Валентина, 20.03.2013 0

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ, ВОСПИТАТЕЛЯ И ЛОГОПЕДА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

zvonovalentina@mail.ru

Приходя учиться в школу, ребёнок испытывает множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми – учителями. Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребёнка принадлежит учителю начальных классов. Первая учительница – явление непреходящее.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Приходя учиться в школу, ребёнок испытывает множество психологических трудностей адаптации, связанных как с изменением его социальной позиции, так и привыканием к взаимодействию с новыми для него взрослыми – учителями. Особенно важная роль в обеспечении качества школьной жизни ребёнка принадлежит учителю начальных классов. Первая учительница – явление непреходящее. Она входит во внутренний мир школьника и навсегда становится частью жизни, личной биографии каждого человека. От того, каким окажется первый учитель, зависит отношение ребёнка ко всем последующим учителям и формирование многих личностных качеств взрослого человека.

Труд учителя относится к группе таких общественно значимых занятий, в которых важное место занимает профессиональная мораль. Учитель начальных классов – первый представитель педагогического цеха, который встречает ребёнка в школе. Он демонстрирует ребёнку самые запоминающиеся образцы учительского поведения и воздействия. Перед учителем начальных классов напрямую стоит воспитательная задача привить ребёнку нормы и правила отношения к учебной деятельности и к самому себе, взаимодействия с учителями, воспитателями и сверстниками.

Предметом трудовой деятельности учителя является сама человеческая личность ученика. По роду своей деятельности учитель вступает в непосредственный контакт с учеником и его родителями, оказывает влияние на их жизнь, интересы и судьбы.
"Задача педагога постараться сохранить природную мотивацию детей к освоению окружающего мира, их стремление быть самостоятельными и ответственными в жизни." [М. Монтессори]

Ребенок всегда остается ребенком, а отклонения в работе какой-то системы его организма – есть собственность ее развития. Задача взрослых постараться создать адекватные условия для воспитания ученика именно с учетом этой особенности, сделать ее отправной точкой в работе с каждым из них. Дети должны увидеть в нас Друга, Помощника, Партнера, ощутить персональную заботу о себе, как о личности, которую любят, понимают и принимают такой, какая она есть. Формирование у обучающихся гражданской ответственности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и адаптации на рынке труда – основные задачи школьного воспитания. В школах-интернатах ключевая роль в решении этих задач возлагается на учителя, воспитателя и логопеда. Очень многое здесь зависит от взаимодействия, взаимопонимания и сотрудничества этих трёх педагогов. Именно учитель и воспитатель берут на себя ответственность за то, чтобы каждый ученик класса состоялся как личность, не был унижен, узнал, каковы его возможности. В коррекционной школе, где речь идет о воспитании детей с проблемами в развитии, эта ответственность еще более возрастет.

«Мы, взрослые, не являемся создателями ни внешних форм ребенка, ни внутренних. Природа, творение – вот кто всем управляет. Считаться с детьми, уважать их права, понимая, что дети тоже трудятся, создавая человека в себе. Им досталась, может быть, самая тяжелая задача, ведь у них нет ничего, кроме внутреннего потенциала» [М. Монтессори].

Не многолетний опыт работы в коррекционной школе научил меня начинать работу классного руководителя именно с глубокого и всестороннего изучения каждого ребенка, потенциальных его возможностей. За годы сложилась определенная система моей работы как классного руководителя. В самом начале это:
  • изучение личного дела ребенка,
  • изучение семьи,
  • непосредственное наблюдение,
  • составление на основе собственных данных характеристики ученика,
  • определение перспектив его развития и коррекции.
Учитель, воспитатель и логопед в школе-интернате призваны на протяжении ряда лет работать рука об руку, согласовывая и сверяя каждый свой шаг, чтобы совместными усилиями смоделировать такую внутри классную систему воспитания, которая обеспечила бы максимальное развитие каждого конкретного ребенка с учетом его индивидуальных личностных особенностей, его физического и психического здоровья.
Второе направление в работе классного руководителя – взаимодействие и сотрудничество с воспитателем и логопедом.
  • выработка общей стратегии воспитание детей,
  • согласование планов работы,
  • взаимопосещение классных часов и внеклассных мероприятий,
  • совместная подготовка больших и важных школьных мероприятий.
Свобода – уникальное средство развития личности, ума, характера и чувств.
Представить детям разумную свободу взросления – следующее основополагающее направление в работе. Оно предполагает:
  • не брать сразу инициативу на себя, доверить ее детям,
  • предоставить детям свободу в формировании своей жизненной позиции, свободу проявления своего «я» в учебе, в труде и творчестве,
  • исключить сравнения поступков и самостоятельного выбора детей с кем-либо, главное – их собственные успехи и продвижение в развитии,
  • на ошибках учатся, приучать детей не бояться ошибаться в становлении своего «я»,
  • чаще напоминать детям о важности для них самих, для общества их самостоятельной нравственной гражданской позиции.
  • Учитель, воспитатель, логопед, родители и дети – единый дружный сплоченный коллектив. Мы одна семья, у нас общие цели, общие заботы и общие радости. Добрые доверительные заинтересованные отношения с родителями детей – еще одно направление в работе классного руководителя и воспитателя.
  • формирование союза единомышленников: педагоги – дети – родители,
  • глубокое знание и развития ребенка в семье, забота о его здоровье,
  • педагогическое образование родителей через родительские собрании, посещение семей, индивидуальную работу с ними,
  • привлечение родителей к участию в классных часах, детских общешкольных праздниках, в делах класса,
  • доброжелательность и открытость в отношениях, тактичность и заинтересованность в решении детских проблем,
  • особое внимание семьи с социально опасным положением.

Одним из важнейших вопросов организации работы интерната является взаимосвязь в работе воспитателя, учителя и логопеда. От этого зависит учёба и воспитанность наших учащихся.
  1. Совместная работа воспитателя и учителя по воспитанию коллектива, планированию и проведению внеурочной воспитательной работы;
  2. Ведению психолого-педагогических наблюдений, посещаемость уроков класса и т.д.
  3. Это обмен информацией между учителем и воспитателем. Классные журналы, журналы групп, дневники учащихся, личная беседа – средства такого обмена.
  4. Это совместная работа с родителями
  5. Совместное проведение учителем и воспитателем отдельных учебно – воспитательных мероприятий.
  6. Это обсуждение единых требований к учащимся по предмету,
Режим устной и письменной речи, ведение тетрадей, объём домашних заданий, возможности усиления эффективности уроков и самоподготовки.

Психолого-педагогические наблюдения имеют большое значение для нашей школы, для осуществления индивидуального подхода к учащимся. Личные встречи воспитателей и учителей дают информацию для работы и учителя и воспитателя (например, как работали дети на самоподготовке, какая им оказывалась помощь, об их успехах и пробелах в знаниях). Воспитатель и учитель договариваются о совместных действиях для повышения эффективности урока и самоподготовки. В объединении усилий педагогов и воспитателей большую роль играет совместная работа с родителями учащихся.

Оценки, выставленные на уроке за выполнение домашних заданий, дают воспитателю основание сделать вывод об уровне и качестве самоподготовке в классе, помогают установить, с кем надо работать индивидуально. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля, динамики хода и эффективности коррекции, поведения диагностических процедур. Поэтому все этапы коррекционно-педагогической деятельности учащихся – от постановки целей до достижения результата целесообразно отражать в дневнике коррекционной работы. Коррекционный дневник учащегося позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой педагогами. Важным условием успешной коррекционной работы является непрерывность педагогического воздействия.

Каждый педагог планирует свою коррекционную работу с учащимся, опираясь на свой предмет, но в то же время координирует их с целями других специалистов. Коррекционная работа должна быть направлена на профилактику и коррекцию отклонений в развитии, поведении, учебе, на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.

Список литературы
 Алексеевских Д.Ю., Андрейкин А.А. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности. - М.
 
Звонова Валентина Викторовна
учитель начальных классов
ГКС (К) ОУ «С(К)ОШИ №3 II вида г. Энгельса Саратовской области» 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Сайт: http://pedsovet.su