Ашуров Эльдар Магирович,
18.05.2013 0
Развитие медиакомпетентности и критического мышления у школьников
Основополагающей целями являются процессы обучения умениям отбирать то, что обогащает личность, создание условий для понимания того, что является дезинформацией и искажает реальную действительность. Особое внимание при формировании критического мышления учащихся в американской педагогической литературе уделяется использованию Интернета. Материалы из Интернета очень помогают в изучении многих наук, особенно социальных. Школьников учат критически воспринимать эти материалы. Педагоги рекомендуют вырабатывать у учащихся умение осмысливать информацию с Интернета, оценивать ее объективность, задумываться над такими вопросами: если на сайте подается противоречивая информация, можно удовлетвориться односторонними аргументами? достаточно ли четко автор или организация сформулировали свои взгляды? отражает данный сайт интересы каких-либо партий или групп? кто определяет позицию сайта в отношении данной проблемы? и так далее.
Этапы критического мышления
Можно разделить пять этапов формирования критического мышления с точки зрения психолого-педагогической составляющей:
Этапы критического мышления
Можно разделить пять этапов формирования критического мышления с точки зрения психолого-педагогической составляющей:
- Восприятие информации (целесообразно использовать различные источники информации).
- Анализ итогов анализа информации.
- Сопоставление их с противоположными точками зрения.
- Разработка системы доказательств в поддержку соответствующей точки зрения.
- Принятие правильного решения, основываясь на полученных доказательствах.
Чаще критическое мышление направлено на определенную основополагающую цель, но оно может быть и творческим процессом, где задачи не ясны.
Пример структуры урока критического мышления
Пример структуры урока критического мышления
- Разминка. Урок начинается с разминки, которая заменяет организационные моменты классического урока. Главная задача разминки - создание условий для формирования благоприятного психологического климата для творческого развития личности на уроке.
- Формирование побуждающего диалога (обоснование обучения). Полученная информация имеет ценность лишь тогда, когда его можно применить на практике и лучше осознается теоретически. Будущее открывается детям, которые критически проверяют информацию и складывают по кирпичику свои личные реальности. Итак, каждая тема урока должна быть обоснованной.
- Актуализация. На этапе актуализации ученики активно вспоминают, что они знают по этой теме. Ученики сами определяют уровень собственных знаний по предмету, к которому могут самостоятельно добавить новые знания. Полученная информация стирается или теряется лишь тогда, когда учащиеся не смогут связать с ранее полученными знаниями и примерами из жизни. Лозунг этапа урока: «Побудите, вызовите интерес, взволнуйте, спровоцируйте у учащихся вспомнить то, что они знают». Ведь то, что человек знает, определяет то, о чем она может узнать. Обучение - активная и целенаправленная деятельность. Установление цели обучения является решающим моментом для качественного и длительного обучения.
- Осознание содержания. На данном этапе ученик знакомится с новой информацией. Методика критического мышления предполагает, что на этом этапе учитель должен оказывать наименьшее влияние на ученика. Ученик самостоятельно получает и анализирует, проверяет свое личное понимание полученной информации.
- Рефлексия. Ученик выражает своими словами определенное мнение. Он становится собственником идеи, когда воспроизводит своими словами. Происходит активный обмен мнениями. Мыслить критически легче в атмосфере демократичности. В такой атмосфере расцветает разнообразие взглядов, в такой атмосфере принимают самостоятельно правильные решения.
Как уметь правильно анализировать информацию?
Часто информация, которая относится к данной теме, поступает из разных источников, является не только хорошей и полной по содержанию, но и противоречивой. Поэтому правильный анализ информации требует умения отличать и выделять факты из полученных мнений и суждений. Надо уметь различать полученную информацию из сообщений с действительными фактами, понимать кто и что сказал.
Информация о фактах поступает к нам с мнением и анализом докладчика, которого мы слушаем. Она дает свой комментарий, пытается интерпретировать то, что случилось, основываясь на своем опыте и переживанием, к тому же еще и имеет собственный взгляд относительно важности того, о чем он говорит. Часто бывает так, что свое мнение подают как объективное освещение фактов. Надо уметь защищаться от воздействия таких материалов.
Это не просто. Но к этому нужно всегда стремиться. Иначе мы будем находиться под действием других людей, тем мешая выработке собственного мнения. Кроме того, используя недостоверную информацию, мы можем неосознанно попасть в сложную или порою, даже и опасную ситуацию..
Как провести практическое упражнение?
Для ее выполнения нужно выбрать интересную актуальную, насущную проблему, которую в последнее время активно освещает пресса. Принесите на урок три-четыре статьи на эту тему, которые были освещены в разных газетах, например «Объектив», «Факты», «Новый день».
Работая в группах, изучите статьи. Ответьте:
- приведеные в статье новости являются ли фактами? Какие (сделайте краткий перечень)?
- названы ли источники при сообщении определенных фактов, на которые авторы смогут ссылаться (если источники не названы, информация теряет свою достоверность)?
- данная информация является ли полной, есть ли факты, освещающие суть дела, следствия, время и причины?
- приведены ли в статье комментарии, чьи именно (автора статьи, редакции, отдельного человека)?
- подана ли авторская мысль в статье таким образом, чтобы ее легко было бы отличить от остальных мыслей и взглядов на факты?
- Какая статья кажется вам достоверной? А какая интереснее?
- Полезные советы для анализа информации
- Если информация является для вас важной или интересной, старайтесь получать ее из разных источников.
- Если информация касается конфликта, ищите освещения с различных позиций, желательно всех сторон конфликта.
- Помните, что СМИ чаще освещают незначительные факты как существенные и для того, чтобы завоевать аудиторию.
- Выбирая надежный источник информации, будьте осторожны: сейчас существуют издания, которые рассчитаны на дурной вкус и низкую культуру людей, отвлекают читателя от проблем современности. Они обращают внимание на сенсационные сообщения об убийствах, НЛО, сплетнями о жизни «звезд» и так далее.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.