Групповую работу характеризует непосредственное взаимодействие между учащимися, их совместная согласованная деятельность учащихся отсутствует при фронтальной и индивидуальной работе. С учителем при групповой работе постоянного прямого контакта нет; он включается в работу отдельных групп лишь в случае необходимости. Руководящая роль учителя осуществляется через устное или письменное руководство, которое дается до начала групповой работы. В тех случаях, когда учитель включается в работу группы, общение происходит в малой трех -пятичленной группе, поэтому общение с учителем может быть более личностным чем при фронтальной работе.
Можно говорить о групповой работе двух видов - единой и дифференцированной. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания, при дифференцированной - разные группы выполняют разные задания, в рамках общей для всех темы. Новые черты приобретает и индивидуальная работа. Это не просто усвоение учебного материала, исходя из личного интереса или, скажем, из страха перед проверкой, а усвоение с учетом дальнейшей совместной работы.
В целях управления умственной деятельностью учеников учитель должен знать какие ошибки допустили члены тех или иных групп какую часть задания они смогли выполнить за отведенное им время. До перехода к фронтальной работе учитель должен представлять себе как отдельные группы справились с полученным заданием. Эти сведения учитель получает частично в процессе наблюдения за работой групп; более точное представление он получает во время последующей фронтальной работы.
Можно говорить о групповой работе двух видов - единой и дифференцированной. При единой работе все группы выполняют одинаковые задания, при дифференцированной - разные группы выполняют разные задания, в рамках общей для всех темы. Новые черты приобретает и индивидуальная работа. Это не просто усвоение учебного материала, исходя из личного интереса или, скажем, из страха перед проверкой, а усвоение с учетом дальнейшей совместной работы.
В целях управления умственной деятельностью учеников учитель должен знать какие ошибки допустили члены тех или иных групп какую часть задания они смогли выполнить за отведенное им время. До перехода к фронтальной работе учитель должен представлять себе как отдельные группы справились с полученным заданием. Эти сведения учитель получает частично в процессе наблюдения за работой групп; более точное представление он получает во время последующей фронтальной работы.
Подготовка к групповой работе требует от учителя глубокого изучения материала учебника, подбора различных дополнительных материалов и составление руководства для работы, если разные группы выполняют разные задания, то НУЖНО подготовить целый набор рабочих руководств. Что же касается второго вопроса - индивидуальной работы каждого учащегося, то без этого групповая работа немыслима
Какие воспитательные и дидактические задачи можно решать при помощи ГРУППОВОЙ работы. Можно добиться успеха в учении при наличии относительно небольших умственных способностей, если это сопровождается положительным отношением к учению, строгим планированием времени и целенаправленным его расходованием. Все это возможно без навыков саморегуляции.
С другой стороны, хорошие умственные способности при недостаточно развитой саморегуляции может стать фоном для средней, относительно низкой успеваемости или даже неуспеваемости.
Непременной предпосылкой формирования способностей, являющихся основой для саморегуляции, следует считать общение в коллективе и совместную деятельность. Правильная оценка своих возможностей и предъявление требований к себе предполагают сравнение и чужой деятельности, своих и чужих результатов. Фронтальная работа дает мало возможностей для такого сравнения, а индивидуальная и того меньше. Гораздо больше возможности предоставляет групповая работа. Участвующие в выполнении группового задания могут непосредственно познакомиться с результатами по меньшей мере двух-четырех соучеников. Они могут не только слышать устные ответы, но и видеть тетради товарищей, слушать обоснования товарищей и анализ ошибок. При подведении общих итогов ученик может сравнить свою работу с работой членов других групп, т.е. расширяется фон для формирования самооценки каждого ученика. Учебная деятельность - учение - основное занятие школьников. Успех в этой деятельности зависит и от того, как каждый отдельный ученик связан с классом, с коллективом, в котором он усваивает знания, умения и навыки. Словом, для обучения весьма важно наличие в классе сплоченного ученического коллектива. Групповую работу следует также рассматривать и как возможность управления становлением внутриколлективных личностных взаимоотношений. Преимущество групповой работы, не только в быстрой обратной связи. Участие в совместной работе заставляет каждого ученика более активно выявлять причины своих ошибок, а в случае непреодолимой трудности быстро получить помощь от других членов группы или от учителя, который при такой постановке работы имеет большие возможности помочь слабым.
При тематическом и заключительном повторении групповая работа позволяет добиться более высокой активности всех учеников, поскольку наряду с выполнением перечисленных требований открывается возможность использовать при повторении имеющиеся у каждого знания, приобретенные из разных источников.
При изучении нового материала групповая работа создает предпосылки для анализа личного опыта каждого ученика и таким образом позволяет избежать неточных обобщений, а также создает более широкую наглядно-чувственную опору для формирования понятий.
Какие проблемы возникают у учителя в практике групповой работы. Сущность формы групповой работы требует от учителя решения вопроса о составе отдельных групп. Прежде всего, для совместной работы необходим примерно одинаковый темп работы. Наряду с темпом работы при составлении групп по многим предметам важно учитывать уровень успеваемости.
Учитель имеет представление об уровне знаний учащихся, определенное представление о знаниях и умениях соучеников имеют и сами учащиеся. Надо сказать, что сами ученики предпочитают группы с более или менее одинаковой подготовкой. При этом должно соблюдаться одно обязательное условие - степень сложности заданий должна учитывать подготовку учащихся.
Исходя из принципа взаимного обогащения, при составлении групп нужно, принимать во внимание разную внеучебную информированность отдельных учащихся по данному предмету. Учащиеся с разной информированностью, занимаясь в одной группе, МОГУТ полезно дополнить друг друга, взаимный обмен информацией может оказать положительное влияние и на взаимоотношения школьников что-то, чего они не знают, начинают выше ценить, с ним больше считаются.
При формировании групп следует учитывать несколько критериев. Но не желательно, чтобы на основе этих обстоятельств распределяя учеников по группам учителю нужно стремиться к тому, чтобы ученики сказали сами, в каком составе они будут работать в том или ином случае. Допустимо избрать старосту группы, в обязанности которого входит:
Какие воспитательные и дидактические задачи можно решать при помощи ГРУППОВОЙ работы. Можно добиться успеха в учении при наличии относительно небольших умственных способностей, если это сопровождается положительным отношением к учению, строгим планированием времени и целенаправленным его расходованием. Все это возможно без навыков саморегуляции.
С другой стороны, хорошие умственные способности при недостаточно развитой саморегуляции может стать фоном для средней, относительно низкой успеваемости или даже неуспеваемости.
Непременной предпосылкой формирования способностей, являющихся основой для саморегуляции, следует считать общение в коллективе и совместную деятельность. Правильная оценка своих возможностей и предъявление требований к себе предполагают сравнение и чужой деятельности, своих и чужих результатов. Фронтальная работа дает мало возможностей для такого сравнения, а индивидуальная и того меньше. Гораздо больше возможности предоставляет групповая работа. Участвующие в выполнении группового задания могут непосредственно познакомиться с результатами по меньшей мере двух-четырех соучеников. Они могут не только слышать устные ответы, но и видеть тетради товарищей, слушать обоснования товарищей и анализ ошибок. При подведении общих итогов ученик может сравнить свою работу с работой членов других групп, т.е. расширяется фон для формирования самооценки каждого ученика. Учебная деятельность - учение - основное занятие школьников. Успех в этой деятельности зависит и от того, как каждый отдельный ученик связан с классом, с коллективом, в котором он усваивает знания, умения и навыки. Словом, для обучения весьма важно наличие в классе сплоченного ученического коллектива. Групповую работу следует также рассматривать и как возможность управления становлением внутриколлективных личностных взаимоотношений. Преимущество групповой работы, не только в быстрой обратной связи. Участие в совместной работе заставляет каждого ученика более активно выявлять причины своих ошибок, а в случае непреодолимой трудности быстро получить помощь от других членов группы или от учителя, который при такой постановке работы имеет большие возможности помочь слабым.
При тематическом и заключительном повторении групповая работа позволяет добиться более высокой активности всех учеников, поскольку наряду с выполнением перечисленных требований открывается возможность использовать при повторении имеющиеся у каждого знания, приобретенные из разных источников.
При изучении нового материала групповая работа создает предпосылки для анализа личного опыта каждого ученика и таким образом позволяет избежать неточных обобщений, а также создает более широкую наглядно-чувственную опору для формирования понятий.
Какие проблемы возникают у учителя в практике групповой работы. Сущность формы групповой работы требует от учителя решения вопроса о составе отдельных групп. Прежде всего, для совместной работы необходим примерно одинаковый темп работы. Наряду с темпом работы при составлении групп по многим предметам важно учитывать уровень успеваемости.
Учитель имеет представление об уровне знаний учащихся, определенное представление о знаниях и умениях соучеников имеют и сами учащиеся. Надо сказать, что сами ученики предпочитают группы с более или менее одинаковой подготовкой. При этом должно соблюдаться одно обязательное условие - степень сложности заданий должна учитывать подготовку учащихся.
Исходя из принципа взаимного обогащения, при составлении групп нужно, принимать во внимание разную внеучебную информированность отдельных учащихся по данному предмету. Учащиеся с разной информированностью, занимаясь в одной группе, МОГУТ полезно дополнить друг друга, взаимный обмен информацией может оказать положительное влияние и на взаимоотношения школьников что-то, чего они не знают, начинают выше ценить, с ним больше считаются.
При формировании групп следует учитывать несколько критериев. Но не желательно, чтобы на основе этих обстоятельств распределяя учеников по группам учителю нужно стремиться к тому, чтобы ученики сказали сами, в каком составе они будут работать в том или ином случае. Допустимо избрать старосту группы, в обязанности которого входит:
- следить, чтобы работа проходила соответственно предусмотренной схеме общения;
- после выполнения задания указать представителя, который при необходимости познакомит весь класс с результатами группы.
К материалу и заданиям для групповой работы можно предъявить следующие общие требования:
- Задания должны подходить для групповой работы, т.е. способствовать возникновению различных мнении м являться основой для обсуждении. Другими словами, задания должны быть проблемными, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний и являться импульсом к творчеству, к поиску новых знаний и новых способов действий;
- Задания должны иметь достаточно высокую степень трудности
- Материал по своей структуре должен быть таким, чтобы его можно было разделить на относительно самостоятельные единицы, над которыми смогут работать разные группы или отдельные ученики в рамках одной группы;
- Исходя из принципа взаимного обогащения, задания должны предполагать использование и осмысление жизненного опытс ученика, информации, почерпнутой из различных источников.
Каким требованиям должны отвечать руководства, которые направляет групповую работу:
- Руководство указывает цель, которой преследует задание
- В руководстве дается перечень материалов, которыми должны воспользоваться ученики (какие страницы учебника прочитать и каким газетным вырезкам обратиться, какие факты из увиденного кинофильма припомнить и т.д.);
- Задания указываются в порядке их выполнения;
- В руководстве указывается, что выполнять индивидуально, а что коллективно;
- Руководство должно содержать правила составления отчета группы.
Оптимальная величина группы - 5-7 человек. В больших группах невозможно всем активно участвовать в обсуждении. С точки же зрения получения новой информации и выдвижения идей маленькая группа оказывается менее эффективной.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.