Положительные эмоции учащихся мл.школьного возраста, стимулируемые педагогом, влияют прямым образом на результативность учебной деятельности. Многие первоклассники эмоционально положительно воспринимают школу, проявляют живой интерес к школьному обучению. Этот интерес побуждает ребенка к учебной активности, творчеству, преодолению встречающихся трудностей. Именно интерес делает процесс учения приятным, если при этом ребенок испытывает радость. Положительная реакция педагога на активность ученика , одобрение словесное или жестовое его деятельности вызывает у ребенка радость общения с педагогом, усиливает социальные связи, способствует естественной адаптации ребенка в детском коллективе.
Огромное значение имеет в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников эмоции удивления. Возникает ситуация. Которая выстраивает эмоциональную цепочку: удивление- радость- интерес, что приводит к влечению в активную работу механизмов саморегуляции и самовоспитания.»Меня похвалили, меня увидели- значит, я могу, у меня получится». Каждый ребенок, переступивший порог школы, рассчитывает на учебный успех и удачу и, если этого не происходит, ребята переживают негативные эмоции, которые воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, память, мышление.
Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся к учебной деятельности, а отрицательные эмоции ее уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребенок ищет любой способ, чтобы в школу не ходить.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознание мотива, принятие решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения.
Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, и в том числе отрицательных (обиду, злобу, разочарование). Мл.школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребенок имеет право на ошибку и собственное ее исправление.
Классному руководителю мл.школьников необходимо знать, что испытывает ребенок, переживающий отрицательные или негативные эмоции.
Огромное значение имеет в воспитательном процессе развитие и стимулирование у младших школьников эмоции удивления. Возникает ситуация. Которая выстраивает эмоциональную цепочку: удивление- радость- интерес, что приводит к влечению в активную работу механизмов саморегуляции и самовоспитания.»Меня похвалили, меня увидели- значит, я могу, у меня получится». Каждый ребенок, переступивший порог школы, рассчитывает на учебный успех и удачу и, если этого не происходит, ребята переживают негативные эмоции, которые воздействуют на все компоненты познания: ощущение, восприятие, память, мышление.
Положительные эмоции стимулируют мотивацию учащихся к учебной деятельности, а отрицательные эмоции ее уменьшают. Страх, отвращение, стимулируемое взрослым, может привести к тому, что ребенок ищет любой способ, чтобы в школу не ходить.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознание мотива, принятие решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения.
Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, и в том числе отрицательных (обиду, злобу, разочарование). Мл.школьников нужно готовить к ошибкам, неудачам и срывам. При этом педагог должен помнить, что ребенок имеет право на ошибку и собственное ее исправление.
Классному руководителю мл.школьников необходимо знать, что испытывает ребенок, переживающий отрицательные или негативные эмоции.
- Ребенок с пониженным настроением- несчастный, удрученный, мрачный, печальный, огорченный, пессимистический.
- Ребенок, испытывающий страх и тревогу- робкий, тихий, застенчивый, обеспокоенный, покорный, заторможенный, неуверенный, сомневающийся, скованный, замкнутый, одинокий, смущенный. Нервозный, испуганный.
- Ребенок, переживающий эмоциональный подъем- смешливый, игривый, разговорчивый, импульсивный, хвастливый, оживленный, радостный, восторженный, окрыленный, увлеченный, азартный, нетерпеливый, радостный, переживающий чувство успеха, превосходства, гордости. Такому ребенку трудно сосредоточиться, у него нарушается поведение.
- Ребенок, переживающий эмоциональный спад- угрюмый, злой, раздражительный, враждебный, досадующий, обиженный, недовольный, презирающий, негодующий, испытывающий отвращение, сердитый, резкий, неустойчивый.
Частое чередование положительных и отрицательных эмоций- эмоциональная лабильность- характерна для детей невротического склада характера.
Среднестатистический ребенок слышит команду «нет» и «нельзя» или другие негативные приказания много раз в день. Такие установки приводят к психологическим проблемам в развитии ребенка, которые можно назвать эмоциональными. Эти проблемы переживаются в детском возрасте, но иногда переходят и во взрослую жизнь.
«Я недостаточно хорош»
Ребенок, переживающий неудачи, проблемы, которые оцениваются окружающими, очень часто чувствует себя некомфортно. Если взрослые люди, которые окружают ребенка, постоянно констатируют его неумение в чем- либо, это приводит к тому, что ярлык «я недостаточно хорош» становится ярлыком «я не уверен в себе». Для ребенка становятся обыденными слова: «Я не могу, не умею, у меня не получится». Это сопровождается всплеском эмоций, слезами, истериками.
«Я беспомощен или я бессилен»
Эта проблема тесно связана с подавлением поисковой активности учащихся. «Ты будешь делать, что скажут, ты не в праве принимать какие бы то ни было решения, у тебя не спрашивают»,- это лишь неполный перечень эмоциональных реакций, которые приводят к эмоциональной беспомощности ребенка.
«Я чужой»
Это эмоциональное отвержение ребенка. Такое часто испытывает ребенок, который в детстве был лишен эмоционального контакта с матерью. Это лишает ребенка чувства безопасности. Ребенку необходимо чувство принадлежности своей семье, своему классу, своей группе.
«Я сверхответственный»
Сверхответственность- это болезненное явление. Такие дети испытывают постоянное чувство страха, вины, тревоги. Возникает Сверхответственность в результате неправильного воздействия взрослого.
Ребенок не поднимает руку, не отвечает, не проявляет активность, а родители хотят видеть его всегда активным, умным и наказывают ребенка не за проступок, а за то, что ребенок не совершал. Все это приводит к тому, что ребенок постоянно испытывает чувство вины, и это становится его постоянным внутренним наказанием.
Иногда можно наблюдать, как родители или взрослые постоянно повторяют ребенку:
«Ты должен, ты обязан»
Ребенок слышит эти слова, но он их не осознает, они не превращаются в мотив деятельности. Предъявляемое подобным образом требование- это попытка вызвать в ребенке соответствующую реакцию на чувство вины, как на рефлекс. Поэтому в результате мы получаем ребят, которые постоянно живут в страхе, бояться проявить инициативу, высказать свое мнение, проявить себя, потомк что это проявление может сказаться на результате.
Агрессивность
Педагоги нач.школы очень часто сталкиваются с проблемами детской агрессивности, двигательной и эмоциональной сверхактивности. Агрессивные дети ведут себя вызывающе, не слушают учителя, родителей, неусидчивы, драчливы, обвиняют других в своих проступках, невнимательны. Это дети, которым необходима инд.помощь, выражающаяся в постоянстве требований, предъявлении заданий в урочной и неурочной деятельности, развивающих силу и объем внимания. В инд.беседах с таким ребенком необходимо определить приоритеты его интересов, его желаний и создать условия для их позитивного проявления.
Гиперактивность
Гиперактивные дети, это дети, которые могут делать одновременно несколько дел, за все хватаются и ничего не доводят до конца, у них часто меняется настроение.
Таким детям необходимы интересные и увлекательные задания, требующие от них сосредоточенности. Они нуждаются в эмоциональном поглаживании, поддержке и четкости предъявляемых требований.
Правила для классного руководителя
Среднестатистический ребенок слышит команду «нет» и «нельзя» или другие негативные приказания много раз в день. Такие установки приводят к психологическим проблемам в развитии ребенка, которые можно назвать эмоциональными. Эти проблемы переживаются в детском возрасте, но иногда переходят и во взрослую жизнь.
«Я недостаточно хорош»
Ребенок, переживающий неудачи, проблемы, которые оцениваются окружающими, очень часто чувствует себя некомфортно. Если взрослые люди, которые окружают ребенка, постоянно констатируют его неумение в чем- либо, это приводит к тому, что ярлык «я недостаточно хорош» становится ярлыком «я не уверен в себе». Для ребенка становятся обыденными слова: «Я не могу, не умею, у меня не получится». Это сопровождается всплеском эмоций, слезами, истериками.
«Я беспомощен или я бессилен»
Эта проблема тесно связана с подавлением поисковой активности учащихся. «Ты будешь делать, что скажут, ты не в праве принимать какие бы то ни было решения, у тебя не спрашивают»,- это лишь неполный перечень эмоциональных реакций, которые приводят к эмоциональной беспомощности ребенка.
«Я чужой»
Это эмоциональное отвержение ребенка. Такое часто испытывает ребенок, который в детстве был лишен эмоционального контакта с матерью. Это лишает ребенка чувства безопасности. Ребенку необходимо чувство принадлежности своей семье, своему классу, своей группе.
«Я сверхответственный»
Сверхответственность- это болезненное явление. Такие дети испытывают постоянное чувство страха, вины, тревоги. Возникает Сверхответственность в результате неправильного воздействия взрослого.
Ребенок не поднимает руку, не отвечает, не проявляет активность, а родители хотят видеть его всегда активным, умным и наказывают ребенка не за проступок, а за то, что ребенок не совершал. Все это приводит к тому, что ребенок постоянно испытывает чувство вины, и это становится его постоянным внутренним наказанием.
Иногда можно наблюдать, как родители или взрослые постоянно повторяют ребенку:
«Ты должен, ты обязан»
Ребенок слышит эти слова, но он их не осознает, они не превращаются в мотив деятельности. Предъявляемое подобным образом требование- это попытка вызвать в ребенке соответствующую реакцию на чувство вины, как на рефлекс. Поэтому в результате мы получаем ребят, которые постоянно живут в страхе, бояться проявить инициативу, высказать свое мнение, проявить себя, потомк что это проявление может сказаться на результате.
Агрессивность
Педагоги нач.школы очень часто сталкиваются с проблемами детской агрессивности, двигательной и эмоциональной сверхактивности. Агрессивные дети ведут себя вызывающе, не слушают учителя, родителей, неусидчивы, драчливы, обвиняют других в своих проступках, невнимательны. Это дети, которым необходима инд.помощь, выражающаяся в постоянстве требований, предъявлении заданий в урочной и неурочной деятельности, развивающих силу и объем внимания. В инд.беседах с таким ребенком необходимо определить приоритеты его интересов, его желаний и создать условия для их позитивного проявления.
Гиперактивность
Гиперактивные дети, это дети, которые могут делать одновременно несколько дел, за все хватаются и ничего не доводят до конца, у них часто меняется настроение.
Таким детям необходимы интересные и увлекательные задания, требующие от них сосредоточенности. Они нуждаются в эмоциональном поглаживании, поддержке и четкости предъявляемых требований.
Правила для классного руководителя
- Не бойтесь выражать свои положительные эмоции, дарить их детям как подарок
- Не старайтесь за каждым отрицательным поступком ребенка видеть только отрицательные мотивы.
- В общении с детьми чаще используйте просьбу и поощрение, чем приказ и наказание.
- Будьте предусмотрительны и справедливы в оценке поступков учащихся.
- Учите ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей
- Создавайте воспитательные ситуации, которые позволят учащимся чаще проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.