жениха, то свёкор и свекровь встречают молодых хлебом-солью на вышитом рушнике и благословляют семейной иконою.
Ни одна свадьба не обходится без того, что невесту крадут. Причём выкупать её должен старший боярин, а крадёт чаще брат. Когда его находят, он сидит рядом с невестой (своей сестрой) и не отдаёт её. Ему сначала предлагают разное, например, «налить», или курицу, или конфеты, или… грабли, но он отказывается. Весёлый торг длится до тех пор, пока брат не получит денег, всех до последнего рубля, что назначены им в качестве выкупа за невесту. (В Древнем Риме существовал похожий обычай. Но если кольцо на руке жениха, то она уже не продаётся)
Перед женихом и невестой всегда ставилась одна тарелка. Хотя раньше во время пира им есть и не полагалось, но курица, пирог со свининой, свечи рядом с молодыи.
Свадьба в доме жениха продолжается и после того, как к полуночи жених и невесту уводят спать. С невесты снимают фату и надевают платок. Молодые уходят спать в дом невесты.
На следующий день свадьба отправляется «за сладким». Снова посох у старосты, играет гармошка, всю дорогу в дом жениха пляшут, выкрикивают озорные частушки, прибаутки. Например,
У меня милого нет,
Что же я поделаю?
Возьму палку и топор
Пойду в сарай и сделаю!
А посох с красными ленточками - красный флаг, за которым все гости идут в дом жениха с угощением в дом невесты. Их встречают словами:
- Хлеб-соль берём, а вас пировать зовём! От добрых людей хлеб-соль. А молодых в придачу!
И свадьба продолжается до поздней ночи, кто сколько выдержит…
А потом начинается семейная жизнь, которую строит по- своему, как сумеет, каждая пара. И это уже особая история, новое достоинство, свои обычаи и обряды, где муж и жена должны жить вместе.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.