21.05.2013 0
Формирование личности ребенка в условиях целостного образовательного процесса
Формирование человека начинается, как известно, с раннего детства. Именно в детстве закладываются не только основы знаний, но и формы поведения, убеждения, привычки, потребности личности. Немалую роль в этом призван сыграть целостный образовательный процесс в детском образовательном учреждении.
В настоящее время в нашем обществе значительно возрастает роль воспитания, ориентированного на формирование основ гражданского мировоззрения человека. Очень важно прививать ребёнку с первых часов культуру поведения и обучения, воспитать человека, который благожелательно относится к чужим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроения.
Развитие личности воспитанника может быть результативным при соблюдении ряда педагогических условий, в том числе центральной роли воспитателя: от его жизненной позиции, отношения к детям, манеры поведения, ориентации в нравственных вопросах в огромной степени будет зависеть, воспримут ли или не воспримут воспитанники первые детсадовские азы этики.
Очень важно с момента прихода ребёнка в образовательное учреждение, с его первых шагов привить ему культуру поведения и обучения, сформировать первичные знания об окружающем мире, людях и стране, в которой они живут.
Учебно-воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении предполагает личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию ребёнка. В соответствии с этим строится наша взаимосвязь с группой детей.
Прежде всего, это открытая беседа, где каждый ребёнок может поделиться своими знаниями, рассказать о своих неудачах. Для маленьких детей, в силу возрастных особенностей, очень важна положительная оценка их деятельности. Учитывая это, я всегда стараюсь похвалить детей за хороший ответ, дополнение, качественно сделанную поделку. Если что-то не получается, выражаю надежду на то, что хорошо выполнить задание удастся в следующий раз, отмечаею прилежание. Наиболее удачными формами работы считаются литературно-музыкальные утренники, позволяющие детям реализовать их коммуникативно-речевые и творческие возможности.
Основу нашей педагогической работы по воспитанию личностных качеств ребёнка составляет социально-воспитательная технология коллективного дела. Эту технологию нельзя назвать новой, но она позволяет решать важнейшие вопросы формирования детского коллектива и личности ребёнка, поэтому она считается значимой. Также в своей работе я использую игровые технологии, а при проведении непосредственно образовательной деятельности – образовательную технологию.
Деятельность педагога станет результативнее, если ее содержание будет реализовано через игру. Так, например, работа по правовому воспитанию благодаря игровой форме подачи материала помогает переключить внимание детей на хорошо известных и любимых сказочных персонажей и литературных героев. Приведу примеры такой игры.
Разминка. «Взаимодействие».
Дети в парах лепят Конька-Горбунка, на котором полетят в страну права. Разделение труда в паре: каждый лепит свою деталь. Собирают вместе и делают вывод: «Как трудно делать общее дело!».
На занятии о равенстве прав от рождения(по ст. 1,2. Декларации), о праве на жизнь и свободу использую героев сказок Ш.Перро «Красная Шапочка», А.Толстого «Приключения Буратино».
Занятия в «Школе этикета» также проводятся в игровой форме, с использованием потешек, прибауток, героев произведений К.И. Чуковского, А.Л. Барто, В. Осеевой и т.д.
Огромное значение в формировании личности воспитанников играет приобщение к здоровому образу жизни, чёткое соблюдение режима дня, закаливание, ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий (совместно с преподавателем по физической культуре), «Весёлые старты», витаминотерапия с выращиванием с детьми лука на окне («Грядка здоровья»).
Цикл занятий по разделу «Социальный мир» позволяет дать детям знания о нравственных отношениях к окружающему миру (рукотворному миру и природе), к другим людям (воспитателю, сверстнику, родственникам, соседям, людям других национальностей), к себе.
Я стараюсь планировать занятия исходя из наблюдений и изучения, производимых с помощью анкет, бесед с родителями и детьми. Если удаётся подобрать удачную форму проведения занятий, то уровень познавательного интереса детей в целом всегда бывает высок. Но есть дети, которые проявляют пониженную мотивацию к обучению, часто у них не выработан навык сознательной дисциплины, они не могут самостоятельно организовать свою деятельность. Таких детей постоянно держу в поле своего внимания, стараюсь подружиться с ними, с их родителями, мы решаем все проблемные вопросы не нотациями, а дружескими беседами, выявляя причины каждого отдельного негативного эпизода из жизни ребёнка и стараясь найти пути его преодоления.
Динамику уровня воспитанности детей и динамику уровня социальной компетенции можно проследить за четыре года пребывания детей в группе на основании диагностики.
Для положительных результатов очень важно, чтобы дети в группе были дружны между собой, были дружелюбно настроены к педагогам. Воспитатель, в свою очередь, должен уделять много внимания проблемам функционирования детского коллектива, следить, чтобы в группе не появлялись изолированные дети, изгои. Очень важно взаимодействие с родителями детей своей группы (при уходе детей домой есть возможность кратко обсудить истекший день, дать педагогические рекомендации), в том числе в ходе организационно-педагогических мероприятий в группе (родительские собрания, консультации, заседания родительского комитета).
Таким образом, для развития личности воспитанника в условиях целостного образовательного пространства важно учитывать каждый из вышеизложенных факторов. Только наше единение, общность требований и подходов положительно влияют на становление личности ребёнка, формирование у детей социально-адекватного поведения, т.е. поведения, отвечающего понятиям чести, достоинства, справедливости, патриотизма.
В настоящее время в нашем обществе значительно возрастает роль воспитания, ориентированного на формирование основ гражданского мировоззрения человека. Очень важно прививать ребёнку с первых часов культуру поведения и обучения, воспитать человека, который благожелательно относится к чужим людям, пытается понять их радости, огорчения, настроения.
Развитие личности воспитанника может быть результативным при соблюдении ряда педагогических условий, в том числе центральной роли воспитателя: от его жизненной позиции, отношения к детям, манеры поведения, ориентации в нравственных вопросах в огромной степени будет зависеть, воспримут ли или не воспримут воспитанники первые детсадовские азы этики.
Очень важно с момента прихода ребёнка в образовательное учреждение, с его первых шагов привить ему культуру поведения и обучения, сформировать первичные знания об окружающем мире, людях и стране, в которой они живут.
Учебно-воспитательный процесс в нашем образовательном учреждении предполагает личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию ребёнка. В соответствии с этим строится наша взаимосвязь с группой детей.
Прежде всего, это открытая беседа, где каждый ребёнок может поделиться своими знаниями, рассказать о своих неудачах. Для маленьких детей, в силу возрастных особенностей, очень важна положительная оценка их деятельности. Учитывая это, я всегда стараюсь похвалить детей за хороший ответ, дополнение, качественно сделанную поделку. Если что-то не получается, выражаю надежду на то, что хорошо выполнить задание удастся в следующий раз, отмечаею прилежание. Наиболее удачными формами работы считаются литературно-музыкальные утренники, позволяющие детям реализовать их коммуникативно-речевые и творческие возможности.
Основу нашей педагогической работы по воспитанию личностных качеств ребёнка составляет социально-воспитательная технология коллективного дела. Эту технологию нельзя назвать новой, но она позволяет решать важнейшие вопросы формирования детского коллектива и личности ребёнка, поэтому она считается значимой. Также в своей работе я использую игровые технологии, а при проведении непосредственно образовательной деятельности – образовательную технологию.
Деятельность педагога станет результативнее, если ее содержание будет реализовано через игру. Так, например, работа по правовому воспитанию благодаря игровой форме подачи материала помогает переключить внимание детей на хорошо известных и любимых сказочных персонажей и литературных героев. Приведу примеры такой игры.
Разминка. «Взаимодействие».
Дети в парах лепят Конька-Горбунка, на котором полетят в страну права. Разделение труда в паре: каждый лепит свою деталь. Собирают вместе и делают вывод: «Как трудно делать общее дело!».
На занятии о равенстве прав от рождения(по ст. 1,2. Декларации), о праве на жизнь и свободу использую героев сказок Ш.Перро «Красная Шапочка», А.Толстого «Приключения Буратино».
Занятия в «Школе этикета» также проводятся в игровой форме, с использованием потешек, прибауток, героев произведений К.И. Чуковского, А.Л. Барто, В. Осеевой и т.д.
Огромное значение в формировании личности воспитанников играет приобщение к здоровому образу жизни, чёткое соблюдение режима дня, закаливание, ежедневное проведение утренней гимнастики, физкультурных занятий (совместно с преподавателем по физической культуре), «Весёлые старты», витаминотерапия с выращиванием с детьми лука на окне («Грядка здоровья»).
Цикл занятий по разделу «Социальный мир» позволяет дать детям знания о нравственных отношениях к окружающему миру (рукотворному миру и природе), к другим людям (воспитателю, сверстнику, родственникам, соседям, людям других национальностей), к себе.
Я стараюсь планировать занятия исходя из наблюдений и изучения, производимых с помощью анкет, бесед с родителями и детьми. Если удаётся подобрать удачную форму проведения занятий, то уровень познавательного интереса детей в целом всегда бывает высок. Но есть дети, которые проявляют пониженную мотивацию к обучению, часто у них не выработан навык сознательной дисциплины, они не могут самостоятельно организовать свою деятельность. Таких детей постоянно держу в поле своего внимания, стараюсь подружиться с ними, с их родителями, мы решаем все проблемные вопросы не нотациями, а дружескими беседами, выявляя причины каждого отдельного негативного эпизода из жизни ребёнка и стараясь найти пути его преодоления.
Динамику уровня воспитанности детей и динамику уровня социальной компетенции можно проследить за четыре года пребывания детей в группе на основании диагностики.
Для положительных результатов очень важно, чтобы дети в группе были дружны между собой, были дружелюбно настроены к педагогам. Воспитатель, в свою очередь, должен уделять много внимания проблемам функционирования детского коллектива, следить, чтобы в группе не появлялись изолированные дети, изгои. Очень важно взаимодействие с родителями детей своей группы (при уходе детей домой есть возможность кратко обсудить истекший день, дать педагогические рекомендации), в том числе в ходе организационно-педагогических мероприятий в группе (родительские собрания, консультации, заседания родительского комитета).
Таким образом, для развития личности воспитанника в условиях целостного образовательного пространства важно учитывать каждый из вышеизложенных факторов. Только наше единение, общность требований и подходов положительно влияют на становление личности ребёнка, формирование у детей социально-адекватного поведения, т.е. поведения, отвечающего понятиям чести, достоинства, справедливости, патриотизма.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также