Третьякова Светлана Геннадьевна, 12.02.2013 0

Здоровьесберегающая предметная среда как фактор физического и психического развития детей с нарушением зрения

789Sveta789@mail.ru

В статье представлен опыт работы по созданию в образовательном учреждении комфортной, рационально организованной предметной среды, способствующей сохранению и укреплению здоровья детей, коррекции зрительных функций.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. При реализации принципов здоровьесбережения в работе с детьми с особыми образовательными потребностями эта проблема приобретает особое значение.

Здоровьесберегающая образовательная среда имеет принципиальное значение для формирования гармонично развитой личности. Это ориентирует нас на создание в учреждении такой предметной среды, которая способствовала бы сохранению и укреплению физического, психического и социального здоровья ребенка с особыми образовательными потребностями.

Для создания здоровьесберегающей среды мы работаем в разных направлениях, первое из которых – это создание эмоционально-психологического комфорта для детей. Большое внимание мы уделяем цветовому оформлению помещений детского сада и школы. Используем светлые приглушенные тона (розовые, светло-желтые, голубые, светло-зеленые). Это снимает психическое и зрительное напряжение, успокаивает, что особенно важно для детей с нарушением зрения.

В каждой группе накоплен большой информационный материал, созданы физкультурные уголки и уголки здоровья. У каждой свое направление, своя изюминка. В подготовительной группе – это гимнастика после сна и закаливание. Оздоровительные мероприятия после дневного сна предназначены для постепенного перехода детей от спокойного состояния к бодрствованию и включают в себя комплекс лечебной физкультуры, самомассаж, дыхательные упражнения, закаливающие процедуры. Здесь имеется много оборудования, изготовленного педагогами и родителями из бросового материала (различные дорожки с камешками, пуговицами, палочками, пробками, игольчатые коврики, массажные мячи разных размеров, роликовые массажеры для стоп и др.).

Наличие мягких модулей позволяет педагогам быстро создать «полосу препятствий» с перешагивание через предметы, подлезанием, что развивает ловкость. Преодоление препятствий чередуется с упражнениями на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки. Параллельно развиваются зрительные функции – глазомер, цветовосприятие, нормализуется эмоционально-волевая сфера, что важно как для малоподвижных, так и для гиперактивных детей.

В старшей группе физкультурный уголок оформлен в приемной. В нем проводятся физминутки, динамические паузы, зрительная гимнастика, индивидуальная работа по профилактике плоскостопия, формированию осанки. Педагогами этой группы изготовлены нетрадиционные пособия.

Тренажер «Ладошки» - это цветные силуэты ладоней, расположенные в разном порядке на стене (в два ряда, по кругу). Ребенок садится спиной к стене, запрокидывает голову, ставит руки на пару ладошек и начинает перемещение по кругу или вверх-вниз. Это способствует повышению тонуса и укреплению мышц спины, растяжению и укреплению мышц живота, связок позвоночника, развитию функции равновесия.

В своей работе педагоги широко применяют элементы здоровьесберегающих технологий В.Ф.Базарного. Это использование зрительных ориентиров, расположенных в разных местах помещения (на стенах, полу, потолке) и схем зрительных траекторий (на стене). Все упражнения носят игровой характер. Такие упражнения расширяют зрительно-двигательную активность, способствуют повышению функциональных резервов зрения у детей, предотвращают возникновение близорукости.

В нашем образовательном учреждении имеется бассейн, который оборудован в соответствие с современными требованиями. Интерьер оформлен в морской тематике. Знакомые сказочные персонажи создают положительный эмоциональный настрой, способствующий преодолению боязни воды и успешному овладению навыками плавания.

Помещение, где дети готовятся к занятию, многофункциональное. Здесь дети не только переодеваются и сушат волосы, но и выполняют подготовительные упражнения, так называемое «сухое плавание».

Оснащение и оформление несут коррекционную направленность – яркие зрительные ориентиры на стенах помогают детям лучше ориентироваться в чаше бассейна, способствуют более четкому выполнению команд. Инструктор по плаванию изготовила специальные утяжеленные кольца для освоения навыков ныряния. Шест с обручем используется как для поддержки при обучении плаванию на спине, так и для проведения игр, закрепления навыков скольжения по воде, техники ныряния в игровой форме. На лестнице имеется подставка для безопасных прыжков в воду. Бассейн оснащен все необходимым стандартным оборудованием (спасательными кругами, досками для плавания, имеются очки, ласты, надувные, резиновые и пластмассовые игрушки).

Систематические занятия плаванием способствуют закаливанию, укреплению физического и психического здоровья, коррекции недостатков в физическом развитии детей.

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни ребенка. В процессе физического воспитания детей с нарушением зрения мы широко внедряем и используем нестандартные пособия и инвентарь. Спортивный зал оборудован специальным инвентарем, пособиями, способствующими успешному овладению основными видами движений и коррекции двигательных нарушений, возникающими у детей со зрительной патологией.

Физкультурное оборудование для общеразвивающих упражнений (гимнастические мячи, палки, обручи, скакалки) имеет специальные ярко окрашенные метки для сосредоточения взгляда на предмете, прослеживания действий, зрительного анализа и контроля. В зале имеется специальная разметка на полу и стенах, облегчающая детям ориентировку, определение направления движения. Для задействования сохранных анализаторов используются озвученные мячи, мишени; разнообразные мягкие дорожки и полоски. В зале установлена зеркальная стена, дающая возможность осуществлять зрительный анализ за собственными движениями, соотносить свои действия с пространством. Широко внедряется и используется нестандартное оборудование: движущиеся зрительно-слуховые мишени из фанеры, цветные обручи используются для подлезания, метания, бросания и ловли мяча, подвижных игр. Цветные дорожки на стенах в виде ломаных линий для работы с гимнастическим катком развивают зрительно-моторную координацию.

Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он находится. Комфортная, рационально организованная, насыщенная разнообразным оборудованием предметная среда способствует полноценному развитию детей с нарушением зрения, сохранению и укреплению их здоровья, коррекции зрительных функций.

Литература:
1. Базарный, В.Ф. Зрение у детей. Проблемы развития / В.Ф.Базарный. – Новосибирск: Наука СО, 1991. – 59с.
2. Береснева, З.И. Здоровый малыш: программа оздоровления детей в ДОУ/под ред. З.И. Бересневой.- М.: Сфера, 2005. – 31с.
3. Сократов, Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей / Н.В.Сократов. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 76с.
4. Чупаха, И.В. Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе / И.В.Чупаха. – М.: Ставрополь, 2003-21с., 68с.,70с.,254с.,299с.
 
Третьякова Светлана Геннадьевна,
МКС(К)ОУ»С(К)ОУ IV вида №33»
г.Юрга, Кемеровская область,
учитель-дефектолог 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?