В психологии толерантность определяется как внутренняя установка личности, носит характер добровольного выбора индивидом отношений к людям, к миру и к себе. Толерантность как установка представляет собой когнитивную, эмоционально-волевую и поведенческую готовность индивида к восприятию, пониманию, осмыслению, принятию и взаимодействию с другим субъектом. Основными компонентами толерантности являются эмпатия и коммуникативность.
В педагогике (например, Б.З. Вульфовым) толерантность понимается как способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни. При этом важен процесс воспитания толерантности как целенаправленной организации позитивного опыта толерантности, т.е. создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами.
На наш взгляд, толерантность - это та личностная и общественная характеристика, которая предполагает осознание и принятие того, что мир и социальная среда являются многомерными. А это значит, что и взгляды на этот мир многоаспектны и не могут сводиться к единообразию. При этом толерантность определяет способность человека в проблемных, кризисных ситуациях активно и адекватно взаимодействовать с самим собой, с другими людьми и окружающим миром.
Очевидно, что воспитание толерантности предусматривает овладение фундаментальными, интегративными знаниями, совершенствование коммуникативных навыков, развитие эмпатии и построение субъект-субъектных отношений в процессе обучения.
Наша собственная практика показывает, что успешность управления процессом воспитания толерантности зависит от того, насколько целенаправленно реализуются такие принципы, как:
В педагогике (например, Б.З. Вульфовым) толерантность понимается как способность человека (или группы) сосуществовать с другими людьми (сообществами), которым присущи иные менталитет, образ жизни. При этом важен процесс воспитания толерантности как целенаправленной организации позитивного опыта толерантности, т.е. создание пространства прямого или опосредованного взаимодействия с другими, иными по взглядам или поведению людьми, их сообществами.
На наш взгляд, толерантность - это та личностная и общественная характеристика, которая предполагает осознание и принятие того, что мир и социальная среда являются многомерными. А это значит, что и взгляды на этот мир многоаспектны и не могут сводиться к единообразию. При этом толерантность определяет способность человека в проблемных, кризисных ситуациях активно и адекватно взаимодействовать с самим собой, с другими людьми и окружающим миром.
Очевидно, что воспитание толерантности предусматривает овладение фундаментальными, интегративными знаниями, совершенствование коммуникативных навыков, развитие эмпатии и построение субъект-субъектных отношений в процессе обучения.
Наша собственная практика показывает, что успешность управления процессом воспитания толерантности зависит от того, насколько целенаправленно реализуются такие принципы, как:
- принцип индивидуализации, который предполагает определение индивидуальной траектории воспитания толерантного сознания и поведения;
- принцип субъективности, который требует опоры на активность самого ребенка, всемерное стимулирование его самовоспитания, сознательного поведения;
- принцип рефлексивной позиции, который предполагает ориентацию на формирование устойчивой системы толерантных отношений школьника к какой-либо значимой для него проблеме;
- принцип адекватности, который требует соответствия содержания средствам воздействия той ситуации, в которой организуется учебно-воспитательный процесс.
Принципы нашли свое отражение в содержании, формах, методах и приемах воспитания толерантной личности в процессе обучения.
Так, в интеллектуальной сфере необходимо целенаправленно и систематически формировать действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы взаимопонимания, терпимости, принципы отношений с людьми различных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу нами использовался прежде всего метод убеждения. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами, принятыми в обществе, или отклонениями от норм: эмпатию, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу обучающихся, является внушение.
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора действий: адекватную самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с поведением других людей, самоконтроль.
В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к самосовершенствованию, любовь к себе и другим. Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на активное вовлечение учащихся в систему новых для них взаимоотношений.
В волевой сфере следует формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: смелость, принципиальность в отстаивании нравственных норм. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.
В мотивационной сфере наиболее действенен метод стимулирования. При этом педагог должен уверенно и четко выражать свое негативное отношение к ним-толерантному поведению.
В предметно-практической сфере необходимо развивать способность учащихся совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности. Для этого надо как можно чаще создавать воспитывающие ситуации на занятиях.
Следует учесть, что воспитание толерантности носит непрерывный характер и может быть понято лишь в логике качественных личностных изменений человека. Поэтому управление процессом воспитания толерантности должно опираться на возрастные особенности ребенка (физиологические, психологические, социальные).
Особое внимание необходимо уделять формированию толерантности в условиях учебного процесса, основываясь на целостном подходе. При этом следует выстраивать воспитательную траекторию как линию движения от случайно-ситуативного проявления толерантности через признание возможности толерантного взаимодействия в соответствии с регламентирующими нормами и правилами поведения, принятыми в обществе, к становлению толерантной позиции.
Анализ современной педагогической практики показывает, что в процессе воспитания толерантности особое место занимает формирование эффективных отношений между субъектами взаимодействия. И наилучшим образом это удается в условиях личностно- ориентированного обучения, которое предполагает приоритет целей самореализации обучающихся, предпочтение тех форм и методов, которые позволяют организовать их активную, продуктивную деятельность, и лишь на третьем месте по значимости находится отбор содержания учебного материала.
Как отмечает М.В.Левит, на любом занятии, уроке целенаправленное и спонтанное изменение личности обучающихся (и, на наш взгляд, преподавателя) происходит благодаря комплексу воздействий: стилю образовательного общения, культуре управления образовательной деятельностью, дидактической культуре, методическим приемам.
Педагогическая психология указывает на важность системной реализации всех активизирующих деятельность школьника принципов обучения: индивидуализации, проблематизации, диалогизации, активно-действенных форм организации занятий. Например, принцип работы в группе состоит в передаче учащимся функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. В этом состоит основная ценность этой формы работы. В процессе групповой работы учащимся приходится высказываться, давать обоснования решениям. Естественно предположить, что при решении каких-либо задач высказывания учащихся не всегда совпадают, а следовательно, могут возникать споры. Формирование умения мирно решать эти споры и является одной из задач воспитания толерантности в ходе групповой работы на занятиях.
В личностно-ориентированном обучении индивидуальный стиль познавательной деятельности обучающихся играет важную роль. К сожалению, целенаправленный учет стиля образовательного общения часто выпадает из поля зрения преподавателя. Но ведь демократически требовательный и поддерживающе-сотруднический стили формируют у учащихся жизненную стратегию достижения успеха и сопутствующие черты характера: толерантность, адекватную самооценку, инициативность, ответственность, смелость, стремление помочь, желание попробовать себя в незнакомой деятельности.
Культура управления образовательной деятельностью должна обязательно согласовываться со стилем общения. Только так можно вовлечь обучающихся в процесс определения целей занятия, «проблемного поля», выяснения своего отношения к предметному и личностному смыслу происходящего «здесь и сейчас», а также и к перспективам общения, сосредоточить внимание обучающихся на тех изменениях, которые происходят с ними самими. Таким образом, субъективная позиция обучающегося на занятиях вырастает до соавторства и сотрудничества, что позволяет говорить и о его сформированном толерантном поведении.
Наш собственный опыт преподавания в общеобразовательной школе, системе среднего и высшего профессионального образования убедительно показывает, что в зависимости от однообразия или вариативности дидактической структуры занятий (лекций, семинаров, практикумов, уроков) формируется ментальность: либо репродуктивная, либо продуктивно-эвристическая, креативная. Включение в образовательный процесс методов познания и преобразования мира, информационных и телекоммуникационных технологий, целеполагания, планирования, рефлексии позволяет педагогу овладеть способами продуктивного творческого взаимодействия с учениками. А это, в свою очередь, влияет на формирование стремления к самосовершенствованию, активность вовлечения в систему новых для учащихся отношений, умение принципиально относиться к действительности.
Какие первые конкретные шаги необходимо предпринять педагогам, чтобы целенаправленно влиять на процесс воспитания толерантной личности? Приведем высказывание А. Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».
Итак, процесс формирования толерантности в процессе обучения необходимо строить, опираясь на взаимоотношения педагога и учащегося, используя возможности урока.
Отстаивая свою самостоятельность, ученик формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение «реального Я» и «идеального Я». Мы наблюдали, что постепенно в ходе организуемых на уроке рефлексий, диспутов, дискуссий позитивно изменяется поведение учащихся.
Поведение школьника, для которого характерны застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, заметно отличается от поведения ребенка агрессивного, склонного к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости. Поэтому в ходе преподавания полезно использовать такие формы, как ролевые игры, работу в малых группах, в парах, коллективные творческие задания.
Важно и интимно-личное общение со сверстниками, с представителями другого пола. Нужно отметить, что, например, работа на уроках физики в группах с разнополым составом при решении задач, выполнении исследовательских заданий в ходе лабораторных работ часто была более продуктивной и характеризовалась толерантным стилем взаимоотношений.
Нередко учащиеся имеют тенденцию к утверждению своей исключительности, «индивидуальности», стремлению чем-то выделиться. С одной стороны, это может быть позитивным, если усиливает познавательную мотивацию, мотивацию достижения успеха. С другой стороны, педагог должен быть внимателен к возможным проявлениям интолерантного поведения таких учащихся. Организуя, например, работу по взаимопроверке, следует объединять в пары с такими учащимися детей с адекватной самооценкой, с высоким уровнем самоконтроля, авторитетных для большинства учеников класса, группы.
Борьба за самоутверждение проявляется в школе и через скрытое или открытое противодействие требованиям педагогов. От педагогов в таких случаях требуется гармоничное сочетание требовательности и понимания, авторитарности и демократичности в стиле общения, то есть проявление собственного толерантного поведения.
На уроке учащиеся любят работать группами, парами, советоваться. Общаясь между собой, ученики включаются в активную мыслительную деятельность, при этом возникают условия для формирования терпимости к альтернативным высказываниям и мыслям одноклассников. Наблюдая за работой учащихся, учитель уточняет, с какими трудностями они встречаются. В ходе фронтальной, эвристической или частично-поисковой беседы устанавливаются причины затруднений и разбираются возникшие вопросы.
Необходимо отметить, что высокую результативность дают не все учебные группы. Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, надо целенаправленно формировать состав учебных групп, внимательно подбирать консультантов, способных планировать работу, важно учитывать наличие или отсутствие дружеских контактов, психологической совместимости между учащимися. Наиболее производительно работают группы, сформированные из учеников с высокими учебными возможностями и высоким уровнем толерантности. Эти учащиеся владеют навыками самостоятельной работы, развитой речью, быстротой реакции, имеют достаточную познавательную активность. Если в классе много таких учеников, то очень результативны будут проблемные диспуты, дискуссии, например, посвященные драмам научных идей в истории открытия законов, явлений.
В современном мире обостряется количество самых разнообразных по внутреннему содержанию и масштабности противоречий: это межгосударственные, внутригосударственные и многочисленные межличностные противоречия. Все это требует внедрения стратегии толерантного мышления и, главное, деятельности в общественное сознание на самых различных уровнях. Актуально утверждение Б.С. Гершунского о том, что воспитание толерантности в человеческих отношениях является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке. И с этим нельзя не согласиться.
Министерство образования и науки Астраханской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Астраханской области начального профессионального образования «Профессиональное училище № 26»
Так, в интеллектуальной сфере необходимо целенаправленно и систематически формировать действенность знаний о ценностях толерантности: идеалы взаимопонимания, терпимости, принципы отношений с людьми различных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу нами использовался прежде всего метод убеждения. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами, принятыми в обществе, или отклонениями от норм: эмпатию, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу обучающихся, является внушение.
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора действий: адекватную самооценку, самокритичность, умение соотнести свое поведение с поведением других людей, самоконтроль.
В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к самосовершенствованию, любовь к себе и другим. Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на активное вовлечение учащихся в систему новых для них взаимоотношений.
В волевой сфере следует формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: смелость, принципиальность в отстаивании нравственных норм. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения.
В мотивационной сфере наиболее действенен метод стимулирования. При этом педагог должен уверенно и четко выражать свое негативное отношение к ним-толерантному поведению.
В предметно-практической сфере необходимо развивать способность учащихся совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности. Для этого надо как можно чаще создавать воспитывающие ситуации на занятиях.
Следует учесть, что воспитание толерантности носит непрерывный характер и может быть понято лишь в логике качественных личностных изменений человека. Поэтому управление процессом воспитания толерантности должно опираться на возрастные особенности ребенка (физиологические, психологические, социальные).
Особое внимание необходимо уделять формированию толерантности в условиях учебного процесса, основываясь на целостном подходе. При этом следует выстраивать воспитательную траекторию как линию движения от случайно-ситуативного проявления толерантности через признание возможности толерантного взаимодействия в соответствии с регламентирующими нормами и правилами поведения, принятыми в обществе, к становлению толерантной позиции.
Анализ современной педагогической практики показывает, что в процессе воспитания толерантности особое место занимает формирование эффективных отношений между субъектами взаимодействия. И наилучшим образом это удается в условиях личностно- ориентированного обучения, которое предполагает приоритет целей самореализации обучающихся, предпочтение тех форм и методов, которые позволяют организовать их активную, продуктивную деятельность, и лишь на третьем месте по значимости находится отбор содержания учебного материала.
Как отмечает М.В.Левит, на любом занятии, уроке целенаправленное и спонтанное изменение личности обучающихся (и, на наш взгляд, преподавателя) происходит благодаря комплексу воздействий: стилю образовательного общения, культуре управления образовательной деятельностью, дидактической культуре, методическим приемам.
Педагогическая психология указывает на важность системной реализации всех активизирующих деятельность школьника принципов обучения: индивидуализации, проблематизации, диалогизации, активно-действенных форм организации занятий. Например, принцип работы в группе состоит в передаче учащимся функций, традиционно выполняемых учителем: информационных, организационных, контролирующих и (частично) оценивающих. В этом состоит основная ценность этой формы работы. В процессе групповой работы учащимся приходится высказываться, давать обоснования решениям. Естественно предположить, что при решении каких-либо задач высказывания учащихся не всегда совпадают, а следовательно, могут возникать споры. Формирование умения мирно решать эти споры и является одной из задач воспитания толерантности в ходе групповой работы на занятиях.
В личностно-ориентированном обучении индивидуальный стиль познавательной деятельности обучающихся играет важную роль. К сожалению, целенаправленный учет стиля образовательного общения часто выпадает из поля зрения преподавателя. Но ведь демократически требовательный и поддерживающе-сотруднический стили формируют у учащихся жизненную стратегию достижения успеха и сопутствующие черты характера: толерантность, адекватную самооценку, инициативность, ответственность, смелость, стремление помочь, желание попробовать себя в незнакомой деятельности.
Культура управления образовательной деятельностью должна обязательно согласовываться со стилем общения. Только так можно вовлечь обучающихся в процесс определения целей занятия, «проблемного поля», выяснения своего отношения к предметному и личностному смыслу происходящего «здесь и сейчас», а также и к перспективам общения, сосредоточить внимание обучающихся на тех изменениях, которые происходят с ними самими. Таким образом, субъективная позиция обучающегося на занятиях вырастает до соавторства и сотрудничества, что позволяет говорить и о его сформированном толерантном поведении.
Наш собственный опыт преподавания в общеобразовательной школе, системе среднего и высшего профессионального образования убедительно показывает, что в зависимости от однообразия или вариативности дидактической структуры занятий (лекций, семинаров, практикумов, уроков) формируется ментальность: либо репродуктивная, либо продуктивно-эвристическая, креативная. Включение в образовательный процесс методов познания и преобразования мира, информационных и телекоммуникационных технологий, целеполагания, планирования, рефлексии позволяет педагогу овладеть способами продуктивного творческого взаимодействия с учениками. А это, в свою очередь, влияет на формирование стремления к самосовершенствованию, активность вовлечения в систему новых для учащихся отношений, умение принципиально относиться к действительности.
Какие первые конкретные шаги необходимо предпринять педагогам, чтобы целенаправленно влиять на процесс воспитания толерантной личности? Приведем высказывание А. Дистервега: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель».
Итак, процесс формирования толерантности в процессе обучения необходимо строить, опираясь на взаимоотношения педагога и учащегося, используя возможности урока.
Отстаивая свою самостоятельность, ученик формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ «Я», соотношение «реального Я» и «идеального Я». Мы наблюдали, что постепенно в ходе организуемых на уроке рефлексий, диспутов, дискуссий позитивно изменяется поведение учащихся.
Поведение школьника, для которого характерны застенчивость, неопределенность уровня притязаний, внутренние противоречия, заметно отличается от поведения ребенка агрессивного, склонного к крайним точкам зрения и позициям. Конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости. Поэтому в ходе преподавания полезно использовать такие формы, как ролевые игры, работу в малых группах, в парах, коллективные творческие задания.
Важно и интимно-личное общение со сверстниками, с представителями другого пола. Нужно отметить, что, например, работа на уроках физики в группах с разнополым составом при решении задач, выполнении исследовательских заданий в ходе лабораторных работ часто была более продуктивной и характеризовалась толерантным стилем взаимоотношений.
Нередко учащиеся имеют тенденцию к утверждению своей исключительности, «индивидуальности», стремлению чем-то выделиться. С одной стороны, это может быть позитивным, если усиливает познавательную мотивацию, мотивацию достижения успеха. С другой стороны, педагог должен быть внимателен к возможным проявлениям интолерантного поведения таких учащихся. Организуя, например, работу по взаимопроверке, следует объединять в пары с такими учащимися детей с адекватной самооценкой, с высоким уровнем самоконтроля, авторитетных для большинства учеников класса, группы.
Борьба за самоутверждение проявляется в школе и через скрытое или открытое противодействие требованиям педагогов. От педагогов в таких случаях требуется гармоничное сочетание требовательности и понимания, авторитарности и демократичности в стиле общения, то есть проявление собственного толерантного поведения.
На уроке учащиеся любят работать группами, парами, советоваться. Общаясь между собой, ученики включаются в активную мыслительную деятельность, при этом возникают условия для формирования терпимости к альтернативным высказываниям и мыслям одноклассников. Наблюдая за работой учащихся, учитель уточняет, с какими трудностями они встречаются. В ходе фронтальной, эвристической или частично-поисковой беседы устанавливаются причины затруднений и разбираются возникшие вопросы.
Необходимо отметить, что высокую результативность дают не все учебные группы. Чтобы осуществлять эффективное взаимодействие учеников в группе, надо целенаправленно формировать состав учебных групп, внимательно подбирать консультантов, способных планировать работу, важно учитывать наличие или отсутствие дружеских контактов, психологической совместимости между учащимися. Наиболее производительно работают группы, сформированные из учеников с высокими учебными возможностями и высоким уровнем толерантности. Эти учащиеся владеют навыками самостоятельной работы, развитой речью, быстротой реакции, имеют достаточную познавательную активность. Если в классе много таких учеников, то очень результативны будут проблемные диспуты, дискуссии, например, посвященные драмам научных идей в истории открытия законов, явлений.
В современном мире обостряется количество самых разнообразных по внутреннему содержанию и масштабности противоречий: это межгосударственные, внутригосударственные и многочисленные межличностные противоречия. Все это требует внедрения стратегии толерантного мышления и, главное, деятельности в общественное сознание на самых различных уровнях. Актуально утверждение Б.С. Гершунского о том, что воспитание толерантности в человеческих отношениях является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке. И с этим нельзя не согласиться.
Министерство образования и науки Астраханской области Государственное бюджетное образовательное учреждение Астраханской области начального профессионального образования «Профессиональное училище № 26»
преподаватель спецдисциплин Кулшманова У.А.
г. Харабали 2013г.
г. Харабали 2013г.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.