Чипизубова Э.В.,
04.04.2013 0
Воспитание гражданственности путем изучения материалов избирательного права в России
За последние десятилетия в России происходят глубокие качественные изменения во многих сферах жизни общества. Наиболее значимые изменения происходят в политической сфере. Российская Федерация идет по пути формирования правового государства и становления гражданского общества. Успехи на этом пути зависят не только от совершенствования законодательства и модернизации правовых отношений, но и от готовности личности жить в условиях демократических ценностей, от уровня правовой культуры и активной гражданской позиции каждого.
Но создание правового государства, укрепление демократических основ государственной и общественной жизни осложнено объективными и субъективными трудностями. Среди них одной из наиболее значительных является недостаточная правовая культура граждан России, общественно-политическая пассивность людей. Низкой остается активность граждан в ходе избирательной кампании. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленного формирования правового сознания подрастающего поколения.
Выборы - важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах. Одно из основных назначений избирательного процесса состоит в воздействии на политический курс, выработку парадигмы демократизации, реализации политической стратегии.
Социальная ценность выборов в том, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан, политической самоорганизации гражданского общества. Понятно, что формально-юридическая возможность быть субъектом избирательного права еще не означает ее реализацию в действительности, но для этого и существуют выборы, чтобы выработать навыки публичного, действительного, а не мнимого участия граждан и их партийных объединений в формировании государственной власти, ответственной перед гражданами и контролируемой ими.
Работа в школе, а также работа в составе участковой избирательной комиссии убедила меня в необходимости изучения избирательного права старшеклассниками - будущими избирателями. В процессе обучения у учащихся формируются ключевые компетенции, позволяющие им реализовать те цели и задачи, которые общество ставит перед молодежью. Они проявляются в умении защищать и отстаивать свои права и интересы, в полном объеме выполнять обязанности, готовности лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Подобные компетенции можно формировать на уроках обществознания и истории.
Курс Обществознания 9 класса включает изучение двух тем. Тема «Политика» дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов. Тема вводит ученика в круг политических проблем современного общества, процесса складывания правового государства и правового общества, участия граждан в политической жизни. На уроках учащиеся понимают значимость участия каждого гражданина в политической жизни и возможность через выборы оказывать влияние на политику государства. Необходимо также обратить внимание на правила поведения избирателя.
Вопросы, связанные с избирательным правом, в 10-11 классах изучаются в разделе «Основные конституционные права и обязанности граждан в России». Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву (базовый уровень) устанавливает следующие возможные темы: право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства, понятие избирательной системы, избирательный процесс: понятие, принципы, формы и процедуры избирательного процесса.
К двум из основных содержательных линий примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
Но создание правового государства, укрепление демократических основ государственной и общественной жизни осложнено объективными и субъективными трудностями. Среди них одной из наиболее значительных является недостаточная правовая культура граждан России, общественно-политическая пассивность людей. Низкой остается активность граждан в ходе избирательной кампании. Все это свидетельствует об актуальности целенаправленного формирования правового сознания подрастающего поколения.
Выборы - важнейший институт организации и функционирования публичной власти в современных политических обществах. Одно из основных назначений избирательного процесса состоит в воздействии на политический курс, выработку парадигмы демократизации, реализации политической стратегии.
Социальная ценность выборов в том, что они являются одним из существенных моментов политического самоутверждения граждан, политической самоорганизации гражданского общества. Понятно, что формально-юридическая возможность быть субъектом избирательного права еще не означает ее реализацию в действительности, но для этого и существуют выборы, чтобы выработать навыки публичного, действительного, а не мнимого участия граждан и их партийных объединений в формировании государственной власти, ответственной перед гражданами и контролируемой ими.
Работа в школе, а также работа в составе участковой избирательной комиссии убедила меня в необходимости изучения избирательного права старшеклассниками - будущими избирателями. В процессе обучения у учащихся формируются ключевые компетенции, позволяющие им реализовать те цели и задачи, которые общество ставит перед молодежью. Они проявляются в умении защищать и отстаивать свои права и интересы, в полном объеме выполнять обязанности, готовности лично участвовать в политической жизни, управлении страной в качестве избирателя или политического деятеля того или иного уровня. Подобные компетенции можно формировать на уроках обществознания и истории.
Курс Обществознания 9 класса включает изучение двух тем. Тема «Политика» дает представление о соотношении политики и власти, определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов. Тема вводит ученика в круг политических проблем современного общества, процесса складывания правового государства и правового общества, участия граждан в политической жизни. На уроках учащиеся понимают значимость участия каждого гражданина в политической жизни и возможность через выборы оказывать влияние на политику государства. Необходимо также обратить внимание на правила поведения избирателя.
Вопросы, связанные с избирательным правом, в 10-11 классах изучаются в разделе «Основные конституционные права и обязанности граждан в России». Примерная программа среднего (полного) общего образования по праву (базовый уровень) устанавливает следующие возможные темы: право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства, понятие избирательной системы, избирательный процесс: понятие, принципы, формы и процедуры избирательного процесса.
К двум из основных содержательных линий примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) относятся следующие:
- роль права в регулировании общественных отношений, законотворческий процесс в стране;
- гражданство, основные права и обязанности граждан; участие граждан в управлении государством, избирательная система в России.
Одной из целей обществоведческого знания является освоение учащимися общественно-политических категорий, понятий, терминов (т.е. категориального аппарата), широко применяемых в СМИ. Необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся приобретали навыки свободного оперирования ими в устной и письменной речи. В политико-правовой сфере это следующие термины, понятия и категории: политическая власть, суверенитет, демократия, Конституция, правовое государство, разделение ветвей власти, органы законодательной, исполнительной и судебной власти, местное самоуправление, гражданин, гражданское общество, политическая активность, формы участия граждан в политической жизни, гражданская ответственность, гражданская позиция, выборы, референдум, абсентеизм, политические партии, избирательная система, избирательное право, принципы избирательного права, избирательный процесс, избирательные права граждан, активное избирательное право, пассивное избирательное право, избирательная кампания, мажоритарная избирательная система, пропорциональная избирательная система.
Основные задачи для учителя состоят в раскрытии демократического потенциала избирательного права и процесса в системе российского публичного права в целом и как формирующейся подотрасли конституционного (государственного) права, в частности:
• показать значение свободных выборов в формировании органов государственной власти и местного самоуправления;
• выявить степень воздействия международных избирательных стандартов на формирование новейшего российского избирательного законодательства и практику проведения выборов в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления.
В результате изучения материала по темам «Избирательное право и избирательный процесс в РФ» учащиеся смогут:
Основные задачи для учителя состоят в раскрытии демократического потенциала избирательного права и процесса в системе российского публичного права в целом и как формирующейся подотрасли конституционного (государственного) права, в частности:
• показать значение свободных выборов в формировании органов государственной власти и местного самоуправления;
• выявить степень воздействия международных избирательных стандартов на формирование новейшего российского избирательного законодательства и практику проведения выборов в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления.
В результате изучения материала по темам «Избирательное право и избирательный процесс в РФ» учащиеся смогут:
- познакомиться с формулой современных выборов, с ее преимуществами и недостатками;
- получить опыт работы, участия в избирательной кампании (деловая игра);
- понять важность знания и умения пользоваться избирательными правами;
- расширить и углубить знания о том, как происходит избирательная кампания;
- проводить первичный анализ и применение информации;
- характеризовать избирательные системы;
- объяснять роль избирательных комиссий в процессе выборов;
- увидеть реальные возможности граждан влиять на жизнь своего региона, своей страны посредством участия в выборах;
- стать активными участниками школьных, муниципальных, региональных олимпиад, конкурсов сочинений и рисунков на тему выборов.
- понимать социальное назначение, общественно-гражданский смысл выборов и референдумов;
- усвоить необходимость защищать и развивать демократические процессы участия граждан в избирательном процессе.
На уроках ученики работают с текстами нормативно-правовых актов:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон "О референдуме Российской Федерации";
- Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации";
- Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" с прилагаемыми материалами;
- Федеральный закон "Об административной ответственности юридических лиц за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах";
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Закон Забайкальского края от 29.06.2012 N 676-ЗЗК "О выборах Губернатора Забайкальского края" (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 27.06.2012)
- Закон Забайкальского края от 06.07.2010 № 385-ЗЗК "О муниципальных выборах в Забайкальском крае" (принят Законодательным Собранием Забайкальского края 30.06.2010)
- Закон Забайкальского края от 6 декабря 2012 Г. N 753-ЗЗК "О выборах депутатов законодательного собрания Забайкальского края".
Имеется достаточное количество проблем, особенно непосредственно в преподавании правоведческого курса. Дефицит учебной литературы, методической литературы, отсутствие каких-либо наглядных пособий по теме, и, наконец, необходимость в регулярных специальных курсах по избирательному праву для учителей - вот небольшой перечень проблем на сегодняшний день. Для их успешного решения необходимы совместные усилия и школы, и органов власти, и родительской общественности.
Список литературы
Нормативные правовые акты:
Список литературы
Нормативные правовые акты:
- Конституция Российской Федерации
- Федеральный закон от 12.06,2002 № 67-ФЗ «Об основных гаран¬тиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
- Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Пре¬зидента Российской Федерации»
- Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
- Федеральный закон от 11.07. 2001 № 95-ФЗ «О политических партиях»
- Федеральный закон от 06. 10.2003 № 131-ФЗ «Об общих прин¬ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Литература:
1. Авакьян С.А.«Какая избирательная система лучше?» журнал «Российская Федерация сегодня» 2004 . №23
2. Баглай М. Конституционное право РФ. М., 1998.
3. Васильев В.И., Постников А.Е. Путеводитель по избирательной кампании: Пособие для кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков. М., 2011
4. Веденеев Ю.А. Политические партии в избирательном процессе: правовые иллюзии и юридическая реальность. Государство и право. — 1997, № 8
5. Гаджиев К.С. Введение в политологию. Книга для учащихся старших классов. М., 1999.
6. Загайнов СВ. Избирательные технологии в России // Препода¬вание истории в школе. № 5, 2005
7. Зевелев А.И. Политические партии России: история и современ¬ность. - М., 2000
8. Ибрагимова Л.Д., Юсупова Г.Я. Воспитание гражданственности учащихся в процессе изучения избирательного права. Преподавание истории в школе. – 2003 - №10.
9. Ильина Е.М. Урок по теме «Политическая роль избирателя». Преподавание истории и обществознания. 2006, № 5.
10. Лямаева Н.Н. Методика проведения занятия «Выборы в демократическом обществе». Преподавание истории и обществознания, 2007 , № 2.
11. Постников А.Е. Избирательное право России. — М., 2002
12. Права человека и выборы: сборник материалов. — М., 2002
13. Практикум по обществознанию под редакцией Князева В.Н. – М. 2002 г.
14. Пугачев В.П. Политология: справочник студента. М., 1999.
15. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. М., Дрофа, 2006
16. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
17. http://standart.edu.ru/
18. http://www.edusite.ru/p372aa1.html
1. Авакьян С.А.«Какая избирательная система лучше?» журнал «Российская Федерация сегодня» 2004 . №23
2. Баглай М. Конституционное право РФ. М., 1998.
3. Васильев В.И., Постников А.Е. Путеводитель по избирательной кампании: Пособие для кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков. М., 2011
4. Веденеев Ю.А. Политические партии в избирательном процессе: правовые иллюзии и юридическая реальность. Государство и право. — 1997, № 8
5. Гаджиев К.С. Введение в политологию. Книга для учащихся старших классов. М., 1999.
6. Загайнов СВ. Избирательные технологии в России // Препода¬вание истории в школе. № 5, 2005
7. Зевелев А.И. Политические партии России: история и современ¬ность. - М., 2000
8. Ибрагимова Л.Д., Юсупова Г.Я. Воспитание гражданственности учащихся в процессе изучения избирательного права. Преподавание истории в школе. – 2003 - №10.
9. Ильина Е.М. Урок по теме «Политическая роль избирателя». Преподавание истории и обществознания. 2006, № 5.
10. Лямаева Н.Н. Методика проведения занятия «Выборы в демократическом обществе». Преподавание истории и обществознания, 2007 , № 2.
11. Постников А.Е. Избирательное право России. — М., 2002
12. Права человека и выборы: сборник материалов. — М., 2002
13. Практикум по обществознанию под редакцией Князева В.Н. – М. 2002 г.
14. Пугачев В.П. Политология: справочник студента. М., 1999.
15. Сборник нормативных документов. Федеральный компонент государственного стандарта. М., Дрофа, 2006
16. http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/
17. http://standart.edu.ru/
18. http://www.edusite.ru/p372aa1.html
Чипизубова Э.В. МБОУ СОШ №25,г. Чита.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.