Ашуров Эльдар Магирович, 18.05.2013 0

Развитие медиакомпетентности и критического мышления у школьников


Сегодня школьники подвергаются всепоглощающему воздействию телевидения, видео, Интернет. Воспитанием подростков и юношества фактически занимаются не школы, а телевидение и другие средства масс-медиа. Мировоззрение, интересы, моральные ценности у молодежи формируются именно под их влиянием. Особую остроту приобрела проблема формирования мировоззрения у современных школьников, воспитания и выработки у учащихся критического отношения к массовой культуре, в том числе и продукции телевидения.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Основополагающей целями являются процессы обучения умениям отбирать то, что обогащает личность, создание условий для понимания того, что является дезинформацией и искажает реальную действительность. Особое внимание при формировании критического мышления учащихся в американской педагогической литературе уделяется использованию Интернета. Материалы из Интернета очень помогают в изучении многих наук, особенно социальных. Школьников учат критически воспринимать эти материалы. Педагоги рекомендуют вырабатывать у учащихся умение осмысливать информацию с Интернета, оценивать ее объективность, задумываться над такими вопросами: если на сайте подается противоречивая информация, можно удовлетвориться односторонними аргументами? достаточно ли четко автор или организация сформулировали свои взгляды? отражает данный сайт интересы каких-либо партий или групп? кто определяет позицию сайта в отношении данной проблемы? и так далее.

Этапы критического мышления
Можно разделить пять этапов формирования критического мышления с точки зрения психолого-педагогической составляющей:
  1.  Восприятие информации (целесообразно использовать различные источники информации).
  2.  Анализ итогов анализа информации.
  3.  Сопоставление их с противоположными точками зрения.
  4.  Разработка системы доказательств в поддержку соответствующей точки зрения.
  5.  Принятие правильного решения, основываясь на полученных доказательствах.
Чаще критическое мышление направлено на определенную основополагающую цель, но оно может быть и творческим процессом, где задачи не ясны.

Пример структуры урока критического мышления
  1.  Разминка. Урок начинается с разминки, которая заменяет организационные моменты классического урока. Главная задача разминки - создание условий для формирования благоприятного психологического климата для творческого развития личности на уроке.
  2.  Формирование побуждающего диалога (обоснование обучения). Полученная информация имеет ценность лишь тогда, когда его можно применить на практике и лучше осознается теоретически. Будущее открывается детям, которые критически проверяют информацию и складывают по кирпичику свои личные реальности. Итак, каждая тема урока должна быть обоснованной.
  3.  Актуализация. На этапе актуализации ученики активно вспоминают, что они знают по этой теме. Ученики сами определяют уровень собственных знаний по предмету, к которому могут самостоятельно добавить новые знания. Полученная информация стирается или теряется лишь тогда, когда учащиеся не смогут связать с ранее полученными знаниями и примерами из жизни. Лозунг этапа урока: «Побудите, вызовите интерес, взволнуйте, спровоцируйте у учащихся вспомнить то, что они знают». Ведь то, что человек знает, определяет то, о чем она может узнать. Обучение - активная и целенаправленная деятельность. Установление цели обучения является решающим моментом для качественного и длительного обучения.
  4.  Осознание содержания. На данном этапе ученик знакомится с новой информацией. Методика критического мышления предполагает, что на этом этапе учитель должен оказывать наименьшее влияние на ученика. Ученик самостоятельно получает и анализирует, проверяет свое личное понимание полученной информации.
  5.  Рефлексия. Ученик выражает своими словами определенное мнение. Он становится собственником идеи, когда воспроизводит своими словами. Происходит активный обмен мнениями. Мыслить критически легче в атмосфере демократичности. В такой атмосфере расцветает разнообразие взглядов, в такой атмосфере принимают самостоятельно правильные решения.

Как уметь правильно анализировать информацию?
Часто информация, которая относится к данной теме, поступает из разных источников, является не только хорошей и полной по содержанию, но и противоречивой. Поэтому правильный анализ информации требует умения отличать и выделять факты из полученных мнений и суждений. Надо уметь различать полученную информацию из сообщений с действительными фактами, понимать кто и что сказал.

Информация о фактах поступает к нам с мнением и анализом докладчика, которого мы слушаем. Она дает свой комментарий, пытается интерпретировать то, что случилось, основываясь на своем опыте и переживанием, к тому же еще и имеет собственный взгляд относительно важности того, о чем он говорит. Часто бывает так, что свое мнение подают как объективное освещение фактов. Надо уметь защищаться от воздействия таких материалов.

Это не просто. Но к этому нужно всегда стремиться. Иначе мы будем находиться под действием других людей, тем мешая выработке собственного мнения. Кроме того, используя недостоверную информацию, мы можем неосознанно попасть в сложную или порою, даже и опасную ситуацию..

Как провести практическое упражнение?
Для ее выполнения нужно выбрать интересную актуальную, насущную проблему, которую в последнее время активно освещает пресса. Принесите на урок три-четыре статьи на эту тему, которые были освещены в разных газетах, например «Объектив», «Факты», «Новый день».
Работая в группах, изучите статьи. Ответьте:
  •  приведеные в статье новости являются ли фактами? Какие (сделайте краткий перечень)?
  •  названы ли источники при сообщении определенных фактов, на которые авторы смогут ссылаться (если источники не названы, информация теряет свою достоверность)?
  •  данная информация является ли полной, есть ли факты, освещающие суть дела, следствия, время и причины?
  •  приведены ли в статье комментарии, чьи именно (автора статьи, редакции, отдельного человека)?
  •  подана ли авторская мысль в статье таким образом, чтобы ее легко было бы отличить от остальных мыслей и взглядов на факты?
  •  Какая статья кажется вам достоверной? А какая интереснее?
  •  Полезные советы для анализа информации
  •  Если информация является для вас важной или интересной, старайтесь получать ее из разных источников.
  •  Если информация касается конфликта, ищите освещения с различных позиций, желательно всех сторон конфликта.
  •  Помните, что СМИ чаще освещают незначительные факты как существенные и для того, чтобы завоевать аудиторию.
  •  Выбирая надежный источник информации, будьте осторожны: сейчас существуют издания, которые рассчитаны на дурной вкус и низкую культуру людей, отвлекают читателя от проблем современности. Они обращают внимание на сенсационные сообщения об убийствах, НЛО, сплетнями о жизни «звезд» и так далее.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?