Шах Елена Петровна, 18.02.2013 0

Особенности эмоционально-волевой сферы младших школьников


Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек, с которым личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Осмысливать многогранные воспитывающие воздействия окружающего мира в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль школы, педагога.

В.А.Сухомлинский


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Положительные эмоции учащихся мл.школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Этот интерес побуждает ребенка к учебной активности, творчеству, преодолению встречающихся трудностей. Именно интерес делает процесс учения приятным, если при этом ребенок испытывает радость. Положительная реакция педагога на активность ученика , одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребенка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребенка в детском коллективе.
 
Огромное значение имеет в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников эмоции удивления. Возникает ситуация. Которая выстраивает эмоциональную цепочку: удивление- радость- интерес, что приводит к влечению в активную работу механизмов саморегуляции и самовоспитания.»Меня похвалили, меня увидели- значит, я могу, у меня получится». Каждый ребенок, переступивший порог школы, рассчитывает на учебный успех и удачу и, если этого не происходит, ребята переживают негативные эмоции, которые воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, память, мышление.

Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся к учебной деятельности, а отрицательные эмоции ее уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребенок ищет любой способ, чтобы в школу не ходить.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознание мотива, принятие решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения.

Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, и в том числе отрицательных (обиду, злобу, разочарование). Мл.школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребенок имеет право на ошибку и собственное ее исправление.

Классному руководителю мл.школьников необходимо знать, что испытывает ребенок, переживающий отрицательные или негативные эмоции.
  •  Ребенок с пониженным настроением- несчастный, удрученный, мрачный, печальный, огорченный, пессимистический.
  •  Ребенок, испытывающий страх и тревогу- робкий, тихий, застенчивый, обеспокоенный, покорный, заторможенный, неуверенный, сомневающийся, скованный, замкнутый, одинокий, смущенный. Нервозный, испуганный.
  •  Ребенок, переживающий эмоциональный подъем- смешливый, игривый, разговорчивый, импульсивный, хвастливый, оживленный, радостный, восторженный, окрыленный, увлеченный, азартный, нетерпеливый, радостный, переживающий чувство успеха, превосходства, гордости. Такому ребенку трудно сосредоточиться, у него нарушается поведение.
  •  Ребенок, переживающий эмоциональный спад- угрюмый, злой, раздражительный, враждебный, досадующий, обиженный, недовольный, презирающий, негодующий, испытывающий отвращение, сердитый, резкий, неустойчивый.
Частое чередование положительных и отрицательных эмоций- эмоциональная лабильность- характерна для детей невротического склада характера.

Среднестатистический ребенок слышит команду «нет» и «нельзя» или другие негативные приказания много раз в день. Такие установки приводят к психологическим проблемам в развитии ребенка, которые можно назвать эмоциональными. Эти проблемы переживаются в детском возрасте, но иногда переходят и во взрослую жизнь.

«Я недостаточно хорош»
Ребенок, переживающий неудачи, проблемы, которые оцениваются окружающими, очень часто чувствует себя некомфортно. Если взрослые люди, которые окружают ребенка, постоянно констатируют его неумение в чем- либо, это приводит к тому, что ярлык «я недостаточно хорош» становится ярлыком «я не уверен в себе». Для ребенка становятся обыденными слова: «Я не могу, не умею, у меня не получится». Это сопровождается всплеском эмоций, слезами, истериками.

«Я беспомощен или я бессилен»
Эта проблема тесно связана с подавлением поисковой активности учащихся. «Ты будешь делать, что скажут, ты не в праве принимать какие бы то ни было решения, у тебя не спрашивают»,- это лишь неполный перечень эмоциональных реакций, которые приводят к эмоциональной беспомощности ребенка.

«Я чужой»
Это эмоциональное отвержение ребенка. Такое часто испытывает ребенок, который в детстве был лишен эмоционального контакта с матерью. Это лишает ребенка чувства безопасности. Ребенку необходимо чувство принадлежности своей семье, своему классу, своей группе.

«Я сверхответственный»
Сверхответственность- это болезненное явление. Такие дети испытывают постоянное чувство страха, вины, тревоги. Возникает Сверхответственность в результате неправильного воздействия взрослого.

Ребенок не поднимает руку, не отвечает, не проявляет активность, а родители хотят видеть его всегда активным, умным и наказывают ребенка не за проступок, а за то, что ребенок не совершал. Все это приводит к тому, что ребенок постоянно испытывает чувство вины, и это становится его постоянным внутренним наказанием.
Иногда можно наблюдать, как родители или взрослые постоянно повторяют ребенку:

«Ты должен, ты обязан»
Ребенок слышит эти слова, но он их не осознает, они не превращаются в мотив деятельности. Предъявляемое подобным образом требование- это попытка вызвать в ребенке соответствующую реакцию на чувство вины, как на рефлекс. Поэтому в результате мы получаем ребят, которые постоянно живут в страхе, бояться проявить инициативу, высказать свое мнение, проявить себя, потомк что это проявление может сказаться на результате.

Агрессивность
Педагоги нач.школы очень часто сталкиваются с проблемами детской агрессивности, двигательной и эмоциональной сверхактивности. Агрессивные дети ведут себя вызывающе, не слушают учителя, родителей, неусидчивы, драчливы, обвиняют других в своих проступках, невнимательны. Это дети, которым необходима инд.помощь, выражающаяся в постоянстве требований, предъявлении заданий в урочной и неурочной деятельности, развивающих силу и объем внимания. В инд.беседах с таким ребенком необходимо определить приоритеты его интересов, его желаний и создать условия для их позитивного проявления.

Гиперактивность
Гиперактивные дети, это дети, которые могут делать одновременно несколько дел, за все хватаются и ничего не доводят до конца, у них часто меняется настроение.
Таким детям необходимы интересные и увлекательные задания, требующие от них сосредоточенности. Они нуждаются в эмоциональном поглаживании, поддержке и четкости предъявляемых требований.

Правила для классного руководителя
  •  Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок
  •  Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.
  •  В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.
  •  Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков учащихся.
  •  Учите ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей
  •  Создавайте воспитательные ситуации, которые позволят учащимся чаще проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?